Использование учителем математики приемов занимательности, связанных с подачей задания

Выступление на ШМО учителей математики и информатики
«Приемы занимательности на уроках математики»
(Капин А.В.)

Основным способом составления занимательных задач является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: составитель вспоминает какую-либо занимательную задачу и преобразует ее в похожую с некоторыми изменениями. Например, учитель вспомнил или прочитал следующее занимательное задание: «На доске был начерчен квадрат. Потом его стерли, оставив одну из сторон. Восстановите квадрат с помощью циркуля и угольника». Он по аналогии может составить такое задание: «На доске был начерчен координатный луч. Потом часть его стерли, осталась только его часть, изображенная на рисунке. Восстановите луч».
Нередко занимательно сформулированная учителем проблема позволяет учащимся высказывать самостоятельно математические идеи (разумеется, соответствующие их уровню развития).
Все приемы занимательности можно разбить на три группы: приемы занимательности, связанные с подачей задания; приемы занимательности, связанные со структурой задания; приемы занимательности, связанные с организацией и процессом решения.
Это деление в определенной степени условно. Оно прежде всего нужно для того, чтобы легче было ориентироваться при составлении занимательных заданий. Отметим также, что многим приемам даны образные, яркие, необычные названия и прежде всего для того, чтобы они остались в памяти учителя и легко вспоминались им при составлении занимательных заданий. Разумеется, учитель может придумать и свои названия, которые ему кажутся более удачными.
1. Приемы занимательности, связанные с подачей задания:
Приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму. Рассмотрим несколько таких приемов.
«Математический герой» - в урок вводится какой-либо математический герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус и т. д.
«Задумай» - учитель (ученик) задумывает математический объект, а ученики (учитель) должны отгадать то, что задумано, или то, что связано с задуманным.
«Пример» - Я задумал два числа. Задайте только один вопрос и, выслушав ответ, скажите, одинакового ли они знака.
«Логический каркас» - путем логических рассуждений требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.
«Задание с продолжением» - новое задание получается из предыдущего путем дописывания к формулировке старого задания одного или нескольких слов (символов).
2. Приемы занимательности, связанные со структурой задания
«Обращение» - в обычных упражнениях требуется по указанным компонентам и действиям получить результат. Таких заданий на уроках математики много. Они необходимы в обучении. Но иногда эффективны и обратные упражнения: по указанным компонентам и результату отыскать действия или по указанным действиям и результату найти компоненты.
Подобные обращения можно провести практически на любом математическом материале, в любых видах заданий, причем обучающий эффект этих заданий подчас не меньше, чем обычных, так как подобные задания обычно требуют от учащихся глубокого владения программным материалом, тщательного анализа условий и требований, сообразительности и рационализации решения.
«Противоречие» - в одном и том же математическом объекте или утверждении два (или более) свойства противоречат друг другу. Ученику надо выявить противоречие и устранить его.
«Запрет» - при каком-либо высказывании, решении ученику предлагается пользоваться только определенными объектами или запрещается пользоваться заранее оговоренными объектами (числом, символом, операцией, свойством, рассуждением, инструментом и т. д.). Этот прием основан на том, что внезапное сужение поля выбора вызывает занимательный эффект.
«Найдите ошибку» - ученику предлагается отыскать ошибку (ошибки) в решении (ответе) одного или нескольких заданий.
3. Приемы занимательности, связанные с организацией и процессом решения задания.
«Использование игровых моментов» - отметим, что игровые моменты в той или иной степени присутствуют практически в любом занимательном задании. Это и понятно, ибо понятия «занимательность» и «игра» тесно связаны.Предлагая использовать на уроках какие-либо упражнения, учитель задает себе вопросы: а нельзя ли их предложить учащимся в игровой форме? Не будет ли это более эффективно? Опыт показывает, что иногда это можно делать. Так, целесообразно использовать игровые моменты при закреплении учебных навыков, когда учащимся приходится выполнять ряд однотипных упражнений.
"Всю занимательность обучения следует делить на "внешнюю" (не связанную с содержанием урока) и "внутреннюю", причем "внутренняя" занимательность предпочтительнее "внешней" и удельный вес ее должен постепенно увеличивается". (К.Д.Ушинский)