Статья Особенности введения в исследовательскую деятельность школьников разного возраста. Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности.


Особенности введения в исследовательскую деятельность школьников разного возраста. Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности.
Овчар Л.Л.
МБОУ лицей №51 им. Б.В. Капустина города Ростова-на-Дону
Цели образования, изложенные в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; проектный документ Министерства образования и науки «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»), дают возможность интерпретировать их как ориентацию на формирование личности, освоившей ценности мировой и отечественной культуры, способной к принятию самостоятельных решений. Анализ системы ценностей выпускников школы свидетельствует о том, что молодые люди концентрируются на круге проблем, значимых на данном этапе жизненного самоопределения. Среди их жизненных ценностей доминирует забота о себе, о собственном устройстве. Можно сказать, что смысл школьного образования для них мог бы заключаться в выявлении и развитии их личностного потенциала. Организация исследовательской и проектной деятельности способствует формированию методологической компетентности учащихся как уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Создание определенных организационно–педагогических условий в школе для развития исследовательской деятельности учащихся, позволяет максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, и ведет к повышению качества образования. 
С какого возраста можно начать привлекать учащихся к исследовательской и проектной работе по математике? По моему мнению, с любого, но уровень сложности работы и её цели должны соответствовать возрастным, психо-интеллектуальным возможностям учащихся. Так в средней и старшей школе степень сложности работ возрастает по мере сформированности у юного исследователя навыков отбора, обработки информации из литературных источников, архивных документов, фото, видео материалов, интернет ресурсов, использования методов исследования, составления плана работы, оформления работы, её презентации. Вовлечение учащихся 5-9 классов в исследовательскую работу можно начинать с подготовки доклада с его последующей презентацией. Темами таких докладов могут быть: биографии выдающихся математиков, интересный вопрос или факт из истории математики, приёмы счёта, обсуждение математических книг и т.д. Также, начинать привлекать к исследовательской и проектной деятельности можно через изготовление моделей геометрических тел и геометрических соотношений, с описанием свойств фигур; просмотр кинофильмов и презентаций о вкладе математиков в развитие науки и техники; разбор исторических и логических задач, фокусов, задач-шуток, геометрических иллюзий, игр, которые также способствуют развитию познавательного интереса. [1] В процессе подготовки таких выступлений учителем обращается внимание на сильные и слабые стороны, где можно расставить акценты. У учащихся в ходе выполнения такой работы появляется интерес к определенным темам и в дальнейшем под грамотным руководством учителя работу можно направить в более глубокое исследовательское русло.
К 10-11 классам у учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и проектной деятельности, уже должны быть сформированы навыки выполнения таких работ. Темами для исследования могут быть: функции и уравнения, неравенства и их применение, последовательности, комбинаторика и теория вероятностей, геометрические вопросы, тригонометрия и комплексные числа, применения математики, исторические сведения о математике и математиках. Степень самостоятельности выполнения работы возрастает, но остается под руководством учителя: происходит шлифовка и совершенствование приобретенных начинающими исследователями навыков. Основная задача учителя – создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Затем, необходимо совместно проанализировать проблему, отобрать необходимые методы исследования, составить план работы, выполнить саму работу, осуществляя коррекцию, предзащиту, оформление и защиту работы. [4]
Во время защиты работы основное внимание акцентировать на актуальности избранной темы исследования, сформулировать ее цель, задачи, объект, предмет, гипотезу. Необходимо показать знание современного состояния проблемы, сравнить старые и предполагаемые методы решения проблемы. Затем остановиться на причинах применения выбранных методов работы и внести предложение по практическому использованию результатов. Изложение и анализ результатов собственных исследований лучше сопровождать иллюстрациями, графиками, таблицами. В конце выступления – подвести итоги и поблагодарить за внимание. Выступающий должен уметь вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. Выход на аудиторию обязателен, это помогает ребенку поверить в свои силы при публичных выступлениях. Выступающий должен продумать: приемы эмоционального воздействия на слушателей, темп, чистоту и громкость речи, излагать по памяти, лицом к аудитории, обращаясь к иллюстрациям вполоборота. Мелочей в подготовке работы к выступлению нет. И от учителя зависит педантичность в соблюдении всех требований к работе и успешность выступления докладчика. [2]

Победитель конкурса «Математика в окружающем мире» в рамках Четвертого Фестиваля науки Юга России ЮФУ в номинации «Математика и архитектура» Кирсанова Вероника (слева – направо: Бреус И.А.- КПН, председатель жюри конкурса, Кирсанова Вероника, Овчар Л.Л.). Призеры конференций «Отечество» и ДАНЮИ :Чащина Оксана, Рыбалкина Юлия, Ардашелия Лолита.Как показала практика, участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, помимо формирования ключевых компетенций: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, необходимых для успешной учебной деятельности и самореализации в дальнейшем, позволяет овладевать профильной компетентностью, развивает ценностную и личностно-смысловую сферу обучающихся. Что подтверждается высокими результатами обучения и внеурочной деятельности. Однако, формировать ключевые компетентности у учащихся способен только педагог сам обладающий компетенциями, способный организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. [3]
Учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования таких качеств мышления, как активность, целенаправленность, гибкость, формируют культуру логических рассуждений.
Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности. В силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.
Учащиеся активно участвующие в исследовательской и проектной деятельности, обучаясь в дальнейшем в высшем учебном заведении не испытывают проблем с выполнением курсовых и дипломных работ, и как правило, продолжают заниматься исследовательской деятельностью.
Литература
Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1971
Организация учебно-исследовательской и проектной работы старшеклассника. Проблемы педагогического руководства. Юбилейная научно-практическая конференция Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения. Сборник материалов. – М., 2002 г.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект). Под ред. Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // «Вестник образования» №7, апрель 2007
Савенков А.И. «Учебное исследование», Москва, 2003