План-конспект урока по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и журавль


Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать память, связную речь,  умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению. 
Планируемые результаты:
Предметные умения: читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок, работать с содержанием текста сказки.
Личностные умения: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные умения: познавательные умения: искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение; анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить, регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;  осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения учебного задания; формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки, коммуникативные умения: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;  использовать речевые средства для представления результата деятельности: умения ответить на поставленный вопрос, объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текстаФормы и методы работы на уроке:; индивидуальная, парная, фронтальная, словесные методы, частично-поисковый, наглядный, работа с книгой.
Оборудование:  таблички с предложениями по содержанию сказки, комплекты картинок в конвертах для работы в парах, иллюстрации, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Лиса и журавль».
ХОД УРОКА.
1. Повторение. Актуализация знаний.
Учитель(под мелодию Владимира Дашкевича «Приходи, сказка»):
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре эта загадка?
 - Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству? (Авторские и народные).
-  Почему сказки называются народными? (Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)
- Как создавались народные сказки? (ответы детей)
Обобщение учителя:
- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  
- А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране.
2. Сообщение темы урока. Мотивация чтения.
- На предыдущих уроках немало прочитали сказок. А сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и Журавль». Мы должны научиться выразительно читать и понимать сказку.
- Что вы можете сказать об этих персонажах? (Они очень разные, даже внешне.)
- Но, видимо, чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст.
3. Работа с текстом.
А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
- О ком эта сказка?
- Вы все согласны, что это сказка? Докажите, что это сказка.
- Кто из героев сказки вам понравился и почему?  (Ответы детей.)
Б) Перечитывание сказки по отрывкам и анализ.
- Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.
- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружилась»?
(Только- только вступила в дружеские отношения).
-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как же Лиса звала Журавля? (По-доброму, как принято у русских людей.)
- Прочитайте 4 абзац.
- Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
- Как она угощала гостя? (Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Кушай, голубчик, сама стряпала».)- Прочитайте следующие два предложения.
- Как ел Журавль? (Клевал)
- А как едят другие птицы?
- Знала ли об этом Лиса? (Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)- Как ела Лиса? В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? ( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
- Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физкультминутка
- Сейчас немножко отдохнём. Встаньте. Давайте мы изобразим наших героев.
- Как журавль стучал носом по тарелке? (стук – стук носом)
- Как лиса вертелась вокруг кувшина?
- Хорошо! Садитесь!
- Прочитайте следующий  абзац.
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?(Умышленно.)
- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ? (Приготовил.)
- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
- Как Журавль угощал Лису? (Предупредил, что никакого другого угощения нет.)
- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? (Культурно, искренне, честно.)
- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае? (Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.)
- Дочитаем сказку до конца.
- Что значит «несолоно хлебавши»?
- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз: «Как аукнется, так и откликнется».
-  Объясните смысл пословицы.
- Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена? (К каждому из нас.)
- Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.
4.Чтение сказки учащимися самостоятельно.
- Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке.
5. Восстановление последовательности событий в сказке. Каждая пара получает набор из шести карточек, которые выкладывает в правильной последовательности событий в сказке.
1. Лиса с журавлем подружились.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса угощает журавля.
4. Журавль пригласил лису в гости.
5. Журавль угощает лису.
6. На этом дружба кончилась.5. Обобщение.
- А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Оба персонажа не хороши, неприятны.)
- А что же их объединяет? (Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
- Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня? (Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
7. Итог урока.
- Кому эта сказка была известна до урока?
- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
- Чему учит нас эта сказка? (Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.) Рефлексия.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Что для этого надо делать?
- Ребята, вы прекрасно работали.
Приложение
Игра «Найди пословицу»- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.
+ Что есть в печи, всё на стол мечи.
Любишь кататься, люби и саночки возить..+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
+ Хороший гость дому радость.
Друг познаётся в беде.
+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.
За правое дело стой смело.
+ Умел в гости звать, умей и угощать.
За добро добром платят.
*Хороший гость дому радость.
*На языке – медок, а на уме - ледок.
Каков гость, таково ему и угощение.
На что и звать, коли нечего дать.
Не потчуй меня тем, чего я не ем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению».
2. Журнал «Начальная школа»  №5,  2005г. с. 39-42,
3. Журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 - 56.
4.Словарь русского языка /С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24 –е изд. – М.: ООО «Изд-во «Мир и Образование» , 2007, - 1200 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060.