Выступление на семинаре по теме Воспитательный потенциал урока


Воспитательный потенциал урока
Большую часть своего времени ребенок проводит в школе - на уроке. Урок - не только основная форма обучения, как это принято считать, но и сфера, в которой, в основном, происходит школьное воспитание. Это предопределяет необходимость четко определить фактический воспитательный потенциал урока.
В силу изложенной выше концепции воспитания вопрос можно сформулировать так: Во взаимодействии с чем на уроке воспитывается ученик?
Полагают, что основным, если не единственным, из этих факторов является содержание учебного предмета, в основном с учетом его характера и формировалась еще так называемая воспитательная цель урока. Такой подход я считаю недостаточным. Ведь на уроке ученик взаимодействует не только с содержанием предмета. Обычный анализ структуры урока позволяет выявить ряд других факторов. Остановимся на главных из них:
Информативный аспект. Воспитательное значение здесь, прежде всего, имеет специфическое содержание каждого предмета. Гуманитарные дисциплины представляют человека через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Косвенно такая информация отражает определенную, часто авторскую, оценку всего, о чем идет речь.
При отборе информации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Соответствие содержания учебной программе.
2. Отбор содержания с учётом возрастных возможностей детей, особенностей класса, уровня подготовки обучающихся.
3. Построение содержания с учётом компетентностного подхода
4. Оптимальный объём учебного материала, отбор рационального количества заданий.
Трудовой аспект Все, что дети делают на каждом уроке - их труд За время своего обучения в школе ученик посещает около 10-12 тысяч уроков, и усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитания, также является нелегким трудом.
Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность учащихся - их труд - может восприниматься ими не только как необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником радости и, в конце концов, мотивации учения .Изучая психологию учебной работы, В Сухомлинский считал, что ученик должен переживать три этапа: напряжение, успех и радость Внимательный учитель приложит усилия, чтобы каждый из этих этапов глубоко и полноценно вошел в деятельность учащихся, ибо в этом заключается реальное удовольствие от работы: без напряжения не будет успеха, а без успеха – Радость.
Работа на уроках литературного чтения,например, осуществляется через многообразие заданий:
1. Обобщение знаний прошлых уроков-через систему вопросов.
2. Побуждение ребят к формулировке цели урока-через разгадывание кроссворда.
3. При подготовке к восприятию произведения использовала следующие приёмы:
Беседа о книгах, которые читали , основанная на личном опыте учащихся.
Рассказ заранее подготовленных учащихся об авторе произведения.
Словарная работа – сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после чтения.
Прием антиципации – предугадывание, предположение, о чем будем читать, какое название произведения.
4. До первичного восприятия учитель обязательно ставит целевой вопрос, направленный на эмоциональное восприятие произведения (ставится один целевой вопрос в зависимости от жанра и содержания произведения):
Какие картины представились?
5. Повторное (вторичное) восприятие текста
Использовалось самостоятельное чтение учащихся вслух по частям, параллельно с беседой по содержанию и составление плана.
6. Обобщение прочитанного с целью определить главную мысль произведения.
Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.
Окончательное отношение читателя к картине природы, ко всему произведению.
Материальный аспект. Любой материальный предмет-это не только продукт чьего-то труда. Он является также носителем определенных эстетических качеств Он может быть не только пригодным и удобным, но и красивым или некрасивым, а следовательно, утверждать или разрушать эстетические вкусы.
На моих уроках обучающиеся пользуются такими средствами обучения : учебниками, словарями, используется выставка книг из библиотеки, аудиозаписи постоянно оформляются презентации.
Всё это оказывает влияние на психологический аспект.
Психологический аспект. Эмоциональный настрой урока обеспечивает психологические условия учебной работы. В моём случае речь идет о возбуждении чувств, вызванное сторонними факторами (аудиозапись, выставка книг ,презентация и т.д.), подъем духа от хорошо организованной учебной работы, ощущение успеха в овладении предмета.
Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности учителя: он приносит в класс свое настроение. Ему должны быть присущи оптимизм труда, то есть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех, демократизм отношений, любовь к детям. Созданный на таких принципах психологический настрой урока порождает в ребенке уверенность в себе, веру в добро и справедливость.
Методический аспект так же определяется общепедагогической и методической ориентацией учителя, наличием или отсутствием авторитарного подхода к выбору форм деятельности.
На своём уроке я использовала такие формы деятельности, чтобы ученик чувствовал себя хозяином деятельности , применяла различные формы самостоятельной работы ,индивидуально-массовое решения учебных задач, работа в группах и т.д .В результате этой деятельности формировался механизм сосуществования и сотрудничества.
Контрольный аспект Контроль является важным компонентом обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред Это случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает степени приложенных усилий. Способный ребенок легко решает задачу и получает высокую оценку Слабый - прилагает большие усилия (переживает момент напряжения), но результата не достигает и получает негативную оценку. Между тем, важно не то, что ученик выполнил, а те изменения, которые произошли в нем во время работы. Поэтому высокой оценки на мой взгляд заслуживает ученик слабый.
Построение учебно-воспитательного процесса с ориентацией на ученика как центральную фигуру урока выдвигает на первый план понятие самоконтроля. Это органический элемент любой учебной деятельности: ученик сопоставляет является достигнутое с ожидаемым конечным результатом и корректирует ход решения проблемы При таких условиях мнение учителя (оценка) трактуется им лишь как "ключ" к решению задачи, как средство его самоопределения. Уменьшение удельного веса внешнего контроля и увеличение веса самоконтроля очень желательно именно с воспитательной точки зрения, так как способствует формированию уверенности в собственных силах, чувство человеческого достоинства
Приведенные выше главные аспекты урока позволяют сделать вывод: не обязательно привносить в урок что-то искусственно "воспитательное" ,зато стоит глубоко осмысливать и использовать то, что следует из самого учебного процесса и структуры урока.