Выступление на республиканском семинаре Методика организации экскурсии на природу


Виды, содержание экскурсий в природу, их структура
Традиционно, экскурсию относят к вспомогательным формам учебной работы, дополняющим классно – урочную деятельность учащихся. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», - посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания географии большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсиях принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по географии, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.
Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:
-с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
-экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;
-формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.
Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.
Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.
Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
-Подготовка к ней учителя и учащихся
-Проведение экскурсии
-Оформление полученного материала
Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:
-Формулировку цели и задачи экскурсии
-Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
-Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
-Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
-Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.
Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.
Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:
1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).
В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.
Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.
Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.
Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний - непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. Так Чернов Б.А. в число таких требований включает:
1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.
Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрыть учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.
Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.
Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.
Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.
Задания могут быть следующие:
Задание №1
1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая? 2. В каком направлении от тебя находится школа?
Задание №2
1. Какие формы поверхности различаются на земном шаре?
2. На какой форме поверхности расположен район?
3. Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: холмистой или плоской?
4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины?
Задание №3
1. Какими породами сложена данная равнина?
Задание №4
1. Определить на глаз расстояние до отдельно растущего дерева и проверить себя, измерив его расстояние шагами или рулеткой.
Задание №5
1. В каком направлении течёт река в районе экскурсии?
2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся?
Задание №6
1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром.
Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину и глубину речки с моста, третья – определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии.
В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.
Опыт проведения осенней экскурсии в начальном курсе физической географии.
Географическое содержание осенней экскурсии опережает прохождение того учебного материала, с которым оно связано. Однако это обстоятельство не вызывает никаких осложнений, поскольку в экскурсии предусмотрена преемственность с природоведческой подготовкой учащихся. Для изучения в программе указан примерный перечень объектов, но выбирается объект экскурсии, сообразуясь с местными условиями. Дополнительно к основному географическому содержанию экскурсии повторяются ранее усвоенные приёмы работы на местности (ориентирование, измерение расстояния и т.д.)
Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях же, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков.
Наиболее распространенной формой является смешанная (по дидактическим целям) экскурсия. Наряду с повторением и совершенствованием знаний, умений и навыков проводится исследовательская работа, учащиеся приобретают новые представления, вырабатывают умения, получают новые знания.
Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает.
В период подготовки к экскурсии учитель подбирает необходимые карты изучаемой местности, литературу, восстанавливает и расширяет свои знания. Ознакомившись с районом экскурсии по картам, литературным, источникам, в беседах с местными жителями, учитель приступает к непосредственному знакомству с местностью или предприятием. Так, например, в V классе на экскурсии на местную реку, выбрав для изучения участок реки, учитель определяет круг сведений, которые школьники должны получить на экскурсии, намечает программный маршрут движения и остановки. В дальнейшем, изучая местность, учитель дополняет этот план, уточняет маршрут, с тем, чтобы сократить переходы и сделать маршрут по возможности замкнутым.
В период подготовки к экскурсии учителю целесообразно провести запись о том, какие вопросы нужно рассмотреть и что показать учащимся на экскурсии.
Затем учитель побывает на месте проведения экскурсии, пройдет весь маршрут. Это позволит ему выбрать остановки и решить, что рассказать на каждой из них, какой материал школьники должны записать, зарисовать, сфотографировать, какие экспонаты взять, какие практические работы выполнить.
После непосредственного осмотра местности составляется план проведения экскурсии.

Подготовка учащихся к экскурсии.
Для того чтобы содержание экскурсий было воспринято школьниками прочно и сознательно, в классе перед экскурсией повторяются основные географические понятия и термины, необходимые для усвоения материала во время экскурсии. Учащиеся по картам (при их наличии) знакомятся с районом экскурсии, с маршрутом, остановками, содержанием практических работ или с предприятием, его транспортно-географическим положением, составом и расположением цехов.
В целях привлечения внимания учащихся к экскурсионному объекту перед экскурсией полезно использовать знания тех школьников, которые лучше других осведомлены о положении на нем
В зависимости от особенностей экскурсии, продолжительности маршрута, количества остановок класс, если это необходимо, предварительно делится на звенья, назначаются звеньевые. Число звеньев не должно превышать пяти-шести, так как при большем их количестве учителю трудно инструктировать и проверять работу учащихся на экскурсии.
Каждое звено получает план-задание, где дается перечень вопросов, на которые следует получить ответы на экскурсии, получает необходимое оборудование и снаряжение. При фронтальном методе проведения экскурсии с единым планом для всего класса деление на звенья может не проводиться, а задания для учащихся предлагаются заранее или на остановках.
Чем меньше возраст учащихся, тем более необходима кропотливая подготовка школьников к экскурсии. Так, например, пятиклассников с большей подробностью, чем, скажем, восьмиклассников, следует знакомить с маршрутом, содержанием работ на каждой остановке, с обязанностями звеньев. Если работа выполняется по групповым заданиям, то перед экскурсией следует раздать эти задания с пометкой места работы и фамилией звеньевого. Учащихся V класса следует также подробно знакомить и со способом фиксации, сбора материала на остановках.
Составление плана. На основе личного знакомства с местностью или хозяйством объекта и изучения литературы составляется план экскурсии. В нем должны быть четко определены цели и задачи экскурсии, ее организация и содержание работы. Образовательные и воспитательные цели учебной экскурсии в природу включают: закрепление на экскурсионных объектах ранее изученных понятий и приобретенных навыков по теме экскурсии, выработку умений устанавливать связи явлений природы на наблюдаемом материале, вооружение учащихся умениями подмечать различные формы воздействия, использования и преобразования природы.
По содержанию экскурсии учитель разрабатывает маршрут, намечает остановки, предусматривает виды практических работ на них. Особое внимание уделяется разработке маршрута на экскурсиях в природу, так как успех их в значительной степени зависит от правильности выбора маршрута.
В маршруте указывается направление и расстояние переходов, места остановок, содержание наблюдений на них (форм рельефа, особенностей обнажений пород и др.), характер практических работ (на измерение, определения места и направлений, зарисовки, фотографирование и др.). В целях активизации внимания учащихся необходимо продумать, а для начинающих учителей и записать вопросы, которые задаются школьникам на остановках.
Так, например, в план осенней экскурсии в пятом классе можно включить:
Остановка № 1. На самом возвышенном месте над окружающей территорией и ее обозрение (сверху — «с бреющего полета самолета»). Зарисовка форм рельефа и ознакомление с окружающей панорамой местности. Ориентирование на местности по компасу и местным предметам.
Остановка № 2. При наличии на данной территории реки провести наблюдение за ее берегами, определить правый и левый, высокий и низкий берега, познакомиться с островами, мелью, определить быстроту течения, температуру, прозрачность воды и др. Выяснить, из каких пород сложены коренные берега, взять образцы пород.
Остановка № 3. У оврага или обнажения на берегу ручья, реки. Рассмотреть строение оврага, зарисовать его, взять образцы пород.
Остановка № 4. У холма. Выяснить отличие холма от других форм рельефа. Подобным образом формулируются и другие вопросы плана.
На первой остановке с учащимися учитель проводит беседу, в ходе которой выясняет, как определить стороны горизонта различными способами, где (в каком направлении) находятся наша школа, Дворец пионеров, и другие вопросы.
На второй остановке у школьников полезно выяснить: в каком направлении течет наша река? Почему в этом? Какова скорость течения и как определить ее?
Если на осенней экскурсии в V классе дети знакомятся с объектами, которые им предстоит изучить в течение учебного года, то на весенней экскурсии отдельные звенья получают задания по описанию того или иного известного им географического объекта и выполняют ряд практических работ. Весенняя экскурсия может быть проведена по тому же маршруту, что и осенью. Однако весенняя экскурсия представляет собой как бы отчет школьников о том, чему они научились на уроках географии, умеют ли они свои теоретические знания применять на практике.
Поэтому в план весенней экскурсии включаются более сложные вопросы, требующие от учащихся определенных умозаключений, выводов, а также таких, которые помогают школьникам приобрести умения и навыки практического характера, например по заданию учителя описать какой-либо из объектов — овраг, реку, холм и т. д. План описания должен дать учитель. Схема описания источника может быть следующей.
Местоположение источника и характер рельефа окружающей местности. Из каких пород сложены местность и дно источника? Как вытекает вода из источника — струей или фонтаном? Какое количество воды дает источник в минуту? Каково качество воды (цвет, вкус, прозрачность, запах)? Какова температура воды источника по сравнению с поверхностными водами?
В план экскурсии в лес в VI классе по курсу география материков следует включить вопросы, помогающие раскрыть приспособляемость растительности к условиям обитания. Разбив учащихся на звенья, учитель дает каждому из них задания примерно следующего содержания.
Первому звену — определить основную лесообразующую породу и описать ее. Выяснить, почему она оказалась победительницей за место в лесу в борьбе с другими породами деревьев. Зарисовать или сфотографировать внешний вид основной лесообразующей породы. Если она произрастает в различных условиях увлажнения, проследить, чем отличаются ее корневая система, годичные кольца, крона в разных условиях.
Второму звену — собрать материал для описания растений второго и третьего ярусов леса: каков их состав; особенности приспособления этих растений для своего распространения. Сделать зарисовки или фотографии пород второго и третьего ярусов. Собрать гербарий.
Третьему звену — составить описание леса в целом, положение описываемого участка, его внешний вид: какие древесные породы преобладают в лесу, какие являются примесью; состав пород первого, второго и третьего ярусов леса; различия в видовом составе леса, растущего на различных участках — сухих и заболоченных, возвышенных и пониженных; где лучше растения развились, где — хуже и имеют угнетенный вид, чем это можно объяснить: как изменился состав леса на гарях и вырубках.
Четвертому звену — описать изменения леса, происшедшие под воздействием человека: какое хозяйственное применение имеют растения леса; какие животные и птицы обитают в лесу и их промысловое значение; как изменяется животный и растительный мир леса под воздействием человека; какие мероприятия проводятся для охраны леса и его возобновления.
На каждой остановке учитель располагает учащихся так, чтобы всем было видно и слышно, чаще всего полукругом по отношению к изучаемому объекту. Затем предлагает осмотреть местность или объект, проводит беседу о наблюдаемом, дает школьникам задания для выполнения практических работ. На весенней экскурсии в V классе, при изучении оврага, школьникам можно предложить задания: первому звену — с помощью мерной веревки измерить длину и ширину оврага, с помощью транспортира с отвесом определить крутизну склонов; второму звену — с помощью саперной лопаты взять пробы грунта через 10 м и определить состав горных пород, слагающих склоны и дно оврага; третьему звену — провести глазомерную съемку и составить план оврага со всеми ответвлениями; четвертому звену — выяснить причины образования оврага, определить, как он влияет на хозяйственное использование окружающей местности; пятому звену — определить влияние размывающей деятельности дождевых потоков и паводковых вод, исследовать выходы источников в овраге; шестому звену — побеседовать с местными жителями и выяснить, какая борьба проводится с ростом оврага, и подумать, какие необходимы дальнейшие мероприятия, что в этом отношении могут сделать учащиеся.
Свои наблюдения и выполненные практические работы учащиеся записывают в тетрадях. В заключение учитель делает обобщение о проделанной работе и рассказывает, чем они будут заниматься на следующем этапе. Работу на экскурсии необходимо строить, по возможности, так, чтобы задания для учащихся от этапа к этапу постепенно усложнялись.

Проведение экскурсии.
В назначенное время и место собираются учащиеся. Учитель проверяет готовность звеньев, наличие оборудования и пр.
Экскурсия может проводиться как с общим планом для всего класса, так и по-иному, когда класс предварительно делится на звенья, каждое из которых имеет свой план-задание. Однако в том и другом случае школьники должны познакомиться со всем маршрутом экскурсии в природу или со всеми цехами на предприятии. Вместе с тем все члены звеньев проделывают ту самостоятельную работу, которая указана в плане их звена. Деление класса на звенья помогает школьникам собрать более полный материал, а на оформление отчетов затратить меньше времени, чем при фронтальном методе проведения экскурсии с единым планом для всех учащихся класса. Однако при положительном значении звеньевой системы в проведении экскурсии следует помнить и о ее недостатках. Иногда учащиеся на экскурсии все внимание уделяют лишь вопросам планов своих звеньев. Поэтому необходимо обратить внимание школьников на важность ознакомления не только со «своим» участком, но и со всеми объектами экскурсии в целом.
В связи с задачами экскурсии и сложностью изучаемого объекта при звеньевой системе проведения экскурсии применяются два варианта организации учащихся. Если экскурсионный объект по своим размерам небольшой, а отдельные участки расположены близко, то звенья сначала расходятся на выделенные участки, где выполняют самостоятельную работу. Учитель же инструктирует учащихся, помогает им, а затем, после проверки работы всех звеньев, ведет класс по всем участкам маршрута. Каждое звено на своем участке дает остальным необходимые объяснения. Таким образом, все звенья знакомятся со всем маршрутом в целом и собирают достаточно подробный материал о своем участке.
Экскурсию на большой и разнообразный объект со сложным маршрутом целесообразно провести по-иному. Вначале все учащиеся идут по маршруту, а учитель на каждой остановке проводит с ними беседу. Затем все звенья расходятся по участкам и, пользуясь консультацией учителя, выполняют работу по планам своих звеньев.
Иногда возможно ознакомление с объектом общим единым планом без разбивки класса на звенья. Для более полного сбора материалов на экскурсии в этом случае целесообразно предусмотреть отдельные индивидуальные задания. Например, одному или нескольким ученикам—любителям фотографии — поручить наиболее интересное сфотографировать. Другим — дать задание зарисовать объект, участок, третьим — собрать экспонаты, образцы и др.
Экскурсия начинается обычно вводной беседой. Учитель кратко рассказывает об особенностях изучаемой местности или предприятия, отвечает на вопросы, напоминает правила поведения, указывает еще раз, на что следует обратить свое внимание, как нужно собирать материалы, вести записи и т. д.
На производственных экскурсиях во вводной беседе целесообразно рассмотреть особенности транспортно-географического положения предприятия, его выгоды и неудобства, дать краткую характеристику цехов предприятия, его производственных связей, коснуться основных этапов развития. С этой целью следует заранее подобрать наиболее характерные показатели, отражающие современное состояние хозяйства. Вводная беседа возбуждает интерес к изучаемому, способствует сосредоточению внимания экскурсантов.
Проводится она или на предшествующих экскурсии уроках, или в день ее проведения. Время, отводимое на вводную беседу, на экскурсии не должно превышать 10—15 минут, так как дальнейшее увеличение его может превратить вводную беседу в лекцию, и она будет не только не интересной, но и утомительной для учащихся. При разработке вводной беседы надо четко определить круг вопросов, которые в ней необходимо затронуть. Это особенно касается тех случаев, когда вводную беседу проводит экскурсовод. Учитель заранее с ним условливается, на какие вопросы ему следует обратить внимание учащихся во вводной беседе.
.
Однако специалист-экскурсовод вдается иногда в излишнюю детализацию и тем самым отклоняется от основной цели экскурсии, при объяснении нередко допускает методические промахи. Это чаще всего бывает тогда, когда учитель не договорился и не объяснил экскурсоводу, на какие стороны объекта следует направить внимание школьников.
При проведении экскурсии специалистом целесообразно итоговую беседу проводить самому учителю. Это дает ему возможность из большого количества представлений, знаний, полученных учащимися на экскурсии, выделить главные, необходимые для уяснения сущности связи явлений и предметов в хозяйстве данного объекта.
В ходе итоговой, или заключительной, беседы учитель обращает внимание школьников на самое главное, составляющее цель экскурсии. Так, после осмотра предприятия в заключительной беседе, уже на основе виденного, целесообразно еще раз рассмотреть особенности его транспортно-географического положения, техническую оснащенность предприятия, технологический процесс, производственные связи, условия и организацию труда, не использованные возможности производства и пути его дальнейшего развития.
Содержание итоговой беседы должно не просто повторять виденное и слышанное на экскурсии, а развивать мыслительные способности школьников.
В заключение итоговой беседы учитель или экскурсовод отвечает на вопросы учащихся, возникшие у них во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета. Дома школьники по планам-заданиям своих звеньев составляют краткие отчеты.
Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо закрепить, увязав это с содержанием программного материала. Повторяются узловые вопросы содержания географической экскурсии. Так, после изучения местной реки на экскурсии можно повторить примерно следующее: к какому бассейну относится данная река; чем характеризуется режим ее; как используется река в хозяйстве и как ее можно использовать в будущем; какую работу по охране вод реки могут провести школьники и т. д.
Если экскурсия проведена до изучения программных тем, связанных с нею, то при прохождении соответствующих разделов программы учитель связывает их с экскурсионными материалами. Он обычно ставит перед школьниками вопросы, заставляющие их вспомнить виденное и слышанное на экскурсии, те или иные вопросы географии иллюстрирует материалами, собранными школьниками.
После экскурсии в природу школьники под руководством учителя могут наметить мероприятия по охране соответствующих объектов. Образцы и коллекции пород, минералов, гербарии растений, схемы производственных связей, графики, диаграммы, дневники, альбомы служат материалами для создания или пополнения краеведческого уголка, музея. К этим материалам учитель будет обращаться, когда тем или иным наглядным пособием требуется оборудовать урок.
Организация и методика проведения внепрограммных экскурсий в основном аналогична учебным, но с той разницей, что проводятся они в нерабочее для класса время и по содержанию могут выйти за рамки школьной географии; участвуют в них лишь желающие. Кроме предметных экскурсий, проводимых одним учителем, в школах организуются (хотя и редко) так называемые комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия может проводиться учителем географии совместно с учителями физики, химии, биологии и др. Так, например, комплексную экскурсию на промышленное производство может организовать учитель географии совместно с физиком, химиком, в природу и сельское хозяйство — совместно с биологом.
Комплексная экскурсия проводится чаще всего с несколькими классами. В период подготовки к ней все учителя предварительно знакомятся с экскурсионным объектом в целом, намечают маршрут, остановки, составляют коллективный план, в котором указывается, какой учитель и с какими вопросами будет знакомить школьников. В зависимости от особенностей экскурсионного объекта учитель географии в комплексной экскурсии рассматривает с учащимися вопросы географического содержания, а каждый учитель-предметник по своему предмету.
После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия. Затем можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, макетов — и провести конференцию, на которой школьники выступят со своими сообщениями.