Внеклассное мероприятие по защите проекта Моя родословная


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Павинская средняя общеобразовательная школа»
Павинского района Костромской области
Проект «Моя родословная»
Открытое мероприятие по защите проекта.
Авторы проекта: Учащиеся сообщества
« Малой Академии Наук» МОУ Павинская СОШ
Руководитель проекта: Учитель начальных классов
МОУ Павинская СОШПлотникова М. А.
Село Павино
2010 – 2011 уч. год
Цель исследования:
Изучение обычаев семьи, которые связывают всех родственников.
Задачи проекта: знакомство с историей создания и развития каждой семьи , привитие навыков сотрудничества с другими людьми; активизирование навыков эмоционального общения с членами семьи; привитие первоначальных умений сбора информации, осмысление её и использование для выполнения проекта. Самостоятельные исследования детей помогут им научиться искать информацию по данному вопросу в различных источниках.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Наша презентация посвящена подведению итогов над проектом «Моя родословная». Мы выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были репортерами и журналистами, когда расспрашивали о своих прабабушках и прадедушках. Узнали много нового и интересного. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде устного журнала. И называется он «Моя семья» и в нем семь страниц, ведь семья – это семь «я».
1 страничка
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. (Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные: генеалогические деревья, созданные учащимися).

«Моя родословная» (слова детям – монтаж)
«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». Для каждого человека существует свой ответ. Для меня - это родной дом, улица, мать и отец, друзья, школа. Это любимая река, лес, поляна. Это огромная и многогранная Россия. Это люди, её населяющие, – разные и неповторимые.
Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны. А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем они занимались? Вы задавали себе этот вопрос? «Если настоящее нам дорого, то оно непременно скрывает в себе часть прошедшего и часть будущего», - говорил Вильгельм Фишер.  
Почему я выбрала именно эту тему? Заинтересовалась своими предками, своими родными? Я стала расспрашивать родных, находила фотографии и на основе полученных знаний строила генеалогическое древо. Не заметила, как увлеклась и заинтересовалась этой работой. Чем больше я занималась этим расследованием, тем глубже познавала историю своей семьи.
  В своей семье я первая, кто обратился к этой теме и считаю, что она всегда будет оставаться новой, интересной, так как идёт постоянный поиск данных, появляется новая информация. Одни родственники умирают, другие рождаются, поэтому заносятся новые сведения. Над многими вопросами приходилось размышлять самой, применять логику, анализировать, выстраивать предположения.
( дети представляют свои работы – проекты)
2Страничка «Лента времени моей жизни» (презентация, слайды)
Рождается человек, получает имя. Оно дается или в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Что имя: звук, оброненный случайно,В котором нет ни смысла, ни значенья?Конечно, нет. И в именах есть тайна,И таинство есть имянареченье.И вот мы сами силами своими,Осознаем в начале века:Не человек себе находит имя,А имя выбирает человека.
3 страничка «След войны в моей семье»
Поистине чудодейственна сила человеческой памяти. Она возвышает, учит, воспитывает. Память ведет нас дорогами истории, по местам былых боев. На этих рубежах славы мы учимся любви и преданности, мужеству и добру у солдат Победы, спасших мир от фашизма. Нашему поколению выпало большое счастье жить рядом с солдатами Победы, слушать их рассказы и передавать потомкам.


1) Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех, кто уже ни придет никогда,
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших Будьте достойны!
Вечно достойны.
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский. “Помните”.)2)Постигая глубокий смысл слова” мир”, мы узнаем о великой цене, которую заплатил наш народ за сегодняшнее чистое небо над нашей страной, за то, что мы имеем возможность спокойно учиться и работать, быть уверенными в своем будущем. Это не должно никогда повториться. Мы скорбим по жертвам, но мы горды подвигом наших дедов и прадедов! Уроки минувшей войны не должны быть забыты!

(дети представляют свои работы)
4 страничка «История фамилии»
Учитель. Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.
Слово «СЕМЬЯ» пришло к нам из латыни. На латинском языке оно произносится как «ФАМИЛИЯ».
Откуда же взялись фамилии?
Большинство фамилий произошли от отчеств или имён старейшин рода. Есть фамилии, которые произошли от профессий. Например: работал человек на мельнице, среди своих односельчан он прослыл мельником. Проходят годы, а потомки этого человека получают фамилию Мельниковы, которая уже передаётся по наследству. Это очень распространенная фамилия: в Германии - это Мюллеры, в Англии – Миллеры, а во Франции – Менье.
Фамилии образовывались от различных признаков наружности или черт характера – Черноголов, Ташбулатов, Соловей. Животные, которые окружали человека в его повседневной жизни часто были производными фамилий – Зайцевы, Гусевы, Коровины.
1-й ученик.
Фамилий, каких только нет: Смешных, горделивых, серьезных,Со смыслом двойным и с секретом,Кричащих, угрюмых, курьезных!
2-й ученик.
Фамилии бродят по светуИ ищут по вкусу хозяев…Фамилий, каких только нет:И добрых и злых и отчаянных!
3-й ученик.
Горжусь я своею фамилией,Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,Его повторяю я снова.
4-й ученик.
Ведь это – моя фамилия,Ведь это – моя реликвия,Ведь это – моя семья,Ведь это – истинный я!

5 страничка Пословицы о семье (доскажи пословицу)
Вся семья вместе, (так и душа на месте)
Яблоко от яблони (недалеко падает)
Согласную семью (и горе не берёт)
Дружная семья и землю (превращает в золото)
На что и клад, коли в семье (лад.)
Любовь да совет — (так и горя нет.)
В родной семье и каша (гуще.)
Семья крепка ладом.
Не та мать, что родила, а та, (что выходила.)
Добрая жена доблести мужа прославит, а недостатки сгладит.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Мир в семье женой держится.
При солнышке тепло, (при матушке добро.)
Птица рада весне, а (младенец матери.)
6страничка Заключение (вывод ) песня
Вот и прочитана последняя страница нашего журнала. Мы благодарим всех, кто помог нам ее прочитать. Вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч!
7 страничка Отзывы детей о мероприятии
Начиная работу над родословной, я не думал, что у меня получится так много узнать. Я «познакомился» со многими своими родственниками, которых уже нет в живых, был повод пообщаться с теми родственниками, с которыми очень редко видимся. Было очень приятно узнать, что в нашем роду много достойных людей, которыми можно гордиться.
Пусть я ещё не определила, как и когда появилась моя фамилия, но точно знаю, что продолжу поиски предков, потому что не считаю родословную законченной. Всё это надо проверить, уточнить, выяснить. Так что есть, над чем работать дальше.
Во время работы над проектом у меня возникли чувства радости и увлечения. Я захотел участвовать в этом проекте, так как мне интересно все, что связано с компьютерами. Кроме того, мне хотелось узнать интересные факты о моей семье и рассказать о себе. Однако у меня возникли трудности с работой на компьютере, так как я пока не умею быстро печатать. Без помощи брата, а также нашего руководителя, сделать эту работу было бы затруднительно.