Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему: Русская народная сказка Лиса и тетерев


Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Цель: создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса; познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"; учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
Решаемая задача: Может ли эта сказка вас чему-нибудь научить?
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности к уроку.
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
-Проверьте, все ли готово к уроку? Как организовано ваше рабочее место?
-Почему это важно? (Дети высказывают свои мысли.)
II.Актуализация опорных знаний.
1.Беседа о сказках.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
-Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуманная  или невыдуманная история).
-Когда возникли сказки?
-А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?
-Чему учат сказки? А кто же их сочинял? Какие сказки бывают?
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. (слайд3)
На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
У страха глаза велики.
На ловца и зверь бежит.
Робкого и тень страшит.
Плох неряха в строю, а еще хуже – в бою.
Сказки, как и пословицы, обязательно чему – то учат, заключают в себе мудрую мысль.
Волшебные - в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных - в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые - в них описана жизнь простых людей.
III. Мотивация к деятельности
1.Побуждающий диалог.
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.
2. Подведение к формулированию темы.
- Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.
Отгадайте загадки о животных. (Слайд4)
Серовато, зубовато,По полю рыщет,Телят, ягнят ищет. (Волк)
Вперевалку зверь идётпо малину и по мёд.Любит сладкое он очень,А когда приходит осень,Лезет в яму до весны,Где он спит и видит сны. (Медведь)
Рыжая плутовкаОбманывает ловко.Её боится мышкаИ зайка – шалунишка.Хоть сама в лесу живёт,Из деревни кур крадёт. (Лиса)
-Какое животное  встречается чаще других в сказках? (Лиса) Какой чаще всего она описывается в сказках? А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро. (слайд 5)
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке.
- О какой птице говорится в скороговорке? Ребята, а кто такой тетерев?
- Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных?
-Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? (слайд 6)
-Сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой «Лиса и тетерев».
- Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока.
IV. Открытие  нового знания.
Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне.
Музыкальная физкультминутка «Танец маленьких утят»
Знакомство со сказкой.
- Просмотр и слушание сказки.(Слайд 7) Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Как описана лиса в сказке? ( Она хитрая, умная, ловкая, обманщица)
- Ребята, а кто такой тетерев? ( Крупная лесная птица отряда куриных)
2.Сообщение о тетереве. (слайд 8)
3. Словарная работа. (слайд 9)
Проведать – навестиь.
Нынче – сегодня.
Навострила уши – насторожилась.
Указ – постановление.
-Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по – старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?
4. Чтение сказки детьми вслух. Дети читают сказку вслух.
V. Первичное закрепление.
Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
1. Выборочное чтение с элементами беседы.
- Как приветствовала лиса тетерева? Что ответил на ее приветствие тетерев?
- Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? А что говорилось в указе? (выборочное чтение)
-Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? Зачем он сказал лисе о собаках?
- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего».
2. Чтение сказки по ролям. - Разыграйте диалог лисы и тетерева. Как в театре. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом?
( Лиса притворялась глухой, придумала историю с указом. Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть. Тетерев иронизирует над лисой,  выявляет её лживость.)Дети разыгрывают сценку.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
1.Работа в парах. Соедините стрелочкой: (слайд 10)
- Какой была лиса, каким был тетерев?
Легкомысленная
Хитрая
Беззаботная
Льстивая
Умный
Рассудительный
Смышленый
- А теперь проверьте себя. (На слайде появляется правильный ответ.)
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
1.Решение проблемной ситуации. Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.
……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Слайд 11)
- Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке? Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы? Зачем народ  создал эту сказку? Какой урок для себя вы извлекли из этой сказки?
Вывод учителя. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи. Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить.
IX Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
-Какую сказку мы изучили на уроке? Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная? К какому виду относится эта сказка?
Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился урок, прикрепите красный лепесток к волшебному цветку, если вы затруднялись, но пытались найти ответ-зеленый лепесток, если вам было не интересно на уроке – прикрепите желтый лепесток.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки.
Спасибо за урок!(Слайд 12) Оценивают результат своей деятельности.Конец формы