Авторская программа объединения дополнительного образования Истоки

МОУ Ундоровский лицей


Авторская программа
Наименование объединения дополнительного образования: «Истоки»
Направленность: туристско-краеведческая
Классы: 5-11
Руководитель: Милютина О.М.
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2016-20167 учебный год
Количество часов:
Всего 39 часов, в год; в неделю 1 час

Автор программы: Милютина О.М.








Пояснительная записка
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования.
В соответствии с государственной образовательной политикой Ульяновской области одним из приоритетных направлений развития школ и учреждений дополнительного образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Образовательные учреждения призваны обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. 
Дополнительная образовательная программа Истоки расширяет знания обучающихся об истории, культуре, обычаев и традиций мордовского народа, которые могут применяться в жизни общества. С этой целью предусмотрены: изучение истории происхождения и расселения мордовского народа, встречи со старожилами села, беседы с ними, разучивание старинных сказок и песен, инсценировок, участие в общешкольных мероприятиях, изучение национального костюма и его особенностей.
Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям среднего школьного возраста получить полноценные знания об исторических этапах формирования мордовского народа, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, исследовательских работах, проводимых в творческом объединении.



Направленность дополнительной образовательной программы
Туристко-краеведческая
вид деятельности: историко-прикладной и этнографический поиск
Актуальность, новизна программы
Актуальность данной программы обусловлена приобщением обучающихся к изучению истории мордовского народа, становление и развитие мордовской нации на фоне развития Российской государственности в тесной взаимосвязи других нардов российского пространства.
Новизна этнографические занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Цель: исследовать историко-этнографический путь становления и развития мордовского народа на территории Ульяновской области и Поволжья.
Основные задачи
1. Образовательные:
- Изучение истории, быта, традиций и самобытного мировоззрения мордовского народа
- Ознакомление с обрядами мордовского народа
- Исследование исторических фактов мордовского этноса
2. Воспитательные:
- Формирование нравственно-поведенческих качеств и предпосылок ведения культурного образа жизни;
- Воспитание толерантности у воспитанников, развития дружественных взаимоотношений и чувств этносодружества.
3. Развивающие:
- Овладение навыками вышивки и рисования орнамента одежды национального мордовского костюма
- Умение сравнить особенности становления и развитии мордовской семьи
- Разучивание игр и обрядовых сцен и их проигрывание
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Кружок рассчитан на учащихся 7-17 летнего возраста. Срок обучения - 1год .
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических и исследовательских работ.
Срок реализации
Продолжительность образовательного процесса – всего 39 часов, 1 час в неделю













Учебный план кружка «Истоки»
Содержание разделов и тем
Количество часов ( всего 39 ч.)


всего
теория
практика

1
Происхождение и расселение мордовского народа. Этапы формирования мордовского народа.
5
3
2

2
Мордовская семья. Семейные ценности мордовского народа.
8
4
4

3
Памятники духовной культуры мордвы на территории Поволжья.
4
2
2

4
Религиозные, обрядовые, традиционные праздники у мордвы.
6
2
4

5
Национальный костюм мордовского народа
11
6
5

6
Обработка собранного материала и оформление альбомов.
3
1
2

7
Итоговое занятие. Выставка детских работ
2
1
1

8
Итого
39
19
20




Календарно - тематический план

Название разделов и тем
Количество часов
дата



всего
теория
практика
план
фактически

1
Исторические этапы формирования мордовского народа на территории Ульяновской области и Поволжья
Вводное занятие
Создание туристко-краеведческого маршрута «Мы-мордва!»
Происхождение и расселение мордовского народа.
Этапы формирования мордовского народа.
Сбор материала и предметов домашнего обихода на территории Ундоровского поселения (поисково –краеведческие исследования).
5


1
1

1

1

1
3


1


1

1
2



1





1



2
Мордовская семья.
Семейные ценности мордовского народа.
Поисково-краеведческое исследование: подбор материала, для составления семейного альбома
Составление альбома: «Моя родословная»
(на примере своей семьи).

8
3
2

3
4
3


1
4

2

2



3
Памятники духовной культуры мордвы на территории Поволжья.
Легенды и предания мордвы. Выдающиеся люди мордовского народа.
Туристическая поездка в г.Саранск (экскурсия в Историко-этнографический комплекс «Мордовское подворье»)
4

2



2
2

2
2





2



4
Религиозные, обрядовые, традиционные праздники у мордвы.
традиционные праздники мордовского народа
игры и обряды у мордвы
разучивание мордовских песен, танцев
инсценировка праздничных обрядов мордовского народа.
6

1
1
2
2
3

1

1
1
3


1
1
1



5
Национальный костюм мордовского народа
1. Мордовский костюм как предмет национальной гордости
2. Праздничная и повседневная одежда. Свадебная одежда. Головные украшения и уборы.
3. Исследования особенности вышивки и аппликации для украшения мордовского костюма
4. Разучивание и рисование элементов одежды
5.Вышивка элементов орнамента на различных изделиях
11
1

2

3

2
3
6
1

2

1

1
1
5




2

1
2



6
Обработка собранного материала и оформление альбомов
3
1
2



7
Итоговое занятие. Выставка детских работ
2
1
1






Содержание программы
1. Вводное занятие. Происхождение и расселение мордовского народа. Этапы формирования мордовского народа. Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ. Знакомство с целями и задачами. План обучения. Расписание занятий. Этнос, народ. История происхождения славянских и фино-угорских народов. Познакомить детей с историческими этапами формирования народов Поволжья. Сформировать национальное сознание учащихся на основе приобщения к этнической истории народа. Встреча и беседа со старожилами села (представителями мордовского этноса). Сбор предметов домашнего обихода.
2. Мордовская семья. Семейные ценности мордовского народа. Познакомить учащихся с понятием семьи в мордовской культуре. Типы семьи. Семейное воспитание в мордовских семьях. Исследование своей семьи по родственному признаку.
3. Памятники духовной культуры мордвы на территории Поволжья. Познакомить детей с жизнью и деятельностью наиболее известных представителей мордовского народа, их значительным вкладом в российскую историю и культуру.
4 Религиозные, обрядовые, традиционные праздники у мордвы. Познакомить учащихся с играми, праздниками, и обрядами мордовского народа. Обряды жизненного цикла. Обряд рождения и крещения ребенка. Свадебная обрядность. Прослушивание мордовских песен с дисков, с целью изучения манеры пения мордовских народных песен. Разучивание песен. Развитие музыкальной памяти. Инсценировка праздничных обрядов.
5. Национальный костюм мордовского народа. Познакомить детей с национальной мордовской одеждой; с особенностями вышивки и орнамента, украшений одежды. Костюмы мокша и эрзи, их отличия и сходства. Женская одежда. Комплекс украшений мордовского костюма. Свадебная одежда. Значение цвета, орнамента костюма. Просмотр книг, альбомов о народном костюме.
Рисование элементов одежды. Исследования особенности вышивки и аппликации для украшения мордовского костюма
Обработка собранного материала и оформление альбомов Подведение итогов. Закрепление всего пройденного материала.
7 Итоговое занятие. Выставка детских работ: выявление недостатков и положительных результатов по изучению истории и этнографии мордовского народа.




















Ожидаемые результаты и способы их проверки
Обучаемые должны знать:
- Историю становления и развития мордовского народа, его культуру, быт, традиции, выдающихся личностей мордовской нации и их историческое наследие в рамках учебно-тематического плана.
Обучаемые должны уметь:
- различать особенности семейных ценностей, памятников духовной культуры, национального костюма мордовского народа
- инсценировать игры, песни, обряды

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Участие в школьных творческих конкурсах;
- Увлеченное желание дальнейшего изучения истории мордовского народа, использование познаний и навыков в личной жизни.











Используемая литература
А.Ш. Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. Культура народов Поволжья. -Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - 92 с.
2. Марченко, Г.И. История культуры Мордовии [Текст]: учебно-методический комплекс./ Г.И Марченко, Н.Г Юрченкова – Саранск: «Полиграф», ИП
Е.Н Ковалева., 2008. – 99 с.

3. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Сост. С.С. Маркова. – Изд. доп. и перераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
4. Мордовский музыкальный фольклор в школе 1-4 классы – Саранск. Морд. кн. изд-во, 2004 г.
5. Т. Девяткина «Мокшэрзянь мифологиясь» - Tartu, 2002 г. Любимая Русь и Мордва: [кн. –альбом/сост.: А.С. Лузгин и др..; ред совет: М.С. Сезьганов (пред.) и др.] – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2009.
6.Ефимова М.Ф. Устное – народное творчество // Мордва: мокша и эрзя. Очерки по истории, этнографии и культуре мордвы. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. - С.509
7. Макаркин Н.П. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012. - 719 с.
Беляева Н.Ф. Мордовская семья. // Мордва: Мокша и эрзя. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004.- С.356-374.
8. Мокшин Н.Ф. Российская наука о мордве // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012. – C. 43-54.







7ђ Заголовок 315