Образовательная программа вокального объединения Ералаш


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время уделяется огромное внимание развитию художественно-эстетического (в том числе музыкального) образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, клубов и студий. Вокальному воспитанию уделяется особо важное внимание, т.к. пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности, и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.
Актуальность программы
Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Кроме того, пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, разработана программа дополнительного образования детей «Ералаш», направленная на духовное и художественно – эстетическое развитие воспитанников.
Педагогическая целесообразность программыВ последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Основная идея программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации. Цель программы – развивать творческие задатки и личностные качества ребёнка, отвечающие представлениям о культурной полноценности в восприятии мира, через овладение различными видами вокальной деятельности. Программой предусматривается решение следующих задач: Образовательные: -формировать вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верную артикуляцию, четкую дикцию, владение разными атаками звука, чистую интонацию и т.д.). -формировать навыки адекватного и выразительного исполнения вокальной музыки; -обучать воспитанников приемам сценического движения, актерского мастерства. -приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества); Развивающие: -развивать навыки самостоятельной и коллективной работы; -развивать личностные и коммуникативные качества. Воспитательные: -воспитывать коллектив единомышленников, использующих индивидуальные, творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания, в процессе исполнительской деятельности. -воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру. Здоровьесберегающий компонент программы: -выстраивать учебный процесс, способствующий укреплению, а так же совершенствованию здоровья детей; -укреплять голосовой аппарат; -овладевать способами саморегуляции, поддержки здорового образа жизни. Классификация программы Образовательная программа рассчитана на детей 5-15 летнего возраста, проявляющих интерес к вокальному искусству. Условия приема детей в творческое объединение: - набор детей производится с 1 сентября нового учебного года; - набор осуществляется на основании заявлений от родителей; - добор детей производится в течение года. Программа рассчитана на 6 лет обучения. первый этап - подготовительный (1 год), 2 раза в неделю по 0,30 минут, всего 2 часа; второй этап – основной (3 года), два раза в неделю по 0,30 мин. на каждый год обучения; третий этап- совершенствования (2 года), два раза в неделю по 0,30 мин. на каждый год обучения. Количество воспитанников в группах:
1 год обучения: 8-9 человек;
2-5 годы обучения: 8-9 человек;
6 год обучения: 6-8 человек.
Данная программа предусматривает различные формы вокальной деятельности: - музыкальные занятия;
- занятия-концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты;
- праздничные концерты.
При формировании групп второго этапа обучения, вновь прибывшие принимаются в группы после прослушивания. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения.
В группы третьего этапа обучения принимаются дети, обладающие высоким уровнем мотивации к данному процессу, высоким уровнем развития вокальных и артистических способностей, профессионально-ориентированные на данный вид деятельности в будущем.
Содержание программы и подбор репертуара, выбор методов и форм обучения осуществляется в соответствии с психофизическими и возрастными возможностями воспитанников.
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
высокий уровень мотивации воспитанников к вокальному исполнительству;
допрофессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкального образования;
творческая самореализация воспитанников через участие в смотрах- конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Важную роль в оценке эффективности программы играют отзывы обучающихся, их родителей и коллег-педагогов, что позволяет вносить коррективы в программу.
В объединении осуществляется взаимодействие с родителями через индивидуальные консультации, тематические лектории, проведение совместных праздников с детьми. В результате этой работы родители:
понимают изменения, происходящие с детьми в процессе развития;
проявляют заинтересованность в занятиях ребенка;
приобретают психолого-педагогические знания в области воспитания детей.
Прогнозируемые результаты.
В результате обучения по программе воспитанники знают:
музыкальную терминологию;
средства музыкальной выразительности;
строение голосового аппарата;
основы 2-х и 3-х голосного пения;
элементы музыкальной грамоты;
принципы работы голосового аппарата;
метроритмические особенности в разножанровых музыкальных произведения;
умеют:
создать на сцене художественный образ, раскрывающий смысл произведения;
исполнять вокальные импровизации;
чисто интонировать;
работать в ансамбле;
работать с микрофоном, фонограммами;
свободно владеть всеми видами вокального дыхания;
применять артикуляционные упражнения во время исполнения произведений.
Формы контроля за успешностью реализации программы:
творческие задания;
открытые занятия;
беседа-опрос;
праздники-концерты;
участие в конкурсах, фестивалях.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические «ошибки»
- методические игры
Условия реализации программы
Важнейшими условиями успешной реализации программы является:
Методические: владение педагогом современными методами, средствами, организаци-онными формами обучения.
Дидактические: создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифферен-цирующих учебный материал по степени его сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем.
Материально-технические: фортепиано; компьютер; фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи).
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Здоровьесберегающие технологии – укрепление голосового и двигательного аппарата, сохранение и укрепление здоровья детей. (Фонопедический метод В.В. Емельянова, система элементарного музицирования К.Орф, цикл дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой).
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к вокальному искусству;
- творческая самореализация учащихся, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Учебно - тематический план подготовительного этапа обучения
№ п/п Тема Краткое содержание Всего часов
Тео
рия Прак
тика
1. Вводное занятие правила поведения в кабинете, правила личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. 1 -
2. Знакомство со строением голосового аппарата и его охрана Беседа о правильной постановке голоса во время пения. 1 1
3. Певческая установка Правила пения, распевания, знаком-ство с упражнениями 1 1
4. Звукообразование Формирование вокального звука. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. 1 6
5. Дыхание Упражнения для формирования корот-кого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. 1 7
6. Дикция и артикуляция Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.скороговорок. 1 4
7. Ансамбль Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. 1 6
8. Музыкально-исполни
тельская работа Развитие навыков уверенного пения. Отработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсиро-ванного звука в режиме «громко». - 10
9. Ритм и ритмический рисунок Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии 1 4
10. Сценодвижения Воспитание самовыраже-ния через дви-жение и слово. Умение изо-бразить наст-роение в раз-личных дви-жениях и сценках для создания художествен
ного образа. - 5
11. Работа над репертуа-
ром Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой Работа над образом исполняемого произведения. - 12
12. Концерт
ная деятельность Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрировать
ся на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. - 6
13. Итоговые занятия, творческие отчеты Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. - 2
Итого: 72
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Пение акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Отработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами, осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. 10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Культура поведения на сцене, развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно и раскрепощено.
Учебно - тематический план II этапа обучения

п/п Разделы и темы 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
всего теория практика всего теория практика всего теория практика
1. Вводное занятие 1 1 - 1 1 - 1 1 -
2. Закрепление знаний строения голосового аппарата 2 1 1 2 1 1 2 1 1
3. Певческая
установка.
Певческая
позиция 4 1 3 4 1 3 4 1 3
4. Звукообразо-вание 10 1 9 10 - 10 8 - 8
5. Дыхание 6 1 5 5 - 5 5 - 5
6. Дикция и
артикуляция 4 1 3 4 - 4 4 - 4
7. Ансамбль.
Многоголо-сие 5 1 4 6 1 5 6 - 6
8. Музыкально-
исполнитель ская
работа 10 2 8 10 1 9 12 - 12
9. Ритм и
ритмический
рисунок 4 1 3 4 1 3 4 - 4
10. Сценодвиже ния 7 2 5 7 2 5 7 2 5
11. Единство
технического и художест-венного
оформления 6 - - 6 - - 6 - -
12. Работа над
репертуаром 8 - 8 8 - 8 8 - 8
13. Концертная
деятельность 5 - - 5 - - 5 - -
Итого 72 72 72 Содержание программы 2 этапа обучения
Тема 1. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.Выявление голосового диапазона ребенка.Тема 2. Работа над выработкой умений, правильного поведения детей во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие правильного певческого дыхания.
Тема 3., 4. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания произведения. Упражнения по формированию ощущений резонаторов.Тема 5. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений.
Тема 6. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.Тема 7. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), устойчивое интонирование одноголосого пения.
Тема 8. Определение в песнях фразы, запева и припева. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.Тема 9. Знакомство с понятием «метр», «темп». Движения в темпе исполняемого музыкального произведения.Тема 10. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
Тема 11., 12. Просмотр видео записей. Работа под минусовую фонограмму. Тема 13. Участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и т.д.
Учебно - тематический план III этапа обучения
№ п/п Разделы и темы 5 год обучения 6 год обучения
всего теория практика всего теория практика
1 Вводное занятие. 1 1 - 1 1 -
2 Закрепление знаний строения голосового
аппарата. 1 1 - 1 1 -
3 Певческая установка.
Певческая позиция. 3 1 2 3 1 2
4 Звукообразование. 8 1 7 8 1 7
5 Дыхание. 5 1 4 5 1 4
6 Дикция и артикуляция. 3 1 2 3 1 2
7 Ансамбль. Многоголосие. 6 1 5 6 1 5
8 Музыкально-
исполнительская работа. 12 1 11 12 1 11
9 Ритм и ритмический
рисунок. 4 1 3 4 1 3
10 Сценодвижения. 6 2 4 6 2 4
11 Единство технического и художественного
оформления. 4 - - 4 - -
12 Работа над репертуаром. 12 2 10 12 - 12
13 Концертная деятельность. 7 - - 7 - -
ИТОГО 72 72 Содержание программы 3 этапа обучения
Тема 1. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.Выявление голосового диапазона воспитанника.Тема 2. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие правильного певческого дыхания.
Тема 3., 4. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.Тема 5. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений.
Тема 6. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.Тема 7. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), устойчивое интонирование одноголосого пения.
Тема 8. Определение в песнях фразы, запева и припева. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.Тема 9. Знакомство с понятием «метр», «темп». Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.Тема 10. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Тема 11., 12. Просмотр видео записей. Работа под минусовую фонограмму.
Тема 13. Участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и т.д. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ.
Занятия по вокалу проходят в специально оборудованном классе.
Оборудование:
-Фортепьяно.
-Зеркало, желательно в полный рост ученика.
-Музыкальный центр с воспроизведением кассет и дисков.
-Акустическая система (микрофон, усилитель, колонки).
-Компьютер.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
- Методическая литература.
- Подборка упражнений и заданий для развития певческих и творческих способностей.
- Записи музыкальных произведений вокальной и инструментальной музыки.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Обязательная:
1.М.П. Васильев «Анализ работы голосового аппарата вокалиста» - СПб, 1997г.
2.В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж» - Н.1 – СПб, 1996г.
3.Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение». – Ростов – на – Дону 2007г.
4. И.Б. Бархатова «Постановка голоса эстрадного вокалиста». Тюмень 2008г.
5.И.Б. Бархатова «Программа «Эстрадно – джазовый вокал». Тюмень 2006 г.
6. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1997г.
Дополнительная:
1. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007г.
2. И.В. Петрушин «Музыкальная психология». Москва 1997 г.
3. Б.А.Сергеев «Программа обучения по специальности пение». Ростов – на – Дону 2003г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Е.А.Ражникова, В.Г.Ражников «Музыка» Москва,1997 г.
2. Л.В.Лункевич, Е.И. Голубева «Музыка» Москва, 1997 г.
3. Д.Б.Кабалевский «Три кита в музыке» Москва, 1996 г.
4. А.А. Клёнов «Там, где музыка живёт» Москва 1986г.