Программа объединения дополнительного образования Мир вокального искусства


ПРОГРАММА
«МИР ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
(дополнительное образование детей
младшего, среднего, старшего возраста)
6 лет обучения
Составитель: Шевченко Светлана Евгеньевна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Программа «Мир вокального искусства» предназначена для руководителей кружковой работы в учреждениях дополнительного образования, для учителей музыки общеобразовательных школ. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
Цель программы – приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства и формирование устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности через развитие певческих навыков
Цель определяет следующие учебно-воспитательные задачи:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
воспитание духовно-нравственных качеств личности: добра, мужества, человеколюбия, справедливости, отношения к поступкам и делам людей, любви к Родине, к родному дому.
Основные разделы программы:
1. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
2. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
3. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
4. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в установках задач программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
МЛАДШАЯ ГРУППА
В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитацию при простудных заболеваниях;
образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;
дирижерские жесты и правильно следовать им;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
основы музыкальной грамоты;
уметь:
правильно дышать;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
дать критическую оценку своему исполнению;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
СТАРШАЯ ГРУППА
В результате обучения пению участник хора должен
знать/понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
основные понятия вокальных навыков (певческая установка, мягкое нёбо, примарные звуки, диапазон и т.д.)
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитацию при простудных заболеваниях;
образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;
дирижерские жесты и правильно следовать им;
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
основы музыкальной грамоты;
элементарные знания о жизни великих композиторов
уметь:
правильно дышать;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
слушать рядом стоящего участника хора, выравнивать звучание;
дать критическую оценку своему исполнению;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
петь двухголосные фрагменты;
импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 315