Урок по литературному чтению Сказка ложь, да в ней намёк…


Тема урока: Сказка - ложь, да в ней намёк… (А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)Цели:- познакомить детей с фактами биографии писателя;- содействовать развитию у учащихся умений рассуждать, анализировать и обобщать прочитанное;- создать условия для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса фразеологизмами, пословицами, учить правильно употреблять их в речи;- формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование интереса к чтению учащихся;- воспитывать щедрость, негативное отношение к жадности.Оборудование: портрет А. С. Пушкина, мультимедийная презентация, карточки с заданиям, рисунки попа и Балды, детские иллюстрации к сказке, сказки А. С. Пушкина.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебного процесса
Сказка - ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок! А. С. Пушкин
- Как вы понимаете эпиграф великого русского писателя?
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки? (авторские и народные)
-  На какие три группы делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных)
Сообщение темы и цели урока
- Вы, наверное, поняли, что сегодня на уроке речь пойдёт о сказке.
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки.
- Мы с вами на прошлом уроке знакомились со сказкой великого русского писателя А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой, познакомимся с некоторыми сведениями из жизни писателя, проанализируем сказку, будем продолжать учиться правильно и выразительно читать.
- Мы с вами разобрались, что сказка это …..
- А вот «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина авторская или народная?
- Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки? (повторы, устойчивые выражения и эпитеты, устаревшие слова, народная речь)
Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, сочным, выразительным, простым, близким к подлинной народной речи языком.
 IV. Осмысление и освоение темы урока
1. Речевая разминка- Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку:
А О У Э И (произнести 3 раза тихо - громко)Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.- Прочитайте скороговорку тихо, громко, шёпотом, вопросительно.
2. Беседа- Ребята, скажите когда вы впервые услышали имя А. С. Пушкина?- С произведениями А. С. Пушкина мы начинаем знакомиться в раннем детстве. Трудно найти человека который не знал бы, не любил произведения великого русского поэта.
3. Беседа о писателе. Просмотр презентации 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.Мать, Надежда Осиповна, была образованна, остроумна, хороша собой.Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая – Ольга, второй – Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая по – русски, и няня Арина Родионовна.- Александр Сергеевич очень любил свою няню Арину Родионовну. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих сказок он создал свои сказки, которые вы все знаете.
Назовите какие вы знаете сказки А. С. Пушкина?
Женой Пушкина была красавица Наталья Гончарова. Между супругами с самого начала сложились сердечные и дружеские отношения.
В начале 1834 года в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
4. Выборочное чтение сказки А. С. Пушкина « Сказка о попе и о работнике его Балде»- Какую сказку А. С. Пушкина мы читаем на уроке чтения- Определите вид сказки: волшебная, бытовая, сказка о животных?
- Назовите героев сказки.
-  С какой целью отправился на базар поп? Зачитать
- Кто ему повстречался?
- Какого работника ищет поп? Зачитать
- Какую плату за свой труд попросил Балда? Зачитать
- Как чувствует себя Балда в поповском доме? Зачитать.
- Что пугает попа? Зачитать.
– Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья) Какое? Зачитать.
- За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)
– Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк? (Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь)
- Справился ли с заданиями Балда?
5. Словарная работа- В этой сказке встречается много устаревших слов. Почему?- Эта сказка была написана в 1830 году ( более 180 лет назад )- А как мы узнаём толкование устаревших слов?- Посмотрите какой большой словарь. Он называется «Толковый словарь живого великого русского языка». Его автор Владимир Иванович Даль (1801-1872) был врачом. Он собирал устаревшие слова и толковал их.Работа в парах. Задание на карточках: соединить слово с его толкованием толоконный лоб принудительный сбор с крестьян денег или продуктов1 группа
недоимка
тятя
оброк
2 группа
полба
верста
потеха
6. Чтение отрывка по ролям
Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их умом и хитростью.
-  Прочитаем отрывок, где Балда соревнуется с бесенком по ролям.
- Какое настроение у попа, Балды, бесов (Поп расстроен, боится расплаты. Балда уверен в себе. Бесы вначале весёлые, а затем расстроенные)
Физкультминутка
7. Работа с деформированным текстомРабота в группах Вставьте пропущенные слова и знаки препинания:Живёт Балда в поповом___________________Спит себе на ____________________Ест за _____________________Работает за___________________До светла всё у него пляшет______________ запряжёт полосу_____________________________ затопит всё заготовит, закупит_____________ испечёт да сам и __________________- Найдите рифмы в этом отрывке.- Прочитайте глаголы описывающие работу Балды.- Какой вывод можно сделать? Какой был Балда?
 8. Характеристика героев - Выберите слова характеризующие Балду и характеризующие попа. Подтвердите ответ отрывком из сказки. ( Поп трусливый, жадный, скупой; Балда неунывающий, работящий, хозяйственный, находчивый)
Сделка с Балдой заставила попа пережить самые разные чувства. Его душевное состояние в сказке проявляется через действие, жест. Что же это было? Послушайте
Сомнение (“Призадумался поп, стал почесывать лоб”)
Тревога (“Не ест, не пьет, ночи не спит. Лоб у него заранее трещит”)
Надежда (“Стало на душе попа веселее, начал он глядеть на Балду посмелее”)
Страх (А поп, завидя Балду, вскакивает, за попадью прячется, со страху корячится”)
Закрепление изученного материала
Работа над поговорками
- У вас было домашнее задание – найти и выписать пословицы и поговорки в сказке. Объясните смысл пословицы
Ест за четверых, работает за семерых.
Думу думать.
Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.
На русский авось
Попляши-ка ты под нашу балалайку.
Задам тебе вражёнок задачу.
Этого провести не штука.
Беседа
- Чем же закончилась сказка?- Найдите и прочитайте предложение в котором заключена основная мысль сказки.- Скажите, пожалуйста, жадным быть хорошо или плохо? Почему? Докажите это используя пословицы - Соедините начало пословицы и конец:Ненасытному последнее потеряешьМного захочешь горю началоЖадность добра не видатьМного желать всё мало- Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.- Вернёмся к эпиграфу нашего урока:- Почему сказка – ложь? (вымысел)- Что за намёк, какой урок следует извлечь из сказки? ( сказка-вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)
При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».
Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.
VI. Подведение итогов
Рефлексия- Продолжите моё предложение:- На уроке мне было интересно когда …- Сегодня я узнал что …- Мне было трудно когда …- Я хочу ещё прочитать …- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк. У каждого из вас золотая монета, если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились отдайте монету Балде. Если нет – попу.
VII. Оценка работы учеников на урокеVIII. Домашнее заданиеСоставить кроссворд по сказке.
Выучить любой отрывок сказки.