Урок по русскому языку для 2 класса «Как появляются многозначные слова»


Урок русского языка во 2 «Б» классе. Программа «Начальная школа XXI века».
Тема « Как появляются многозначные слова»
Цель: Выяснение причины появления у слова нескольких значений.
Задачи:
Развивать речь, навык сравнения значения слов в словаре.
Учить пользоваться толковым словарём.
Воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма, дружеские отношения друг к другу.
Планируемые результаты урока:
Формировать: базовый уровень умений работать с информацией по теме; умение выстраивать речевые высказывания; работать самостоятельно и в паре; уважительное отношение к иной точке зрения ; навыки исследования, логических рассуждений; начальные формы рефлексии.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Развивать умение извлекать информацию из словаря, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Личностные:
Выполнять правила этикета.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, работа с информацией, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и оцениванием, деятельностный, проблемный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Учебно-методическое обеспечение:
1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова, 4 –е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Толковые словари.
3. Карточки, схемы.
4. Презентация.
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Организацион-ный.
Мотивация к учебной деятельности. Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологиче-ский и эмоциональный настрой к общению. Управление оценкой готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку?
На уроке тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры в вестибюли, коридоры,
Не мешайте нам писать,
Думать, мыслить, рассуждать.
- Итак, чтобы наш урок не прошёл зря, что мы должны с вами делать? Дети слушают, отвечают на вопросы, настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос учителя
( Думать, рассуждать, сравнивать. анализировать, обобщать, делать выводы) Регулятивные.
Развитие мотивов учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы
-72390112395
3. Целеполагание
4. Составление плана работы
-469901079500
5. Работа над новым материалом

6 Физкульт-минука-85090193040
7. Работа по теме урока
-596903111500
8. Закрепление.
-59690317500
10. Итог

-850901257300
11. Рефлексия

-97790-63500
12. Домашнее задание
Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.
Повторить словарные слова, развивать навыки грамотного письма
Учить работать с орфографическим словарём
Учить анализировать и делать выводы
Развивать речь.
Нравственное воспитание
Учить формулировать тему урока
Учить планировать работу
Воспитание трудолюбия, стремление к знаниям
Повторение пройденногоУсвоение новых знаний
Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Учить работать с толковым словарём.
Проверка умения находить слова в прямом и переносном значениях
Подведение итога урока
Самооценка
Закрепление изученногоСоздание условий для формирования умения выбирать и оценивать учебные действия, умения ставить цель, формулировать тему.
Откройте тетради.
–Запишите число.
14 февраля
Классная работа.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.Я со всей вселенною знаком.Это потому, что я владеюРусским всеохватным  языком».
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
- Правильно. А еще правильно и красиво писать. Для этого проведем минутку каллиграфии.
Прочитайте запись «Урок русского языка».
Слайд 1

- Буква, которую мы будем писать, обозначает в одном из слов два звука. Догадайтесь, какая это буква? («я» в слове «языка»)
- Почему вы так решили?
- Потому что буква «я» в начале слова обозначает два звука.
- Какая буква похожа на букву «я» по написанию? (л)
Чем они различаются? (овалом)
Запишите строчку соединений букв я и л , чередуя их.
2. Словарно-орфографическая работа.
-Прочитайте слова.
Б . рёза, . втобус, в . робей, в. кзал,
. зык.
-Запишите, вставляя пропущенные орфограммы.
Самопроверка по орфографическому словарю.
- Что можете сказать об этих слова?
- Какое слово лишнее? (язык). Почему?
Слайд 2

Какие значения слова »язык» мы знаем?
Слайд 3

- Чтобы говорить
- Чтобы чувствовать вкус
- Язык колокола
- Язык огня
- Иностранные языки
- Как вы думаете, где сейчас у нас в стране звучат больше всего иностранные языки? ( На олимпиаде в г. Сочи)
- Свет от языков пламени Олимпийского огня символизирует чистоту, совершенство, борьбу за победу, мир и дружбу.
Слайд 4

Во время соревнований на ней обязательно присутствуют не только игроки, но и судья и тренер. Все они разговаривают между собой ЯЗЫКОМ специальных жестов.
- Видите, сколько появилось много значений слова «язык».
- Как вы думаете. Какая тема нашего урока
Сообщение темы урока
– Давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы предположили? Наш урок относится к разделу «Развитие речи».
-Какую цель мы поставим? (учиться писать без ошибок, пополнить знания о многозначных словах, развивать речь)
Работа с учебником.
Учебник с. 34 Урок 93
Чтение темы:
«Как появляются многозначные слова?
_- Что мы уже знаем?
- Что нам нужно узнать?
Слайд 5

Это проблемный вопрос нашего урока.
Есть проблема, нужно наметить пути решения.
-Что мы будем делать, чтобы ответить на этот вопрос?
Планирование работы
1..Вспомним изученное.
2. Подумаем!
3. Обратимся к учебнику.
4. Спросим учителя.
5. Обратимся к толковому словарю.
6. Поработаем в парах.
7. Сделаем вывод.
Слайд 6

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Нам придётся много потрудиться, .чтобы всё у нас получилось, Работать будем под девизом: «Труд – дорога к успеху»
Слайд 7


Участники олимпиады стремятся к вершинам побед в спорте, а мы к знаниям
Запишите девиз в тетради.
- Какие орфограммы встретились?
Вспомним изученное.
Какие слов называются многозначными?
1.Наблюдение над многозначными словами.
-Ребята, большинство слов в русском языке многозначны, т. е. они способны иметь несколько значений. А как же появляются у слов другие значения? Почему это происходит?
(Выслушиваются версии: похожи по форме, по назначению)
Работа с учебником

1.Давай подумаем
Обратимся к учебнику с. 34-35
Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи к предложениям. Объясните значения выделенных слов.
Работа в парах с таблицей.
Слайд 8

Тайны языка с. 36 Прочитайте!
Каждое утро, вытягиваясь во весь рост,
Вспомните:
Я- человек!
Всегда готов встать рядом или впереди,
Протянуть руку помощи,
Легко нагнуться к слабому или малому,
Подставить плечи под груз тревог и забот,
Дотянуться до мечты,
Легко балансировать между желаниями и возможностями, Перепрыгнуть через усталость и боль
Бороться с собственной ленью, Глубоко вздохнуть по несбывшемуся И повторить от начала до победы!
На Олимпийских играх спортсмены стремятся к победе. Ну а мы стремимся к знаниям.
Давайте исследуем слово «Олимпиада»
Обратимся к словарю
Откройте словари.
Посмотрите, сколько чисел стоит? (3)
Что можем сказать?
Это слово многозначное.
Прочитайте первое значение,
Второе значение, третье значение.
Слайд 9

Объясните значение выделенных слов.
Золотая медаль, золотое сердце.
- Как вы думаете, почему можно сказать «золотое сердце»?
В каком случае выделенное слово употреблено в прямом значении?
А когда употребили в переносном значении.
Давайте обратившись в толковый словарик учебника. Проверим свой предположения ( с.160)
Значит, значение многозначных слов могут быть какими?
Заполним таблицу.
Слайд 10

Работа по карточке.
Подчеркните слова с прямым значением.
1) Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
2) Лёгкая работа, лёгкая рука;
3) Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;
4) Железная дисциплина; железный гвоздь;
Подчеркните слова с переносным значением.
1)Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
2) Лёгкая работа, лёгкая рука;
3) Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;
4) Железная дисциплина; железный гвоздь;
Взаимопроверка
Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.
-Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу.
Как появляются многозначные слова?
-Всё ли нам удалось?
-Зачем нужно было повторять эту тему.
-А теперь я попрошу дать себе самооценку по итогам работы на уроке
.
1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться!


Поставьте себя на одну из ступень пьедестала.
Слайд 11

-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?
-Наш урок относится к разделу «Правописание».
-Какую цель мы поставим? (учиться писать без ошибок, находить орфограммы и проверять их или вспоминать правила, определять части слов, где находится орфограмма, развивать речь)
С. 36, № 2 Дети записывают в тетрадь число, классная работа.
Орфограмма-
написание, требующее проверки, применения правил орфографии.
Отвечают на вопрос учителя. (Правильно и красиво говорить)
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают собственное мнение.
Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания
Контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение
Самоопределение
Отвечают на вопрос учителя. ( Слово отвечает на : что? Обозначает предмет, является словарным. Многозначное)Отвечают на вопрос учителя
Предположение детей
Чтение в учебнике
Ответы учеников н вопрос учителя
Дети называют этапы планирования
Запись девиза в тетрадь
Ответы детей
Работают в парах
Выполняют движения
Работа в парах с толковым словарём
Работа в парах с таблицей
Работа с таблицей
в парах
Дети работают по карточке индивидуально
Ответы детей
Делают вывод
Дети оценивают свою работу
Записывают задание
Регулятивные: целеполагание. Личностные: жизненное самоопределение.
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
ДичностныеКоммуникатив-ныеРегулятивные
ДичностныеКоммуникатив-ныеРегулятивные
ДичностныеКоммуникатив-
ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Регулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные
Коммуникатив-ныеРегулятивные
Личностные