Открытый урок по окружающему миру на тему Ранимая тундра(4 класс)















Конспект урока по теме «Ранимая тундра» 4 Б класс.
Программа «Гармония».






Учитель: Локтионова Г.П.















Тема: «Тундра»
Цели:
формировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
формировать умение пользоваться дополнительной литературой
развивать речь, мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; аргументировать свою точку зрения
развивать культуру поведения, умение работать в парах
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
презентация;
карта «Природные зоны России»; карточки с тестами; гербарий растений тундры.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание

1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Цель: обеспечить мотивацию, актуализация собственного опыта
Положительный настрой на урок.



































2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.









3. Самоопределение к деятельности.
































































































4.
Этап усвоения и закрепление новых знаний
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала


































































































































































































5.Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся



































6. Контроль и самоконтроль знаний.
Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний





7. Информация о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


8. Рефлексия
Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействие с учителем и одноклассниками

9. Подведение итогов занятия.
Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся







- Ребята, посмотрите на меня. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Думаю, что на этом занятии вы сделаете для себя много разных открытий.
- Сейчас повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, посмотрите своему однокласснику в глаза и улыбнитесь.
Мысленно пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Учитель читает стихотворение.
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать
Новая природная зона приглашает нас
И опять в экспедицию отправляется наш класс.

«Минутка фантазии»
- Ребята, представьте, мы отправились в картинную галерею.
- Почему в выставочном зале на картинах художников России получаться такие разные пейзажи?








- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
Сейчас вы поработаете в парах. Выполните тест.
- Как вы думаете, зачем я предлагаю такое задание?


Проверка теста по вариантам.




Звучит аудиозапись песни
« Увезу тебя я в тундру»
- О какой природной зоне говорится в песне?
- Как автор описывает природные условия тундры?
- Прочитайте название темы урока в учебнике на странице 114.
- Что можно узнать по названию темы о тундре?
- Какое значение имеет слово « ранимая»?

- Итак, нас ждет новая природная зона. На карте природных зон России найдите тундру.
Самая северная и холодная зона – Арктика. Чуть ниже этой зоны, лежит новая зона. Назовите, какого она цвета?
На доске появляется: «Тундра» (табличка)
- Нам предстоит сегодня исследовать эту зону. Исследуя тундру, что бы вам хотелось о ней узнать?





- Составим план изучения природной зоны.
После высказываний детей и обсуждения, на доске под словом «Тундра» появляется табличка
- географическое положение зоны;
- климат;
- животный мир;
- растительный мир;
- человек и тундра;
- экологические проблемы
- Попробуем вместе определить и сформулировать цели урока.

Учитель озвучивает цели урока:
- иметь представление о природной зоне – тундра;
- знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;
- исследовать экологические проблемы;
- уметь находить данную природную зону на географической карте

- Нам предстоит исследование новой природной зоны.
Экспедиция наша планировалась заранее, поэтому в ней сегодня будут работать синоптики, зоологи, биологи и экологи (учитель распределяет роли – дети будут работать в группах).
Перед каждой группой будет поставлена определенная задача.
- Решая эту задачу, вы будете работать с дополнительной литературой, материалом учебника, гербарием, картой природных зон. Каждая группа представит свои исследования перед другими членами экспедиции.
- Ребята, по вашему мнению, на какой вопрос мы можем уже сейчас дать ответ?



Учитель обобщает с учениками географическое положение зоны:
материк Евразия;
побережье северных морей;
южнее зоны арктических пустынь




- А сейчас вы будете работать в исследовательских группах. Первая группа - синоптики будет исследовать климат зоны тундры.
Вторая группа - ботаники изучит растительный мир.
Третья группа - зоологи подготовят рассказ о животном мире тундры.
Четвёртая группа - экологи расскажет о населении этой зоны и экологической обстановке.




Проверка работы в группах.
- Анализируя географическое положение и сравнивая эту зону с Арктикой, что можете предположить о климате зоны тундры?

- Вы предположили, что в этой зоне теплее, но в переводе с финского «тундра» обозначает «бесплодная», «враждебная»
А какая она на самом деле нам расскажет «главный синоптик»









Выводы учащихся обобщаются. Учитель показывает слайд «Климат»:
- холодная безлесная равнина;
- суровая зима – 50 С, сильные ветры;
- короткое холодное лето;
- слой вечной мерзлоты.
- Из всего сказанного, какой вывод можно сделать о наличие животного и растительного мира?


















-А сейчас, чтобы подтвердить ваши выводы в работу включаются ботаники, зоологи и экологи. ( Выступление каждой исследовательской группы обобщается и дополняется показом слайдов презентации).
Ботаники. Ваша задача ответить на вопрос:
- Какие растения растут в тундре?
- Как растения приспосабливаются к жизни в тундре?




Учитель показывает слайд «Растительный мир» после того, как дети выделяют особенности растений тундры:
- короткие корни;
- растения низкорослые;
- короткий период цветения и созревания плодов;
- мелкие листья.

Зоологи. Вам нужно ответить на вопросы:
- Какие животные и птицы обитают в тундре?
- Как они приспосабливаются к жизни в тундре?
После обобщения учитель знакомит учащихся со слайдом «Животный мир тундры». Особенности животных тундры:
- густое оперение;
- густой мех;
- подкожный жир;
- защитная окраска;
- цепи питания.


Экологи. Ваша задача ответить на вопросы:
- основное занятие населения тундры;
- экологические проблемы тундры;
- охрана природы тундры;
- крупнейшие города тундры.







«Синоптики» для вас вопрос: Говорят, что год тундры делиться на две части: снежную и мокрую. Снежную понятно почему! Объясните почему: мокрую.





























Вспомните цели нашего урока. На все ли поставленные вопросы мы ответили?
Расскажите коротко о природной зоне «Тундра»
- Можем ли мы утверждать, что теперь об этой природной зоне мы знаем все?



























- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились на уроке. Было приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными исследователями. А теперь расскажите, что вы узнали о тундре на уроке.

Обобщение учителя.
Природные условия тундры менее суровы, чем зоне арктических пустынь, поэтому животный и растительный мир
богаче. Но все-таки природа тундры очень сурова. Вот только перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру люди не должны забывать об этом. На севере тундры большой участок взят под охрану. Там создан заповедник. Среди его обитателей - дикие северные олени, во многих других районах тундры они даже не встречаются. Хорошо себя чувствует здесь овцебык. В тундре можно встретить краснозобую казарку и сокола – сапсана.
Я не назвала, где расположен заповедник тундры. Именно об этом вы узнаете дома из дополнительных источников. Еще я попрошу нарисовать вас рисунок «Как я себе представляю тундру»

.
-А сейчас вы будете работать в парах в тетради. Выполните задание №6 и №9.
Работа в тетрадях.
Проверка работы.






Домашнее задание: подготовить мини - сообщение о заповеднике, расположенном в зоне тундры; нарисовать рисунок «Как я себе представляю тундру »; читать страницы учебника 114-123 и отвечать на вопросы.


-Теперь те, кому все было понятно на уроке, выберите себе смайлики желтого цвета. Если возникли какие-либо трудности – зеленого цвета. Приклейте их на свою рабочую тетрадь.









Учитель оценивает работу группы и отдельных учащихся, выставляет оценки.



































Дети предполагают, что художники живут в разных уголках нашей страны, с разной природой, с разными климатическими зонами. Природа разных уголков России прекрасна своей особенностью.

Учащиеся отвечаю на вопросы учителя.





Учащиеся выполняют теста в парах.





Слушают песню.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.







Объясняют значение слова « ранимая».

Работают с картой природных зон России, определяют цвет природной зоны, пользуясь условными знаками.




Учащиеся предполагают, что можно узнать о её месторасположении, климате, есть ли там животный и растительный мир, есть ли коренное население. Обсуждают и составляют план изучения природной зоны.









Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока



































Учащиеся высказывают свои предположения и обосновывают своё мнение.












Учащиеся работают в группах, находят в учебнике, энциклопедиях по географии и биологии информацию для своего исследования, отбирают растения из гербария. При ответе пользуются презентацией. Работают с картой природных зон России. Для подготовки выступления даётся время.

Учащиеся высказываю свои предположения о климатических условиях тундры.





Выступает «главный синоптик», остальные учащиеся из группы дополняют ответ.
Учащиеся из рассказа «синоптика» выделяют:
- холодная безлесная равнина;
- суровая зима – 50 С, сильные ветры;
- короткое холодное лето;
- слой вечной мерзлоты.
Обобщение по слайду.







Вывод: Зима суровая, но на 10 градусов теплее, чем в Арктике, слой вечной мерзлоты оттаивает на 50 см, лето холодное, но теплее, чем в Арктике. Температура летом превышает +14 градусов. Следовательно, растительный и животный мир богаче, чем в Арктике.











Выступает представитель от группы ботаников. Рассказывая о растениях тундры демонстрирует гербарий классу. Группа дополняет.
Дети отвечают на вопросы, называя, представителей растительного мира и как они приспосабливаются к суровым условиям тундры.












как они приспосабливаются к условиям тундры. Составляют цепи питания.









Главный эколог знакомит класс с жизнедеятельностью людей в зоне тундры, экологическими проблемами и путями их решения.








«Синоптики» решая задачу, демонстрируют макет почвы тундры и многолетней мерзлоты, делают вывод, что вторая часть года называется мокрой, потому что снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше слой вечной мерзлоты, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается в почве.


















































Ученики рассказывают о том, что они узнали о тундре.































Учащиеся работают в тетради самостоятельно, записывая по группам представителей животного и растительного мира тундры. Взаимопроверка.

оказывают зону по карте каждый., пользуясь условными обозначениями определяют название зоны.
т прекрасныРисунок 115