Конспект урока по окружающему миру 4 класс Ранимая тундра


Учитель: Белая Е.Ю. Предмет: окружающий мир, 4 класс 08. 12.2013 г, учебник стр. 114-123, рабочая тетрадь стр. 44-45. УМК «Гармония», автор: О.Т. ПоглазоваТема урока: Ранимая тундра
Цели:
создать условия для знакомства с природной зоной «Ранимая тундра» через самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
обучающие - познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей, выявить причины, по которым тундра названа «ранимой»;
развивающие – развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека и задумываться над их решением;
здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Формируемые УУД:
Регулятивные: 1.- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 2- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; 3- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; 4 - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; 5- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные: 1-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; 2 - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; 3 - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений.Коммуникативные: 1- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; 2 - планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; 3 - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; 4 - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Личностные: 1- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; 2 - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 3 - осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей .Оборудование: учебник с. 114–123; карточки с изображением зверей и птиц зоны тундры, гербарий, индивидуальные таблички ЗХУ, презентация, компьютер, проектор, карта «Природные зоны России»
Ход урока
I этап: Организация класса (Организационный момент)
Учитель: Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друг другу рассказать.
II этап: Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Проверка дом задания: (работа по карточкам)
а) Тест "Арктика” (обведите правильный ответ)
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия; б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.
7. Арктический заповедник расположен…
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”.
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба,
запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”.
б) Работа с кроссвордом (на доске, ключевое слово пишем цветными мелками)
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)
3.Название острова, на котором расположен заповедник зоны Арктики ( о. Врангеля)
4.Арктика – царство снега и … (льда)
5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли)
6.Вид рыбы, обитающей в северных морях. (Палтус)
5
1
3 4 2 6

III этап: Мотивация к учебной деятельности
- Прочитайте ключевое слово нашего кроссворда (тундра). Кто мне скажет, какая тема сегодняшнего урока? (ответы детей, слайд)
- Посмотрите на слайд № 4 (ранимая тундра) Вот так выглядит тундра
- Какое впечатление производит тундра?
(Ответы учащихся: Голое, безжизненное пространство, покрытое болотами или камнями) слайд № 5- Вас не удивило название природной зоны?
- Когда вы употребляете слово ранимая?
(Ранимый человек - что это мы имеем ввиду? Очень чувствителен к изменениям всего окружающего. Изменения в окружающем мире на него влияют не самым лучшим образом)-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова. (слайд № 6)
Ранимый - это остро воспринимающий любую обиду, несправедливость
Пример: Ранимая душа.
- Каким образом это определение может быть связано с темой нашего урока?
- На протяжении урока мы будем находить, выделять эту связь и в итоге должны будем дать ответ.
Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная» (слайд № 7)
Проблемный вопрос: Могут ли жить растения и животные в таких условиях? (ответы детей)
-Нет. Почему?
-Да. А как?
-Мнения ваши разделились, а значит, вы должны найти точный ответ. Предлагаю поработать в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (слайд № 8 )ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Выбрать главного, кто будет отвечать.
Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела.
Слушать друг друга.
Говорить по очереди.
Проверять друг друга.
-Итак, группы готовы. Прошу выйти тьюторов групп ко мне и высказать свои мнения.
(слайд № 9)
I группа считает, что Нет. Растения и животные не могут жить в таких условиях. Почему?
II группа считает, что Да. Тогда как растения и животные могут жить в таких условиях?Индивидуальная работа.
Предлагаю поработать с таблицей ЗХУ. (у каждого на парте лежит таблица, я показываю образец)
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
- Что вам известно о тундре? – запишите в первую колонку.
Целеполагание.
– Что вы хотите узнать о новой природной зоне?
(Ответы детей)
– Местонахождение
– Погодные условия
– Растительный мир
– Животный мир
– Экологическая обстановка
(Запишите во вторую колонку таблицы)
IV этап. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач
– Чтобы изучить зону тундры и ответить на все вопросы, соберем экспедицию.
- Какова цель нашей экспедиции? (зона тундры)
- Сопровождать нас будут географы, ботаники, зоологи, экологи (деление на группы)
- Для более плодотворной работы каждая группа получит карточку-помогайку.
Хорошим помощником для вас будет учебник.
Используйте в своей работе прием «Инсерт» (В своей работе используйте следующие значки «!» - Я это знал, «+» - Новое для меня, «-» - Вызывает сомнение, «?» - Вопрос или не понял)Группа географов:
А) Атлас России
Б) карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назови форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность)
3)Какие города расположены на этой территории
4) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры)
5) Почему в тундре много болот?
В) Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовойстр. 114-115
Г) Предметные картинки.
Группа ботаников:
А) Гербарий
Б) Карточки с изображением растений
В) Карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о стеблях, корнях, листьях на примере лишайника, одного травянистого растения, дерева)
Г) Учебник «Окружающий мир» О.Т. ПоглазовойСтр 116-117
Группа зоологов:
А) Карточка с изображением зверей и птиц;
Б) Карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как приспособились они к жизни?
В) Предметные картинки:
Птицы (нехищные) чем питаются, оперение, окрас.
Травоядные животные: (чем питаются, мех, окраска)
Хищные птицы (кем питаются, оперение, окраска)
Хищные животные (кем питаются, мех, окраска )Г) Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовойстр 119-121
Группа экологов:
А) карточка «Помогайка» с вопросами :1) Основные занятия населения тундры ?2) Экологические проблемы, связанные с жизнью населения?
3) Охрана природы (заповедник, птицы и звери в Красной книге)
Б)Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовойстр. 122-123
В) Иллюстрации, связанные с нарушениями экологии тундры
Физкультминутка
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторения
- Итак, сейчас мы узнаем, сколько тайн-загадок прячет тундра.
Выступление представителей каждой группы
Слово предоставим:
географам - слайд с карточкой «Помогайка» (итог: слайд-картинки)
ботаникам - слайд с карточкой «Помогайка» (итог: слайд-картинки)
зоологам - слайд с карточкой «Помогайка» (итог: слайд- картинки)
-А как чувствует себя человек в этой экосистеме?
Об этом нам расскажут экологи ( выступление группы)
Слайд с заданием (итог-картинки)
-Человек с удовольствием пользуется всеми богатствами этого края, общается с природой. А всем ли хорошо от этого общения?
-Предлагаю пройтись по тропинке размышлений «Почему тундра названа ранимой?» и задуматься, во всех ли поступках человека пользы больше, чем вреда?
(групповая работа)
1 группа – на территории тундры насчитывается огромное количество шахт по добыче угля и железной руды (карточка № 3)
+ польза
- вред
2 группа – в крупнейших городах тундры Мурманске и Норильске работают заводы по производству пластмассовых изделий (карточка № 3)
+ польза
- вред
3 группа – составьте цепь питания для природной зоны тундры и проследите, что произойдет в данном сообществе, если нарушить его взаимосвязи.
4 группа - исследуйте, пожалуйста, предложенные вам иллюстрации и выясните, к чему они призывают нас – людей.
не истребляйте животных, запретить браконьерство
не загрязняйте местность нефтью во время ее добычи,
оленьи стада и редкие виды животных взять под охрану
не использовать тяжелую технику
Обоснование своих ответов уч-ся по заданиям
- Ребята, почему же тундра названа ранимой?
Вывод: В тундре сформировалась своя уникальная экологическая система, которая очень ранима. Разрушение одного из звеньев цепи ведёт к гибели всего природного сообщества. Всё это может привести к экологической катастрофе, если сегодня не принять никаких мер по защите тундры. (Слайд)
- Мы продолжаем рассматривать тему взаимоотношений человека и природы. Попробуйте, пожалуйста, объяснить смысл слов известного немецкого поэта И. Гёте:
«Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда строга, всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». (слайд)
-О каких ошибках идет речь?
- Что угрожает тундре сегодня? (ответы детей)
Сегодня в Красную книгу занесены: овцебык, сокол-сапсан, песец, белые гуси.
Предлагаю создать природоохранительный альбом тундры
- Какую информацию нужно поместить в него?
(о животных Таймырском заповедника, о птицах, занесенных в Красную книгу, обращение к людям с призывом о спасении этой экосистемы, краткое описание этой экосистемы1 группа - работает над созданием Красной книги
2 группа - работает над заповедником
3группа - составляет обращение к людям
4группа - выполняет работу с текстом (прием неоконченных мыслей)
Вставить слова в текст (проверка - текст на слайде )Тундра – это… Жизнь в тундре строится как в … доме, по …. . Главное богатство тундры …….. …………
Гибель одних обитателей грозит гибелью …….
Нельзя нарушать ….
Человек должен……..
VII. Рефлексия.
Работа с таблицей ЗХУ
- Что вы узнали о тундре?
-Почему тундру назвали ранимой?
- Какими новыми сведениями вам хочется поделиться со своими друзьями, родными?
Оцените работу своих товарищей
Дом задание: с.114-123, РТ. Стр.44 №7-9 (слайд)
-Наш урок я хочу закончить следующими словами: (слайд)
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц - не небо,
Ведь море без рыб - не море,
И Земля без зверей - не Земля


ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ (А)

Тундра – это…………………………………………
Жизнь в тундре строится как в ……………... доме,
по …………………………………………................
Главное богатство тундры …….. ………………..
Гибель одних обитателей грозит гибелью …….
Нельзя нарушать ………………………………….
Человек должен……………………………………..