Технология интерактивного обучения на уроках музыки.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Франгова Н. В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 15» г. Берёзовского

Технология интерактивного обучения на уроках музыки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, меняется подход к содержанию, целям, задачам, проектированию современного урока. Обращаем внимание на образовательный результат, который предусматривает новый стандарт. Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Поэтому вся моя деятельность направлена на развитие ребёнка и его адаптацию в обществе. При новых целях образования необходимо по-новому относиться и к организации образовательной деятельности. Структура современного урока предполагает активное применение учителем инновационных технологий, собственных творческих наработок, как в смысле построения урока, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. «Каждый урок нужно построить так, чтобы учащийся к его концу чувствовал не усталость, а рост сил и с нетерпением ждал следующего урока» говорил выдающийся венгерский педагог - музыковед Золтан Кодай. Поэтому при проектировании своих уроков я всегда вспоминаю его слова. На данный момент не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода зависит от многих факторов. На современном этапе развития методики происходит интеграция методов. И роль учителя на этом этапе очень велика. Учитель при выполнении требований ФГОС ОО становится новатором и создаёт метапредметное образовательное пространство. Цель формировать и развивать опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи: развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; освоение знаний о жанровом и стилевом многообразии музыки, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности; воспитание музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения музыки являются:
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в
области эстетически ценных произведений музыкального искусства; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней.
Предметными результатами изучения музыки являются:
развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
В педагогической литературе описано немного способов организации обучения (по уровню активности учащихся, уровнем привлечения их к продуктивной деятельности, дидактической цели, способам организации и т.д.). Имеющийся опыт помог выбрать направление развития методики и определить приоритетные технологии и методы. Воспользовалась классификацией типов обучения, предложенной Я. Голмитом, который определил характеристики интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех учащихся, включая педагога. За годы работы выделила формы, методы и приёмы интерактивного обучения, которые очень удобны в применении на уроках музыки и искусства и распределила их по блокам.
Блок 1. Приёмы работы с информацией. ( Работа с текстами, работа в библиотеке, с сайтом лицея, выпуск тематических мини - журналов).
Блок 2. Интерактивные приемы и методы.
2.1. Карусель. Дети становятся в два круга: один внешний, другой - внутренний. Сбор информации осуществляется при движении внешнего круга. Дети общаются в парах.
Например, задается вопрос - Для чего нужна аранжировка музыкальных произведений? Учащиеся, работая в парах, совместно находят ответ.
2. 2. Аквариум. Группа экспертов ведёт обсуждение по данному вопросу. Остальные дети – наблюдатели, которые в ходе обсуждения могут задавать дополнительные вопросы.
Например, задается вопрос - Актуальна ли героическая тема в музыке? В итоге группа экспертов приходит к общему выводу.
2. 3. Мозговой штурм. Банк идей, даже абсурдных (кто больше).Работа по данному вопросу осуществляется по рядам – группам. Можно задать вопрос - В России утрачивается интерес молодежи к музыкальному фольклору. Ваши предложения по выходу из сложившейся ситуации. Решение принимается совместно.
2. 4. Броуновское движение. Эту форму я использую в 7-8 классах на уроке в. Учащиеся хаотично передвигаются по классу в поисках правильного ответа. (Например вопрос - Почему в рабовладельческом строе музыка стала видом искусства?).Собрав необходимое количество информации, учащиеся оглашают версии правильных ответов.
2. 5. Кейс – метод. Отвечая на вопрос, необходимо выбрать лучшее предложение путём коллективного обсуждения. Работа осуществляется в 4-х группах. Например, задаю следующий вопрос - Как привлечь внимание к слушанию инструментальной музыки? Аргументированный ответ считается лучшим.
2. 6. Правильный ответ. Выбор правильного ответа путем голосования. Предлагаю детям 3 варианта правильного ответа. Далее происходит голосование и обсуждение
2. 7. Задай вопрос по теме.
АМО – «Веселый мяч». Учащийся задает вопрос и кидает мячик, желающему ответить. Если ответ неверный, мячик передается другому ребенку. Правильно ответивший на вопрос, сам задает вопрос и т.д.
АМО – «Шляпа вопросов». Учащиеся получают листы-заготовки, где фиксируют свою фамилию и записывают вопрос по предложенной теме. После выполнения задания листы собираются учителем и переворачиваются другой стороной. Дети выбирают самостоятельно листы с заданными вопросами. Ответы записывают на другой стороне листа и указывают свою фамилию.
2. 8. Инфо – угадай-ка. На первом слайде презентации для урока необходимо указать ключевые слова по изучаемой теме. Учащиеся должны определить о ком или о чем пойдет речь на уроке. Например: камерные произведения, романтик, музыка Польши, фортепиано (ответ – Шопен).
Блок 3. Проектная и исследовательская деятельность.
       Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации и коммуникации. Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. (Проекты "«Роль искусства в сближении народов ", «Музыка праздника» и т.д.)
Блок 4. Социальная практика.
Организация конкурсов и фестивалей. Создание виртуального музея «Музыкальные инструменты народов мира». Классные часы по теме «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
Блок 5. Методическая копилка (Авторские интерактивные задания)
Игра «Музыкальные слова» (1-2 класс). Игра предназначена для закрепления знаний по  разделу "Нотная грамота".videouroki.net
Кроссворд «Умница» .Кроссворд предназначен для учащихся начальных классов. https://infourok.ru/interaktivnyy_krossvord_po_muzyke_2_klass.-485763.htm
Кроссворд «Музыкальный» .Кроссворд разработан для учащихся начальных классов. https://infourok.ru/interaktivnyy_krossvord_po_muzyke_3_klass.-485785.htm
Интерактивные тесты. «Выбери деревянные духовые». Тест используется на уроке для закрепления полученных знаний по теме «Духовые музыкальные инструменты». «Высокий мужской голос». Тест используется для закрепления материала по теме «Мужские и женские голоса».
Тематика проектов на уроках музыки: Видео-концерт классической музыки. Виртуальный музей музыкальных инструментов. Музыкальный фестиваль нашего класса. Музыкальный журнал класса. Постановка музыкального спектакля. Web – музей музыкального народного творчества. Музыка для школьной дискотеки. Мой музыкальный портрет. Моя авторская песня. Наша музыкальная коллекция. Учащихся 5 класса заинтересовал проект «Музыкальный журнал класса». Благодаря этому проекту и большой заинтересованности учащихся, составила программу внеурочной деятельности «Музыкальный журнал». Теперь у нас в лицее есть свой музыкальный электронный журнал, который можно не только почитать, но и послушать в сети интернет, выйти на предлагаемые сайты, посмотреть видео. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] адрес нашего журнала).
Работа с интерактивными методами и приёмами позволила вывести свою Формулу интерактивной технологии « Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый учащийся - субъект познания нового», т.е. теория + активная практика = новый образовательный результат.
Считаю, что использование интерактивной технологии, разнообразие её форм и методов даёт следующие эффекты: индивидуализация образовательной деятельности; расширение пространства самореализации учащихся; овладение универсальными способами действий; расширение связей с социумом; рефлексия деятельности. Получены следующие результаты:
1..Уровень качественной успеваемости по предмету составляет 95%;
2.Уровень сформированности предметных результатов 74%;
3. Уровень сформированности метапредметных и личностных результатов 72%;
4. Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах: учащиеся нашего лицея являются постоянными победителями и призерами международных олимпиад по музыке проектов «Инфоурок» и «Видеоуроки»; 2014-2015 г. - призеры (2-3 места) в городской олимпиаде по музыке.
5.Разработаны проекты и исследовательские работы (мини-проекты разрабатываются на каждом уроке, разработано 4 проекта по предмету и комплексный проект по внеурочной деятельности «Музыкальный журнал»).
6. Вместе с коллегами изучена  деятельностная  парадигма образования как важнейшего условия реализации ФГОС; типология уроков при  системно - деятельностном   подходе  к обучению; освоен новый тип методической продукции «Технологическая карта». Разработаны рабочие программы по музыке для учащихся 1-9 классов, программы внеурочной деятельности для 1-4, 5-9 классов по новым стандартам. Разработано методическое пособие "Формирование универсальных учебных действий посредством образовательных технологий новых стандартов". Опыт работы по теме " Технология интерактивного обучения на уроках музыки" был представлен учителем на курсах в КРИПКиПРО, методическом объединении учителей музыки, педагогическом совете лицея, областном семинаре «Инновационные формы внеурочной деятельности» в 2016г. Опыт работы представлен на сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. сайт/Франгова-Наталья-Владимировна, videouroki.net, infoUrok.RU.
Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте. Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», сказал В.А. Сухомлинский, следовательно, музыка – одно  из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников. Этим удивительным средством я с удовольствием пользуюсь ежедневно, на каждом уроке и во внеурочной деятельности.
15