Методические рекомендации для преподавателей по организации круглого стола с работодателями в формате дуального обучения


ГАПОУ ТКСТП
Методические рекомендации для преподавателей по организации круглого стола с работодателями в формате дуального обучения
Разработала: преподаватель
Морозова Екатерина Николаевна
Тольятти 2015
Пояснительная записка
Основная деятельность учебного учреждения направлена на создание квалифицированного специалиста, который сможет начать и построить карьеру по выбранной им специальности, планируемый результат данного мероприятия – это применение знаний в жизни.
Актуальность. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов к преподавателю, ведущему общепрофессиональные дисциплины или профессиональные модули по любой специальности, являются вопросы, связанные с прохождением практики по будущей специальности и трудоустройством. Преподаватель вынужден подтверждать или опровергать возникшие вокруг любой специальности «мифы» и предположения, которые в изобилии существуют. Однако, порой, у преподавателя может не быть ответа на поставленный вопрос или ответ преподавателя основан на книжных знаниях и может быть далек от практики. Исходя из чего можно сделать предположение, что ответ профессионала, специалиста с опытом и стажем студенту принесет больше пользы и будет наиболее достоверным.
Формат проведения. Возникла идея провести круглый стол со специалистами сферы сервиса г.о.Тольятти в формате круглого стола, темой для которого стал «Миф или реальность?» Кроме того, в задумке данного стола изначально было пригласить бывших выпускников колледжа, которые успешно трудоустроились и работают на предприятиях туристской сферы города.
Выбранный формат проведения мероприятия, позволил встретится преподавателям, студентам и работодателям, обсудить и выработать решения проблем, с которыми встречаются все стороны данной встречи. Обсудить не только актуальные вопросы образования и подготовки квалифицированных кадров, но и вопросы развития турбизнеса в г.о. Тольятти
Образовательные технологии. В данном мероприятии пересекаются и реализуются следующие образовательные технологии:
проблемное обучение
использование в работе активных форм проведения занятий
применение информационно-коммуникационных технологий
проектная деятельность.
Методическая разработка состоит из следующих документов: пояснительная записка, рекомендации к проведению круглого стола, план мероприятия и проект резолюции.

Рекомендации к проведению круглого стола с работодателями
Методическая разработка рекомендаций по проведению круглого стола может быть использована в ходе работы любого профессионального учебного учреждения и по любой специальности, так как поднимаемые в ходе обсуждения вопросы, по теме: «Миф или реальность?» требуют обсуждения по любой специальности. В рамках дуального обучения и формирования профессиональных компетенций проведение подобного круглого стола позволит не только повысить мотивацию студентов, но и позволит бизнес сообществу, заинтересованному в подготовке квалифицированных кадров высказать свои запросы в самый важны момент обучения. Тогда, когда общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули еще только начинают изучаться и студенты готовятся к входу на практику.
Все этапы мероприятия «Круглый стол со специалистами турбизнеса г.о. Тольятти» были разделены в ходе планирования на деятельность, проводимую преподавателем и деятельность студентов.
Этапы:
подготовительный этап
основной этап-проведение
заключительный этап резолюция и работы студентов по самоанализу проведенной ими работы
Подготовительный этап (занятие 1, 2 часа).
Работа преподавателя. Планирование цели и задач открытого мероприятия, разработка ожидаемого результата. Определение формы его проведения, необходимого оборудования и приглашение участников мероприятия. Проведение вводного занятия со студентами для формулировки вопросов, «мифов» по проблемам трудоустройства и работы по специальности.
Работа студентов. Определение и формулировка вопросов от студентов к приглашенным профессионалам. Расширение и детальная проработка вопросов, возникающих в ходе обсуждения проблем будущего трудоустройства и работы по специальности. Создание презентаций по проблемам и сформулированным «мифам» (в рамках самостоятельной домашней работы 4 часа), создание дополнительного списка вопросов.
Основной этап (занятие 2, 2 часа) – Проведение круглого стола со специалистами турбизнеса г.о. Тольятти
Работа преподавателя. Вступительное слово. Объяснение целей и задач круглого стола. Представление участников. Изучение вопросов круглого стола с презентациями студентов, с обсуждением специалистов и предложениями для улучшения качества обучения. Обмен мнениями. Подведение итогов круглого стола. Объяснение домашнего задания: написать эссе по теме круглого стола.
Работа студентов. Представление презентаций в формате «Миф или реальность», обсуждение и формирование представления о сложностях в вопросах трудоустройствах в туристской сфере г.о. Тольятти, о плюсах и минусах работы специалиста в турбизнесе; оценка необходимости постоянного повышения квалификации и расширения умений и навыков для успешной реализации специалиста в туриндустрии; анализ особенностей работы с клиентами в условиях экономического кризиса турфирмах г.о. Тольятти.
заключительный этап (занятие 3, 2 часа)- резолюция и работы студентов по самоанализу проведенной ими работы.
Работа преподавателя. Проведение итогового занятия с заслушиванием эссе студентов. Разработка проекта резолюции.
Работа студентов. Написание эссе по итогам встречи со специалистами туристкой сферы г.о. Тольятти (самостоятельная домашняя работа - 2 часа. Обсуждение достигнутых цели и задач, активный диалог для формирования представления у студентов о необходимых знаниях и умениях для успешной реализации в будущей профессиональной деятельности. Проработка коммуникативных навыков и умения самопрезентации.
Данный круглый стол проводился в ходе изучения дисциплины «Коммуникология в турбизнесе» по теме: Тренинг по коммуникативным навыкам. В тематическом планировании на нее отводится 6 часов, что позволило провести все этапы круглого стола полноценно и реализовать поставленные в начале цели и задачи мероприятия.
Круглый стол со специалистами может проводится по любой специальности изучаемой в колледже. Все этапы работы у студентов 2 курса вызывают искренний интерес, а его проведение перед выходом на практическое обучение в фирмы и предприятия города является очень актуальным и встречается очень доброжелательно и позитивно.
В 2014-2015 учебном году мероприятие дало хороший отклик от студентов и работодателей, в наступившем учебном году планируется проведение данного круглого стола с нынешнем 2 курсом по специальности «Туризм». Планируется совместная разработка новых вопросов, возникающих именно у этой группы к профессионалам, привлечение большего количества профессионалов, для создания у студентов понимания разного подхода к организации бизнеса. Также можно добавить следующий пункт в последний этап: формулировка текстов писем благодарностей специалистам, присутствующим на мероприятии и их отправка.
Стоит отметить, что в данном мероприятии пересекаются и прекрасно реализуются следующие образовательные технологии:
проблемное обучение (студенты самостоятельно определяли и анализировали проблему, те знания, которые им на данном этапе недоступны, выбирая способ найти решение на данный момент неизвестного, по сути проявляя познавательную деятельность и творческую активность в выборе подходов)
использование в работе активных форм проведения занятий (в рамках дисциплины «Коммуникология в турбизнесе» внедрение активных форм ведения безусловно необходимо и одной из многих форм активного проведения занятий является «круглы стол», который предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов науки, теории и практики. Круглый стол был проведен точно в соответствии с требованиями, студенты заранее были ознакомлены с составом приглашенных, самостоятельно определили круг вопросов, которые были вынесены на обсуждение, подготовились принять участие в разговоре.
применение информационно-коммуникационных технологий (студенты воспользовались ИКТ, в частности программой для создания презентаций и сетью интернет для подбора рисунков и фотографий для оформления своих презентаций, а также электронной почтой для отправки преподавателю созданных презентаций, с целью проверки и получения совета по возможному оформлению, в ходе проведения круглого стола студенты самостоятельно управляли презентацией и презентационным оборудованием, подключая и используя его)
проектная деятельность (тренинг по коммуникативным навыкам, как тема, рассчитанная на 6 академических часов, был реализован его в виде проектной деятельности, были проведены подготовка, планирование, исследование, представление проекта и оценка его результатов, выводы, на первом занятии были реализованы следующие этапы проекта: подготовка, планирование, исследование; второе занятие - представление проекта и оценка его результатов, третье занятие - выводы).
Студенты активно осуществляли выбор и поиск информации, анализировали и систематизировали информацию, разрабатывали презентацию, представляли проект, участвовали в его коллективном самоанализе и оценке, слушали мнение профессионалов на предложенные ими вопросы по теме «Миф или реальность?»
Студенты по каждому из интересующих их вопросов подготовили презентации в формате: «Миф или реальность?», где они представили свои доводы в пользу мифов и обсудили со специалистами, озвученные доводы.
Вопросы для обсуждения, предложенные студентами:
Как устроиться работать в турфирму?
Какие обязанности выполняет специалист по туризму в 1 год работы?
Особенности работы с клиентами.
Особенности работы с туроператорами.
Плюсы и минусы работы в турфирме.
В каждой из презентаций кроме одного вопроса, который по сути ее озаглавил, были представлены дополнительные, раскрывающие суть затрагиваемой проблемы и уточняющий её.
К первой презентации «Как устроиться работать в турфирму?», студенты подготовили следующие дополнения:
Необходимо ли иметь высшее или средне специальное образование при трудоустройстве в турфирму?
У менеджера по туризму должно быть идеальное знание ПК, так ли это?
Правда, что устраиваясь на работу, обязательным является знание иностранного языка?
Многие работодатели требуют опыт работы не менее одного года, это действительно является необходимым или есть исключения?
Нужен ли офисный стиль одежды?
Важно ли обладать высокой стрессоустойчивостью?
Во второй презентации «Какие обязанности выполняет специалист по туризму в 1 год работы?», студенты спросили:
Правда ли, что менеджеров по туризму в первый год работы не допускают до клиентов?
Придется очень много читать, учить, ходить на семинары, причем делать это постоянно, т.к. в туризме все очень быстро меняется?
Должен ли менеджер по туризму быть готов к ночным звонкам от туриста с глупыми вопросами, и при этом не иметь возможности положить трубку?
Правда ли, что менеджер по туризму знает наизусть все формальные требования для получения виз в любой стране мира?
В третьем проекте прозвучали в дополнение к основному «Особенности работы с клиентами», студенты спросили:
Правда ли, что каждому клиенту нужен свой подход?
Правда ли, что нельзя давать клиентам каталоги при подборе турпродукта менеджером?
Как правильно закончить беседу с потенциальным клиентом, который не собирается ничего покупать, а просто пришел поболтать и как часто попадаются такие клиенты.
Правда ли, что критика со стороны бывает полезной?
Как правильно общаться с клиентом, который груб в общении?
Правда ли, что при аннуляции тура клиент теряет практически 100% предоплаты?
В четвертом проекте «Особенности работы с туроператорами» были озвучены следующие уточнения:
Сам ли ТО устанавливает процентную сумму?
Финансовое обеспечение ТО является основным, на что должен обратить внимание турменеджер и без сведений о его обеспечении турагент не имеет право на заключение сделки.
ТО самостоятельно определяет процент, полагающийся турагентству и это может быть и 2% и 15%
Кто несет ответственность за туриста и осуществляет все выплаты по форс-мажорным или непредвиденным ситуациям, а также по судебным процессам, в случае неоказания услуг?
В последнем, пятом вопросе «Каковы плюсы и минусы работы в турфирме?» были внесены следующие дополнения:
Путешествие по всему миру за счет фирмы?
Правда-ли то, что большую часть работы можно выполнять дома?
Можно- ли приобретать путевки «по-дешёвке» для своих родственников?
Можно-ли узнать о других странах то, что не преподают на уроках географии?
Правда ли, где-то что-то не досчитаешь, потом из зарплаты вычтут (огромная ответственность)
Правда ли, из-за недостатка времени, личная жизнь часто напряжена?
Побывав в огромном количестве стран, правда ли, что часто ни одну из них не удается посмотреть внимательно?
Круглый стол в ходе реализации концепции дуальной системы обучения студентов профессиональных образовательных учреждений относительно новая форма проведения встреч, бизнессобщества и обучающихся. А если учесть, то, что для участия в круглом столе были приглашены бывшие выпускники колледжа, усиливается и качественно меняется восприятие информации ими передаваемой, повышается мотивация и уверенность в то, что, обучаясь в данном колледже, каждый из студентов в состоянии трудоустроиться. В ходе встречи студенты получили приглашения на прохождение практики в фирмах, чьи представители присутствовали на встречи, также поступило предложение о трудоустройстве, после практики, чем студенты воспользовались.
Для преподавателей был дан большой объем информации для размышления, что можно изменить в ведении предметов, что убрать или добавить в тематическое планирование по предметам. Руководством колледжа рассматривается вопрос привлечение к образовательному и научно –исследовательскому процессу наставников из фирм города. Так же было решено проводить подобные круглые столы ежегодно.