СИСТЕМА ТРИГЕРОВ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО


Министерство образования и науки РФ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»СИСТЕМАМ ТРИГЕРОВ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО
ПЛАКАТА ДЛЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Чухланцева Дарья Ильинична
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
Сарапул, 2016 год
СИСТЕМАМ ТРИГЕРОВ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО
ПЛАКАТА ДЛЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.[3]
Для многих учащихся эти предметы являются одними из самых сложных. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению и процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий является одним из способов решения данной проблемы. Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. [5]
Современные средства обучения должны быть максимально приближены к мировосприятию ребёнка. Следовательно, нужно имеющиеся традиционные учебно-методические материалы, которые зарекомендовали себя самым лучшим образом, дополнять новыми средствами обучения. Необходимо учитывать то, что информационный мир слишком разнообразен для того, чтобы ученик самостоятельно мог правильно сориентироваться в нём, нужна систематизация полезных знаний. Нам представляется, что разрешить данную проблему возможно с помощью интерактивного плаката.
Что же такое интерактивный плакат?
Интерактивный плакат – электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. [6]
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом генезисе.
Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения в тему.[2]
Интерактивные плакаты создаются с помощью системы триггеров.
Триггер – это отдельная хранимая в базе подпрограмма, связанная с таблицей или обзором, которая автоматически включается, когда в таблицу или обзор вставляется (триггер добавления), модифицируется (триггер модификации) или удаляется (триггер удаления) строка.
Триггеры позволяют:
Контролировать входные данные, обеспечивая повышение достоверности информации и ее логическую непротиворечивость.
Повысить независимость прикладного программного обеспечения. Изменение схемы контроля в триггере автоматически отражается во всех приложениях, не требуя ни внесения в них каких-либо изменений, ни их перетрансляции.
Обеспечить автоматическую регистрацию изменений в таблицах. Приложение может хранить полный протокол изменений, используя триггеры, которые включаются при каждом изменении таблицы.
Выполнять синхронные изменения в нескольких таблицах, обеспечивая как логическую целостность данных, так и автоматическое поддержание соответствия первичных и агрегированных данных.
Автоматически уведомлять об изменениях в базе данных, используя события, создаваемые триггерами.
Главное предназначение триггера — сохранение ссылочной целостности данных. Это означает, что даже при изменении базы данных всегда есть возможность вернуть все назад. Также с их помощью можно проводить каскадные изменения в связанных таблицах, при котором ссылки меняются одновременно и не нарушают связей ссылочной целостности данных. [4]
Новизна опыта использования системы триггеров при создании интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении отдельной темы учебной программы по литературному чтению.
Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами. Поэтому с программно-педагогической точки зрения плакат должен реализовывать следующие возможности:
- наличие одного достаточно большого (основного) блока с которым работа проводится на протяжении всего изучения нового материала;
- наличие дополнительной наглядности, которая размещается в виде гиперактивных зон и разворачивается по клику, а так же сворачивается до исходного;
- наличие интерактивных инструментов (ручки, маркеры) позволяющих выделять различными цветами объекты интерактивного плаката (подчёркивания, обведение, исправления, надписи);
- наличие областей, которые появляются и исчезают либо по команде с кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне. Для работы с правилами, выводами, с тем чтобы учащиеся сравнили вывод сделанный, например, самостоятельно с правильным выводом;
- наличие элементов позволяющих автоматизировать действия.
Указанные возможности реализуются в презентации с помощью простейших команд VBA и элементарной работы с макросами и триггерами.[2]
При проведении уроков литературного чтения на производственной практике были разработаны интерактивные плакаты на темы: фольклор и жанры фольклора и второй плакат на тему малые фольклорные жанры.
Сейчас мы с вами рассмотрим эти плакаты.
На первом плакате представлено определение фольклора и его жанры, которые в свою очередь имеют свои определения. На этапе закрепления материла, все определения обратно сворачивались и дети должны были вспомнить эти определения.
На втором уроке детям предлагалась тема малые жанры фольклора, которые имели три группы: загадки, пословицы, поговорки, которые имели свои определения. На этапе закрепления материла, все определения обратно сворачивались и дети должны были вспомнить эти определения.
Подводя итог всему выше сказанному, выделю достоинства использования интерактивных плакатов в на уроке литературного чтения: • Высокая интерактивность – диалог между преподавателем и учащимся посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке литературного чтения;
• Богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
• Групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером);
• Учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет преподавателю конструировать занятия в соответствии со своими задачами.
Таким образом, интерактивный плакат может эффективно применяться на уроках литературного чтения в системе начального общего образования.[1]
Список используемой литературы
Дорохина Ирина Анатольевна. Новые образовательные технологии: «интерактивный плакат». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://5fan.info/ujgqasatyqasotryfs.html Дата обращения: 21.02.15
Затынайченко Б.Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html Дата обращения: 21.02.15
Образовательная система «Школа 2100». Программа «Литературное чтение». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/lit.php Дата обращения: 20.02.2015
Студопедия. Триггеры и их назначение. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.ru/2_5801_triggeri-i-ih-naznachenie.html Дата обращения: 20.02.2015
Чепурная Елена Владимировна. Использование ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе Методическая разработка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://shbol.edu.yar.ru/docs/metod_kopilka/chepurnaya/glavnaya.doc. Дата обращения: 16.02.2015
Шевченко Елена Степановна. Интерактивный плакат как средство обучения на уроках истории. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633789/. Дата обращения: 20.02.2015