Научная статья на тему Интерактивная доска как средство интерактивного обучения


УДК 377.112.4
Т.С. Косенко
преподаватель спецдисциплинГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
г. Рыбница, Приднестровье
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
INTERACTIVE BOARD AS MEANS OF INTERACTIVE TRAINING
В статье рассматривается роль интерактивной доски как современного средства интерактивного обучения, режимы работы интерактивной доски, возможности применения интерактивной доски на различных этапах урока в профессиональном образовании, преимущества и возможные недостатки использования интерактивной доски на учебном занятии.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивная доска, режимы работы интерактивной доски, этапы занятия.
In article the role of an interactive board as modern means of interactive training, operating modes of an interactive board, a possibility of application of an interactive board at various stages of a lesson in professional education, benefits and possible shortcomings of use of an interactive board on educational occupation is considered.
Keywords: interactive training, interactive board, operating modes of an interactive board, occupation stages.
В настоящее время в образовательных организациях все более широко стали применяться интерактивные технологии обучения.
Интерактивное обучение – это особая форма организации учебного процесса, которая позволяет вовлекать в учебный процесс практически всех обучающихся. При этом обучающиеся из пассивных слушателей становятся активными участниками процесса познания.
В последнее время основным средством интерактивности выступает интерактивная доска.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Работа с интерактивной доской возможна в следующих режимах.
В режиме экрана персонального компьютера стилус интерактивной доски работает аналогично компьютерной мыши. С его помощью можно запускать любые программы, установленные на компьютере, работать в любых приложениях. Режим экрана компьютера может быть использован преподавателем при демонстрации документов и презентаций, выполненных в офисных приложениях, при работе с прикладными программными средствами учебного назначения, при работе с анимацией, для выхода в Интернет.
Режим экранных надписей используется для нанесения аннотаций поверх любой информации, выведенной на доску. Используя во время занятий с учащимися демонстрационный и дидактический материал, подготовленный в программе Microsoft Office PowerPoint можно делать пометки на наиболее важных слайдах для дальнейшей их демонстрации во время подведения итогов занятия. На слайдах могут быть представлены и практические задания для обучающихся: задачи, кроссворды, ребусы и т.д.
Работа в специализированном программном обеспечении предполагает его предварительное изучение. Программное обеспечение как правило содержит набор базовых функций. Наибольшее распространение получили следующие программы для подготовки учебных материалов:
WizTeach – разработка британской компании Qwizdom.
RM EasiTeach Next Generation – разработка британской компании RM Education.
Обратившись к данным современной психологии, мы выяснили, что вербально усваивается только 15% информации, зрительно – 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%. Интерактивная доска позволяет достичь этого эффекта.
Яркий и выразительный наглядный материал помогает включить обучаемого в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой информации. В отличие от традиционных методов демонстрации наглядности, интерактивная доска позволяет увидеть действие. Возможность объединения текстовой, графической, аудио- и видеоинформации при помощи интерактивной доски, а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации.
Интерактивная доска может применяться на каждом этапе учебного занятия, так как набор ее функций позволяет приспособиться практически под любой вид учебной деятельности и любую дисциплину.
Этапы учебного занятия и возможность применения интерактивной доски представлена в таблице 1.
Таблица 1.Этапы занятия и возможность применения интерактивной доски
Этап занятия Возможность применения интерактивной доски
Актуализация прежних знаний - проверка домашнего задания
(демонстрация заданий на ИД, презентаций по темам, проектов и т.д.)
- проверка ранее усвоенных знаний (групповые и индивидуальные задания, выполнение тестов и др.)
Изучение нового материала - показ слайдов
- показ видеоматериалов
- использование электронных конспектов и др.
Закрепление изученного материала - рассмотрение проблемных видеоситуаций- решение кроссвордов, ребусов
- решение задач и др.
Опыт применения интерактивной доски в процессе преподавания специальных дисциплин в ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум» позволил выявить следующие преимущества:
возможность представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
упрощение объяснения схем, графиков, формул;
наглядное иллюстрирование при объяснении теорий, моделей, идей;
высокая плотность, динамичность и мобильность занятия, повышение мотивации обучающихся к обучению;
понимание обучающимися более сложных идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Однако, следует отметить, что подготовка занятия, на котором будет использоваться интерактивная доска требует большой подготовительной работы и умений со стороны преподавателя. Нельзя сказать, что с помощью интерактивной доски сразу достигаются высокие результаты успеваемости, но можно отметить, что студенты становятся более заинтересованными и более мотивированными на занятии. Те, которые раньше боялись выйти к доске, теперь чаще отвечают и выполняют задания у доски. У слабых студентов появляется уверенность в собственных силах, они начинают активнее работать.
При всех достоинствах интерактивной доски, важно помнить, что она не сможет решить все проблемы на уроке, она сама по себе не сделает урок интересным и увлекательным. Интерактивная доска – это инструмент преподавателя, который надо использовать грамотно, в соответствии с поставленными целями и задачами урока.
Список литературы:
Княжева В. В. Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на уроках общественных дисциплин в профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 784-788.
Интерактивное оборудование в образовании / Основные приемы работы с ИД. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ksecydm.blogspot.md/p/blog-page_6229.htmlМельникова Л. В., Применение интерактивной доски в процессе обучения. - [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://russmetod.blogspot.md/2014/12/blog-post_0.html
Таисия Сергеевна Косенко
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается роль интерактивной доски как современного средства интерактивного обучения, режимы работы интерактивной доски, возможности применения интерактивной доски на различных этапах урока в профессиональном образовании, преимущества и возможные недостатки использования интерактивной доски на учебном занятии.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивная доска, режимы работы интерактивной доски, этапы занятия.
Taisia Sergeevna KosenkoINTERACTIVE BOARD AS MEANS OF INTERACTIVE TRAINING
In article the role of an interactive board as modern means of interactive training, operating modes of an interactive board, a possibility of application of an interactive board at various stages of a lesson in professional education, benefits and possible shortcomings of use of an interactive board on educational occupation is considered.
Keywords: interactive training, interactive board, operating modes of an interactive board, occupation stages.