Статья на тему ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА «КЛАСТЕР» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА» НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ


ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА «КЛАСТЕР» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА» НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.
Николаева А.Д., Яфизова Р.А.
(Башкирский государственный педагогический университет, г.Уфа)
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Для удовлетворения этих требований, учителю математики, необходимо применять интерактивные методы обучения. Такие методы помогут добиться не только вышеперечисленных требований, но и сделать урок наиболее увлекательным и интересным, решить проблему наглядности обучения, расширить возможность визуализации учебного материала.
У обучающихся в ходе такого урока формируются умения
анализировать материал и самостоятельно выявлять и исправлять допущенные ошибки.
Рассмотрим пример разработки урока математики на тему «Координаты вектора», которая изучается в 9 классе, с применением интерактивного метода обучения «Кластер».
Что же такое «Кластер»?
Кластер – это графическая форма организации информации, кога выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы, с обозначениями всех связей между ними.
Оформляется кластер достаточно просто. В центре внимания располагается ключевое слово или основное понятие данной темы. В нашем случае мы записываем «Координаты вектора». Далее от основного понятия записываются крупные смысловые единицы, ассоциации, которые соединяются с центральным понятием прямыми линиями. То есть, учитель записывает все слова - ассоциации, или предложения, которые предлагают ученики.
Такая работа на уроке стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, восстанавливает знания и способствуют лучшему усвоению материала.
В нашем примере ученики предложат такие слова-ассоциации: точка, координата точки, абсцисса, ордината, система координат, вектор, равные векторы, соноправленные векторы, противоположно направленные векторы, ось абсцисс, ось ординат, начало вектора, конец вектора.
Возможен вариант, когда учитель сам в начале урока раздает слова-ассоциации, а обучающиеся должны разобраться и понять, какой материал будет изучен на уроке.
Кластер поможет учителю реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в ребятах чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  
Николаева Анастасия Дмитриевна, студентка Башкирского государственного педагогического университета им. АкмуллыЯфизова Регина Ахнафовна, старший преподаватель, к.п.н., заместитель декана по учебной работе, Башкирский государственный педагогический университет