Творческая работа на темуПрименение ИКТ на уроках математики


Муниципальное основное общеобразовательное учреждение: «Мокро – Соленовская ООШ»
Творческая работа
Использование информационных коммуникативных технологий
на уроках математики.
Выполнила: Клюкина
Оксана Валентиновна
учитель математики
МОУ «Мокро - Соленовская
ООШ»
Волгодонской район
2010г.
2
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. стр.3
Глава I.
Использование информационно - коммуникационных технологий
на уроках математики
1.1.Понятие информационные технологии…………………………… стр.6
41.2. Информационно - коммуникационные технологии …………… стр.7
1.3. Компьютерные технологии обучения…………………………… стр.9
1.4. Мультимедиа средства…………………………………………….. стр.11
1.5. Использование мультимедиа на уроках…………………………. стр.13
1.6. Электронная интерактивная доска……………………………….. стр.15
1.7. Преимущества работы с интерактивными досками…………….. стр.17
1.8.Интернет и образование……………………………………………. стр.18
Глава II.
Экспериментальная часть………………………………………………. стр.19
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………….. стр.20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………….. стр.23
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………. стр.29
Заключение………………………………………………………………. стр. 31
Список используемой литературы…………………………………….. стр. 33
Приложение………………………………………………………………. стр. 35
3
Введение
На уроках математики у учащихся увеличивается умственная нагрузка, именно этот факт заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Я считаю, что в сложившейся ситуации наиболее эффективно использование информационно – коммуникационных технологий на уроках математики. Блез Паскаль сказал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Применение информационно – коммуникационных технологий как раз и дает возможность учителю внести в урок занимательность, сократить время за счет наглядности и быстроты выполнения работы.
Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, учитель должен сделать учебный труд радостным, желанным, успешным. Учитель на современном этапе должен стать координатором информационного потока.
Немаловажная роль отводиться информационно - коммуникационным технологиям еще и потому, что в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе. Освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. Поэтому необходимо эффективно использовать компьютер, а для этого надо уметь
4
скорее не программировать, а уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Однако следует отметить, что у учителей существуют различные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике, что конечно понятно, ведь мы как типичные консерваторы, с трудом принимаем что-то совершенно новое для себя. Я же в свою очередь спешу заявить, что использование на уроках информационно – коммуникационных технологий необходимо, а подтверждением этого является тот факт, что при работе на компьютере у учащихся появляется неподдельный интерес к решению различных математических задач.
На обычных уроках математики большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.
В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и мне приходится подробно расшифровывать каждый шаг.
Поэтому целью моего исследования стало доказать результативность использования информационно - коммуникационных технологий на уроках математики.
Объект исследования – специально организованный педагогический
5
процесс, в плане поиска эффективных методов использования информационно-коммуникативных технологий.
Гипотеза исследования состоит в следующем: рациональное использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики влечет за собой повышение познавательного интереса к урокам
математики у учащихся, усиливает мотивацию учения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает качество знаний и успеваемость учащихся.
По ходу раскрытия сущности данного вопроса необходимо решить следующие задачи моей работы:
1.Изучить теоретический материал данного вопроса.
2. Показать различные виды работ на уроке с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3.Сделать выводы, по использованию данных технологий.
6
Глава I. Использование информационно - коммуникационных технологий
на уроках математики.
1.1.Информационные технологии.
Прежде чем раскрывать вопрос информационно - коммуникационных технологий необходимо разобраться, что же такое информационные технологии?
Информационные технологии - способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании "информационные технологии" выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею. (И.В. Сидорская)
К информационным технологиям относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Все информационные технологии можно разделить на две большие группы - традиционные и современные. Традиционные технологии касались лишь способов фиксации информации, ее распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Специфика же современных информационных технологий (мультимедиа, искусственный интеллект - и др.) заключается в том, что они проникают, прежде всего, в сферу интеллектуального труда.
Проанализировав все вышесказанное, я считаю, что нельзя ограничиваться лишь традиционными информационными технологиями, а необходимо начиная именно со школьной скамьи знакомить человека с информационно - коммуникационными технологиями. Перед учащимися и учителями с помощью современных технических средств и телекоммуникаций открывается огромный мир информации. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
7
1.2. Информационно - коммуникационные технологии.
Информационно - коммуникационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. С помощью информационно – коммуникативных технологий осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
Информационно – коммуникационные технологии характеризуются основными свойствами:
предметом являются данные;
целью процесса является получение информации;
средствами являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Информационно – коммуникационные технологии могут интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуации, увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности.
Применение учителем информационно – коммуникационных технологий может осуществляться по схеме 1 (Приложение 1).
В связи с выше перечисленными фактами, следует отметить преимущества использования информационно - коммуникационных технологий:
организация познавательной деятельности путем моделирования;
имитация типичных ситуаций общения с помощью средств мультимедиа;
применение полученных знаний в новых ситуациях;
автоматизированный контроль результатов обучения;
8
обратная связь;
развитие творческого мышления;
возможность объединения в учебных программах визуальной и звуковой форм.
Таким образом, информационно – коммуникационные технологии позволяют учащемуся работать в своём собственном режиме, не создавая дискомфорта. Использование данных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

9
1.3.Компьютерные технологии обучения.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже научно – познавательная.
Термин «компьютерные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы,
10
значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:  Полная или частичная замена деятельности учителя.  Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.  Использование тренинговых программ.  Использование диагностических и контролирующих материалов.  Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.  Использование компьютера для вычислений, построения графиков. Использование игровых и занимательных программ. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения:
При объяснении нового материала.
При закреплении изученного материала.
При повторении пройденной темы.
При контроле знаний, умений и навыков учащихся
Функции компьютера ( Приложение1)
Приняв во внимание все перечисленные доводы, я настаиваю, что включение в ход урока информационно-компьютерных технологий необходимо на уроках математики, так как делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.
11
1.4 Мультимедиа средства.
Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковое сопровождение и т. д. (словарь Яндекс)
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Работая по этой проблеме, я убедилась в том, что применение компьютера на уроках математики целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки.
Я считаю, что каждый учитель должен планировать свой урок творчески, использовать свои возможности. Средство подготовки презентаций (самое распространенное – Power Point) - это мощный аппарат работы с текстом, диаграммами, таблицами. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу и др. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде. Кроме того, при необходимости, можно добавить гиперссылки на другие документы и программы. Это хороший демонстрационный материал.
Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие, как: работа с книгой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствуют повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Медиа-уроки показали, что учащиеся лучше усваивают материал. Удачно проводятся уроки закрепления изученного материала. И, конечно же, очень большую роль играют компьютерные программы в подготовке к единому
12
государственному экзамену. Они помогают проверить знания учащихся и устранить пробелы.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Подготовка к любому уроку с использованием информационно – коммуникационных технологий, конечно, кропотливая работа, требующая дополнительного времени, тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет сделать урок зрелищным, ярким. Новизна компьютерных элементов урока в сочетании с
другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.
Использование медиа – уроков позволяет мне сделать выводы:
1.Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
2.Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет мне не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
3.Использование мультимедийного проектора, демонстрация слайдов, презентации, как элементы новизны, позволяют активизировать умственную деятельность учащихся.
13
1.5. Использование мультимедиа на уроках
В использовании мультимедиа на уроках учитель обычно прибегает к основным способам:
Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики на первых порах заворожено следят за меняющимися по мановению руки учителя „картинками“, часто при этом „забывая“ воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении.
Схематичный (шаталовский) В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же „картинками“. В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения (как правило, Power Point).
3.Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимации сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
Качество изображения, выполняемого мелом, не выдерживает сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
14
С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Опыт показывает, что максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:
визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;
материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;
лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, схемы;
материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;
Таким образом, следует отметить, что материал представленный детям должен быть ярким и давать как можно больше возможностей для работы учеников на уроке.
15
1.6. Электронная интерактивная доска
Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Для этого необходимо использование интерактивной доски, что позволит с минимальными затратами получить как можно больше учебной информации. Поэтому, считаю, необходимым использовать на уроках математики интерактивную доску.
Электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень.
Интерактивная доска позволяет работать с текстом и изображениями, создавать заметки с помощью электронных чернил, демонстрировать презентации, ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Такой способ заставляет учеников размышлять и создавать новые идеи. Одним только пальцем они могут работать с геометрическими фигурами, осуществлять преобразование движение, поворот, параллельный перенос, а также искать нужную информацию в сети или делать презентацию.
16
Основное преимущество интерактивной доски - наглядность и взаимодействие. Анализ литературы по педагогике и психологии, позволяет констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и школьника) обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленная, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Интерактивная доска позволяет учителю преподносить информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия - слух и зрение - позволяют достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Воспринимая одновременно звуковые и зрительные образы, ребёнок не только получает важную и нужную информацию, но и испытывает очень сильные положительные эмоции (удивление, восторг, радость, азарт и т.п.).
17
1.7.Преимущества работы с интерактивными досками
Преимущества для учителя:
Позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия.
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь их использовать.
Вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более эффективной и динамичной подачи материала.
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам.
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Думаю, что при условии систематического использования этого замечательного средства в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения, повысить интерес учащихся к урокам математики.
18
1.8.Интернет и образование
Сегодня мы часто сталкиваемся с ситуацией «недостатка знаний» в какой-то из областей: на работе, дома или в процессе обучения. Эти пробелы в знаниях возникают по различным причинам, но результат одинаков - мы понимаем, что неожиданно нам необходим совет или консультация в конкретном вопросе.
Недостающую информацию можно получить в процессе изучения ресурсов сети Интернет. Эффективно искать информацию в сети Интернет могут менее 2% населения в силу ежегодного удвоения количества сетевой информации и отсутствия навыков обработки большого количества информации. Поэтому считаю необходимым приобретать навыки работы в Интернете со школьной скамьи.
Интернет:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
предоставляет возможности для творческого общения и оперативного обмена информацией;
открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Я считаю, что глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
19
Глава II. Экспериментальная часть
Для подтверждения моей гипотезы и выполнения, поставленных мною,
соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая
проходила в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент.
2) Формирующий эксперимент
3) Контрольный эксперимент.
Цель моего исследования: убедиться в эффективности использования информационно – коммуникационных технологий на уроках математики для развития познавательного интереса учащихся и улучшения качества обучения и успеваемости учащихся. Исследование было начато в 2009-2010 учебном году, когда учащиеся перешли в основное звено из начальной школы и продолжено в начале 2010-2011 учебного года.
Характеристика класса.
В данном классе всего 8 человек, 2 мальчика и 6 девочек.
В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (Чиж, Апарина,), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или, выражений и т.п. В классе также есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку, чтобы отвечать на вопросы (Мустафина, Царегородцев, Медведев). Класс занимается по учебнику Виленкин Н.Я. пятый(шестой) класс.

20
2.1 Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить, насколько дети активны и заинтересованы на уроках
математики на исходном этапе эксперимента, существует ли необходимость в применении на уроках информационно – коммуникационных технологий. Проанализировать качество знаний и успеваемость учащихся на начальном этапе.
Задачи: подобрать исследовательские методы для класса; провести исследовательские работы и выявить результат по данным исследования.
Мною были проведены следующие методы:
1. Анкетирование учащихся.
Учащимся была предложена следующая анкета:
Фамилия, имя………………………………………………………..
1) Какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?
………………………………………………………………………..
2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?
(решать примеры, задачи, устные упражнения, никакие)
………………………………………………………………………..
3) Есть ли у тебя дома компьютер?…………………………………………………………..
4) Любишь ли ты заниматься на компьютере?
………………………………………………………………………..
5) Тебе больше нравиться выполнять задания по русскому языку
или по математике?
………………………………………………………………………..
6) На какой бы урок ты опоздал? (русский, математика, литература)
………………………………………………………………………..
Основное внимание при анализе анкет учащихся уделялось на 1 и 6 вопросы, 4
и 5 вопросы дополняли ответ, а 2 и 3 вопросы были дополнительными и не
21
давали ответа на то, интересна ли ученику математика или нет. Все ответы учащихся были занесены в Таблицу 1(Приложение 3)
Анализ анкетирования показал, что математика не пользуется популярностью среди учащихся, а вот заниматься на компьютере нравится всем анкетируемым, что означает необходимость ввода информационно – коммуникационных технологий на уроки математики.
Результаты анкетирования приведены в Диаграмме 1(Приложение3)
2. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.
Цель: провести наблюдение и выяснить, насколько дети активны и заинтересованы на уроках математики.
Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота
реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу “активен” занесены те ученики, которые активно работали на всём
протяжении урока, давали быстрые и правильные ответы. В графу “средне активны” занесены те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить, давали неверные ответы.
В графу “пассивен” занесены те ученики, которые постоянно отвлекались, не
поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные о результатах наблюдения я занесла в таблицу 3 (Приложение 4).
Проанализировав данные наблюдения, я делаю вывод, что учащиеся на уроках математики малоактивны, не проявляют особого интереса к предмету, всего лишь 12% учащихся активны на уроке, а 63% учащихся не проявляют
интереса. Более наглядно можно ознакомиться с результатами наблюдения в Диаграмме 2 (Приложении 4)
Таким образом, опираясь на результаты анкетирования и наблюдений можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют особого интереса и активности на уроках математики.
22
Проанализировать качество знаний и успеваемость в данном классе мне помогли оценки за первую четверть, которые занесены в Таблицу3 и Диаграмму 3 (Приложение5), откуда видно, что качество знаний по предмету в данном классе на исходном этапе всего лишь 37%
На основе проведенных выше исследований, я сделала следующий вывод: необходима коррекционная работа, направленная на повышение уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков учащихся за счет применения на различных этапах урока информационно – коммуникационных технологий.
23
2.2. Формирующий эксперимент.
Цель: повышение уровня познавательного интереса на уроках математики и качества знаний по предмету.
Задачи:
подобрать различные виды работ с применение информационно – коммуникационных технологий;
способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики и улучшить качество знаний учащихся.
провести данные виды работ в экспериментальном классе.
На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом
содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, мною были взяты следующие виды:
1.Использование презентаций на уроке, а именно:
Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
Работа с устными упражнениями.
Использование презентации при повторении пройденного материала.
Демонстрация условия и решения задачи.
Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
Проведение тестов.
Проведение физкультминуток.
Внеклассная работа
2. Для изучения новой темы использовать фрагменты программы «Математика на компьютерах 5-6классы».
3. Для закрепления изученного материала проводить уроки – тренинги. 4. Для устного счёта в 5 классе использовать фрагменты программы
«Витаминный курс математики для 5 класса». На каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты данной программы.
24
5. Обучающие тесты - для отработки навыка применения знаний при выполнении заданий.
6. Контролирующие тесты - для проверки знаний учащихся по теме.
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения; разнообразить традиционные формы обучения; повышать мотивацию и наглядность в обучении; дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений; облегчать  мониторинг знаний и умений учащихся.
Использовать информационно – коммуникационные технологии можно на любом этапе урока.
Фрагменты проводимых уроков с использованием различных видов информационно – коммуникационных технологий:
Урок№1
Тема урока: Решение задач на движение
Цели урока: 1)Получение практических навыков по решению задач на движение и закрепление вычислительных навыков.
2)Получение дальнейших практических навыков работы с готовыми программными средствами.
3)Развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.
Используемое оборудование и материалы:
1)Обучающая программа «Задачи на движение» (Математика на компьютерах 5-6класс), программа с двумя видами заданий-тестов на тему «Задачи на движение».
2) ПК, медиапроектор.
Подготовительная работа:
Фрагмент 1. Рассматривается подготовка задачи по теме «Решение задач на движение» в специализированном редакторе. (Приложение 6 Рисунок 1)
25
При создании необходимо:
ввести условие задачи;
определить тип задачи (движение в одном направлении, навстречу друг другу и т.п.)
выбрать анимированных персонажей и окружающую среду (река, грунтовая дорога, железная дорога, небо);
указать параметры рассматриваемой задачи (собственная скорость объекта, скорость течения реки, время движения и т.п.), также установить единицы измерения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Учащимся предлагается решить задачи на движение с использованием вышеперечисленного оборудования.
Примеры задач:
1)Расстояние между городами 160 км. С какой скоростью ехал автомобиль, если он преодолел этот путь за 2,5 часа?
2) Лодка и плот движутся навстречу друг другу по реке.
Они находятся на расстоянии 20 км друг от друга.
Через какое время они встретятся, если собственная скорость лодки 8 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч ?
3) Вертолет летит в том же направлении, в котором дует ветер.
Какое расстояние он пролетит за 30 минут, если собственная скорость вертолета 200 км/ч, а скорость ветра 10 км/ч ?
Урок№2
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.
Цели урока: 1)Закрепление и обобщение знаний по данной теме.
2)Получение дальнейших практических навыков работы с готовыми программными средствами.
3)Развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.
Используемое оборудование и материалы :
26
1)Обучающая программа «Действия с дробями» (Математика на компьютерах 5-6класс), программа заданий-тестов на тему «Действия с дробями».
2)ПК , мультимедиа проектор.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Устная работа с использованием готового фрагмента
Примеры заданий: 23+73 ; 68-18; 89+49 ; 57-17.Учащиеся выполняют тесты по теме (Приложение 7 Рисунок 2)
Урок№3
Тема урока: Круговые и столбчатые диаграммы
Цели урока: 1)Познакомить учащихся с понятием диаграммы.
2)Получение практических навыков работы с готовыми программными средствами.
3)Развитие логического мышления учащихся.
Используемое оборудование и материалы:
1)Обучающая программа «Круговые и столбчатые диаграммы» (Математика на компьютерах 5-6класс)
2) ПК, медиапроектор.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Объяснение нового материала при помощи электронной программы и дальнейшее закрепление материала, путем решения задач по данной теме (Приложение 8 Рисунок 3, Рисунок 4)
Урок №4
Тема урока: История возникновение чисел и счета
Цели урока: 1)Познакомить учащихся с историей возникновения чисел.
2)Закрепить навык счета натуральных чисел.
3)Развить у учащихся любовь к математике.
Используемое оборудование и материалы:
1) Презентация( Power Point) к уроку.
2) ПК, медиапроектор.
27
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Раскрытие темы урока осуществляется параллельно с демонстрацией презентации, фрагмент которой показан на Рисунке 5 и
Рисунке 6 (Приложении 9)
Урок№5
Тема урока: Решение уравнений
Цели урока: 1)Обобщить знания учащихся по теме.
2)Проверить уровень усвоения учащимися данной темы.
3)Развитие логического мышления учащихся.
Используемое оборудование и материалы:
1)Интерактивная доска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Интерактивная доска используется при выполнении самостоятельной работы учащимися с последующей самопроверкой. Ребята выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски. Задания на нахождение ошибки в решении оптимально встраиваются в уроки с использованием интерактивной доски.
Урок№6
Тема урока: Сложение и вычитание чисел и их свойства
Цели урока: 1)Закрепить навык счета натуральных чисел.
2)Проверить уровень усвоения учащимися данной темы.
3)Развитие логического мышления учащихся.
Используемое оборудование и материалы:
1) Презентация( Power Point) к уроку.
2) ПК.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Учащимся предлагаются обучающие тесты - для отработки навыка применения знаний при выполнении заданий. Ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой.
28
Урок№7
Тема урока: Окружность и круг
Цели урока: 1)Обобщить знания учащихся по теме.
2)Проверить уровень усвоения учащимися данной темы.
3)Развитие математических способностей учащихся.
Используемое оборудование и материалы:
1) Презентация( Power Point) к уроку.
2) ПК, медиапроектор.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Учащиеся выполняют математический диктант с последующей проверкой, обменявшись тетрадями. Примеры заданий:
1)Напишите, используя рисунок, какие точки принадлежат кругу.
2)Напишите, используя рисунок, какие точки принадлежат окружности
В
A



С
КН
r(см)
241 d(см)
736 25
3) Используя формулу d = 2r найти неизвестную величину.
Итак, мною была представлена лишь малая часть различных видов работ с использованием ИКТ. Однако, следует отметить, проведение уроков с использованием информационных технологий очень сильно заинтересовывает ребят и побуждает их к активной работе на уроках, улучшает качество знаний.
29
2.3 Контрольный эксперимент
В качестве контрольного эксперимента я использовала наблюдения и
анкетирование, которые проводила в констатирующем эксперименте, а так же анализ четвертных оценок.
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или
отсутствия повышения познавательного интереса к урокам математики, а так же выявить, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Результаты, полученные при проведении контрольного эксперимента, я зафиксировала в диаграммах. (Приложение 9 Диаграмма 4, Диаграмма 5, Диаграммы 6-8)
Результат анкетирования показали, что у учащихся появилось по два ответа на вопрос о любимом уроке, причем математика в том числе. Если в начале эксперимента на математику приходилось 23% учащихся, то по окончанию эксперимента – 63%
В течение наблюдения замечено, что активность у учащихся на уроках математики возросла с 23% до 63%.
Таким образом, учащиеся 5 класса после проведенного эксперимента стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась систематическая работа на повышение познавательного интереса с помощью применения информационно – коммуникационных технологий.
Анализируя результаты качества знаний можно сделать вывод, что на протяжении учебного года качество знаний учащихся повысилось с 37% до 62%, что конечно обусловлено внедрением в учебный прочес новых педагогических технологий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики с целью повышения познавательного интереса и качества знаний учащихся
30
доказали свою эффективность – дети стали заинтересованнее и активнее заниматься, вследствие чего повысилось качество знаний
учащихся. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, легче идут на контакт с учителем. Ученики теперь соревнуются друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью информационных технологий учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Данные методы позволяют индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения, нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.
31
Заключение.
В результате проделанной работы мною были выполнены следующие задачи:
1.Изучен теоретический материал данного вопроса.
2. Показаны различные виды работ на уроке с использованием информационно-коммуникативных технологий.
3.Сделатны выводы, по использованию данных технологий.
Повышение познавательного интереса и улучшение качества знаний учащихся, это длительный процесс, поэтому в ходе моей экспериментальной работы не у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса и качество знаний. Я считаю, что причиной этого является недостаточное количество времени и индивидуальные особенности каждого ученика. Но в целом экспериментальная работа прошла плодотворно.
Итак, нельзя отрицать, что информационно – коммуникационные технологии – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями информационно – коммуникационных технологий, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к данному типу уроков, несомненно, увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителем и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Поэтому считаю необходимым внедрение информационно – коммуникативных технологий в профессиональную деятельность каждого педагога
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам формировать универсальные учебные действия, с интересом и быстро
32
усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество знаний учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
ИКТ – компетентность учителя помогает ему в организации нравственного воспитания учащихся, в формировании направленности учебного и воспитательного процесса на личностную ориентацию и деятельный характер обучения школьников математике.
Из результата экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень
познавательного интереса и качество знаний учащихся значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные мною виды использования информационно – коммуникационных технологий оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась. А именно: рациональное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики влечет за собой повышение познавательного интереса к урокам математики у учащихся, усиливает мотивацию учения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает качество знаний и успеваемость учащихся.
33
Список используемой литературы.
Соловьева, Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. Учебник-практикум. [Текст] / Л.Ф. Соловьёва. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2003. — 160 с.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. - 220 с.
Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999. 28 с. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. - Барнаул, 1996. - 95 с.
Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении математики//Информатика и образование.- 2002.- N 3.-С.96.
Лихачев И.К. Интегрированный урок математики и информатики//Информатика и образование.- 2002.- N2.-С.98.
Дэвид Пил. Microsoft Excel 2003. 100 лучших советов и приемов для работы. Издательство: НТ Пресс, 2006.
Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. – М., 2003.
Смирнова И.М., Смирнов В.А.  Компьютер помогает математике: Дрофа- М., 2003г.
34
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
Щукина Г.И. Пути формирования познавательных интересов учащихся науроке в процессе сообщения новых знаний. “Учёные записи ЛГПИ им. Герцена”,том 106 55ч.
КовалёвА.Г., МясищевВ.Н. Психические особенности человека.Издательство: ЛГУ 1960г.
Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.
35
Приложение1 Схема 1


36
Приложение2 Схема2


37
Приложение3 Таблица 1
Фамилия 1
вопрос 2
вопрос 3
вопрос 4
вопрос 5
вопрос 6
вопрос
Алиева Литература Примеры Да Да Русский Русский
Апарина Математика Задачи Да Да Русский Русский
Бовина Физич. культура Примеры Нет Да Русский Матем.
Курочкина Математика Задачи Да Да Русский Никакой
Медведев Физич. культура Никакие Нет Да Русский Матем.
Мустафина Литература Примеры Да Да Русский Матем.
Царегородцев Физич. культура Примеры Да Да Матем. Матем
Чиж Русский. Примеры Нет Да Чтение Русский
Диаграмма 1
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
рус.язык
математика
литература
Физич. культура

38
Приложение4 Таблица 2
Фамилия Активен на уроке Средне активен Пассивен
Алиева +
Апарина +
Бовина + Курочкина + Медведев +
Мустафина +
Царегородцев Чиж + +
Итого 1 человек 12% 2человека 25% 5 человек 63%
Диаграмма2
25336555245

39
Приложение 5 Таблица3
Фамилия «3»
за 1 четв. «4»
за 1четв. «5»
за 1 четв.
Алиева + Апарина +
Бовина + Курочкина + Медведев + Мустафина + Царегородцев + Чиж + Итого 5 человек 63% 2человека 25% 1 человек 12%
Диаграмма 3
720090113030

40
Приложение 6 Рисунок1

41
Приложение 7 Рисунок 2

42
Приложение 8 Рисунок 3

Рисунок 4

43
Приложение 9
Рисунок 5

Рисунок 6

44
Приложение 10
Рисунок 6

Рисунок 7

45
Приложение11
Диаграмма4
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
математика
литература
русский язык
физическ. культура

Диаграмма 5
53340366395
46
Приложение11
Диаграмма 6
65341580645

Диаграмма 7
396240456565
Диаграмма 8
539115109220