Урок литературы по произведению В.М.Гаршина Сказка о жабе и розе


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 145 города Донецка»
Урок литературы в 5 классе по произведению
В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Разработала Патока О.В.,
учитель русского языка и
литературы
Донецк, 2016
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
Литература, 5 класс
Урок № 23
(в теме № 7)
Тема: В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Цель: познакомить учащихся с произведением В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе», научить их анализировать художественный текст;
развивать мышление, память, устную речь, навыки выразительного чтения и анализа литературного произведения;
воспитывать чуткость, чувство прекрасного.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы и методы работы на уроке: прием «ассоциации», работа учащихся в группах.
Оборудование: учебник, портрет писателя, мультимедийная презентация, презентации учащихся.
Ход урока:
І Организационный момент.
ІІ Объявление темы и цели урока.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята.
Мы с вами живем на прекрасной донецкой земле, которая подарила литературе немало имен писателей и прекрасных художественных произведений. Сегодня мы поближе познакомимся с одним из них – «Сказкой о жабе и розе» талантливого и чуткого писателя Всеволода Михайловича Гаршина, нашего с вами земляка.
ІІІ Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя.
Расскажу вам об этом талантливом человеке.
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сейчас это Донецкая область) в дворянской офицерской семье. Детство у него не было счастливым. Мама, которую мальчик очень любил, которая привила ему любовь к чтению и всему прекрасному, ушла из семьи. Это было тяжелой потерей. Чтобы приглушить боль утраты, Всеволод много читал.
Став взрослым, он не утратил чувства прекрасного, глубоко сострадал людям, остро чувствовал противодействие добра и зла. Написал Гаршин не очень много, так как умер молодым, в 33 года, однако его произведения интересны и детям, и взрослым.
Краткий пересказ учащимися «Сказки о жабе и розе».
ІV Восприятие обучающимися учебного материала.
Слово учителя.
Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость - композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Напротив музыканта сидел и пристально смотрел на него старик весьма неприятного вида. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе.
Беседа с учащимися:
- Какие чувства испытали вы, читая «Сказку о жабе и розе»?
- О чем это произведение?
- В каких пространствах происходит действие рассказа?
- Кого можно назвать героями произведения?
3. Заранее подготовленные учащиеся выступают с небольшими собственными презентациями о жабе, розе (в презентациях изображены жаба и роза, рассказывается, что за цветок роза, что за животное жаба).
4. Работа в группах:
І группа. Пространство сада.
Найти и прочитать описание сада.
На чем автор концентрирует внимание читателя?
Почему цветник красив несмотря на запустение?
Кто живет в цветнике?
ІІ группа. Пространство дома.
Кто живет в доме?
Каким автор описывает это пространство?
Как сестра, обитательница этого пространства, относится к мальчику?
ІІІ группа. Мальчик.
Каким описан мальчик?
Почему его цветник зарос?
Почему мальчик так любил там находится?
Почему теперь Вася не приходит в цветник?
Как умер мальчик?
ІV группа. Роза.
Как автор описывает розу?
Что чувствует роза, расцветая в цветнике?
Почему она хотела заплакать, если бы могла?
Что ужасает розу? Почему она так боится жабу?
Жалеет ли роза о том, что ее срезали?
Что стало для нее самым лучшим происшествием в жизни?
Можно ли сказать, что роза прожила свою короткую жизнь зря?
Что символизирует роза?
V группа. Жаба.
Как изображена жаба?
В чем смысл ее жизни?
Почему жаба заинтересовалась розой?
Отчего у жабы восхищение розой переросло в ненависть?
Что символизирует жаба?
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Ассоциации».
На доске написаны слова «роза» и «жаба», учащиеся записывают вокруг каждого слова свои слова-ассоциации. (Например: роза – красота, радость, счастье, аромат и т.д.; жаба – безобразие, злость, ненависть, жестокость и т.д.)
7. Итоговая беседа:
- Кого можно считать победителем в противостоянии между добром и злом, красотой и безобразием в сказке?
- Похожи ли роза и мальчик? Чем?
- О чем же сказка?
- Что автор воспитывает в читателях этим произведением?
V. Закрепление изученного материала.
1. Тест.
1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
А) жабе
Б) розе
В) бабочке
2. Как звали мальчика, героя произведения?
А) Петя
Б) Вася
В) Ваня
3. О чём думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
В) цвести вечно
4. В какое время суток распускалась роза?
А) утром
Б) днем
В) вечером
5. Как чувствовала себя роза в цветнике?
А) ей было страшно
Б) она была очень счастлива
В) ей было тоскливо
6. Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
7. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как
А) она не досталась жабе
Б) её гибель была неизбежна
В) она украсила последние минуты жизни мальчика
8. Кто спас розу от жабы?
А) птица
Б) мальчик
В) сестра мальчика
9. Что сделали с розой, когда она засохла?
А) положили в книгу
Б) оставили стоять в стакане
В) выбросили
10. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А) роза
Б) жаба
VІ Подведение итогов урока.
- Какой была тема урока?
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось на уроке?
- О чем вы задумались после урока?
VІІ Домашнее задание.
Пересказать рассказ от имени одного из героев.