Модуль Лимфатическая система. Движение лимфы (8 класс)


Модуль «Лимфатическая система. Движение лимфы»
№ УЭ,
время Содержание учебного элемента Примечание
УЭ-0
30´´ Интегрирующая цель: в процессе работы над учебным модулем вы должны:
1)выяснить значение и строение лимфатической системы человека;
2)раскрыть механизм образования и причины движения лимфы;
3)вспомнить материал о строении кровеносной системе человека. Внимательно прочти цель урока!
УЭ-1
4´ Цель: определить исходный уровень знаний о кровеносной системе человека.
Задание 1.Найти в тексте биологические ошибки. Выписать в тетрадь предложения, имеющие биологические ошибки, предварительно их исправив.
Текст:
1.Расположение сердца: грудная клетка, за грудиной. 2.Примерная масса сердца взрослого человека -300 грамм. 3.Снаружи сердце покрыто околосердечной сумкой - миокард, образованной соединительной тканью. 4.Строение сердечной стенки: внутренний слой - мышечная ткань; средний слой – соединительная ткань; внешний слой – нервная ткань. 5.Сердце человека четырехкамерное: два желудочка и два предсердия. 6.Смешиванию артериальной и венозной крови в сердце мешают клапаны: между желудочками и кровеносными сосудами – полулунные, между предсердиями и желудочками – створчатые. Работай самостоятельно!
В тетрадь запиши уже исправленные предложения.
Мах – 6 баллов
2´ Задание 2. Выбери из предложенного списка характеристики: 1вариант - большого круга кровообращения; 2вариант - малого круга кровообращения. Запиши их номера в тетрадь.
1.Правый желудочек и левое предсердие
2.Правый желудочек и правое предсердие
3.Левый желудочек и правое предсердие
4.Левый желудочек и левое предсердие
5.Легочная артерия и легочная вена
6.Аорта и полые вены
7.Капилляры в легких
8.Капиляры во всех частях тела
9.Легочная артерия и легочные вены
10.Артериальная кровь превращается в венозную
11.Венозная кровь превращается в артериальную Работай самостоятельно!
В тетрадь запиши только номера верных характеристик для:
1 вариант – большого круга кровообращения;
2 вариант – малого круга кровообращения.
Мах- 2 балла
6´ Задание 3. Обсуди с соседом по парте вопросы:
1.Что называют кровообращением?
2.Что входит в систему органов кровообращения?
3.Назовите фазы сердечного цикла и их продолжительность.
4.Что происходит в каждой из фаз сердечного цикла?
5.Почему артерии имеют более толстые стенки, чем капилляры?
6.Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого?
7.Почему сердечные клапаны открываются только в одну сторону?
8.Где происходит превращение венозной крови в артериальную? Отвечайте по – очереди! Четные номера вопросов – 1 вариант,
нечетные – 2 вариант.
Мах- 2 балла
УЭ-2

Цель: выяснить особенности строения, значения и работы второй транспортной системы человека – лимфатической.
Задание 1.Внимательно выслушай рассказ учителя о лимфатической системе, рассмотри иллюстрации презентации, просмотри предлагаемый видеофрагмент. Слушай внимательно!
4´ Задание 2.Обсуди с соседом по парте вопросы:
- Чем отличается лимфа от крови по составу?
- Какова основная функция лимфатической системы?
- Какими органами представлена лимфатическая система человека?
- Какое значение в организме имеют лимфатические узлы?
- Почему лимфатические узлы нельзя массировать?
- Куда впадает грудной проток?
- Каким образом обеспечивается движение лимфы?
- Что препятствует обратному движению лимфы в сосудах? Работай в паре!
Если при ответе возникают затруднения, найди ответ на вопрос в тексте §18
Мах- 2 балла
4´ Задание 3.Пользуясь текстом учебника и полученными знаниями, составь графический конспект на тему «Лимфатическая система человека». В конспекте обязательно отрази информацию о:
1. значение и строение лимфатической системы;
2. образовании и движении лимфы в организме человека. Работай самостоятельно!
Графический конспект – визуальная (схемы, графики, картинки, зарисовки, таблицы, значки) интерпретация учебного материала.Мах- 5 баллов
1´ Задание 4. Обменяйся тетрадями с соседом по парте. Проверь графический конспект соседа. Критерии оценки:
1.Наличие биологических ошибок
2.Полнота освещения материала Проверь соседа! Укажи ошибки и неточности в конспекте!
Мах- 1 балл
4´ Задание 5. Лабораторная работа «Кислородное голодание»
Докажи, что лимфатическая система способствует оттоку лишней жидкости из тканей, выполнив лабораторную работу по инструкциям учебника. Оформи отчет в виде таблицы.
Что делал? Что наблюдал?
Вывод:
Работай по инструкциям учебника!
Оборудование - канцелярская резинка
Мах- 5 баллов
1´ Задание 6. Исходя из результата, полученного в ходе выполнения лабораторной работы, подумай:
1.Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?
2.Почему вышли из моды корсеты, которыми затягивались дамы 19 столетия?
Корсет в одежде дам 19 в. Поразмышляй!
УЭ-3
3´ Цель: проверить знания по теме, подвести итоги и определить характер домашнего задания.
Задание 1. Разгадай итоговый кроссворд по теме. Ответы запиши в отдельный листок с кроссвордом. Работай самостоятельно!
Оборудование – карточка с кроссвордом
Мах – 5 баллов
30´´ Задание 2. Еще раз прочти цели урока. Всех ли целей достиг? Насколько плодотворно ты сегодня работал? Определи свою отметку за урок, исходя из набранных баллов
Отметка «5» - 26-28 баллов,
Отметка «4» - 21-25 баллов,
Отметка «3» - 15-20 баллов,
Отметка «2» - 0-14 баллов Прочти цель урока!
Ответь на вопросы!
Оцени свою работу на уроке!
30´´ Задание 3. В соответствие с полученной отметкой выбери домашнее задание.
Отметка Домашнее задание
5 Повторить §17
4 1)Повторить §17
2)§18, ответить на вопросы
3 2 1)Повторить §17
2)§18 – пересказ, ответить на вопросы
3)Еще раз проработай модуль, пользуясь §18 Выбери домашнее задание в соответствие с отметкой!