Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав

Биология 8 класс. Учитель: Кравченко И.Г.
Урок № 15 Технология проблемного диалога

Тема урока: Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Цель урока: познакомить учащихся с внутренней средой организма человека, составом крови и ее значением для организма
Задачи:
обучающие: познакомить с внутренней средой организма: тканевой жидкостью, лимфой и кровью; изучить состав крови: плазму, форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) их значение для организма; сравнить кровь человека с кровью лягушки;
развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность;
воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни;
Тип урока: открытия новых знаний (ОНЗ)
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Биология 8 класс» И.Н. Пономаревой, таблица «Кровь и ее состав», СД-диск «Человек и его здоровье», микроскоп, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека», тетрадь для лабораторных работ;
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня все присутствуют на уроке? (Нет. Отсутствует один человек, он заболел) Это плохо, а скажите, почему, когда человек болеет, у него берут кровь? (Врачи узнают по крови о болезни) А кто из вас сдавал кровь на анализ? - (Почти все) А что вы узнали о своем здоровье? (Гемоглобин, группу крови, там было не понятно написано, мы не помним) Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О крови) Да, мы будем изучать кровь, ее состав, значение. Кто даст определение крови? (Это красная жидкость, движущаяся по сосудам) Согласна. Она однородная или состоит из множества структур? (Когда кровь движется, она кажется однородной, а когда неподвижна, то разнородна, там появляется светлая полоса и красная) А почему кровь красная? (В ней есть гемоглобин, который окрашивает ее) Хорошо. Давайте, вы попытаетесь ответить на вопросы , чтобы сформулировать цель урока, даю вам 4 мин. (раздаю карточки с заданиями):
1. Соотнесите:
Форменные элементы крови: Функции форменных элементов:
1. Эритроцит а) белые клетки, борются с микробами
2. Лейкоцит б) свертывание крови
3. Тромбоцит г) переносят кислород

2. Сколько эритроцитов должно содержаться в 1 мл а) 6-8 тыс. б) 5 млн. в) 250 тыс. Выбрать правильный ответ.
3. Какие жидкости кроме крови движутся внутри нашего организма?
4. Как вы думаете, кровь человека и кровь лягушки одинаковы по строению?
5. За что Мечников И.И. получил Нобелевскую премию?
Кто справился с заданием? ( Мы не уверены, что ответы правильные)
А в чем было ваше затруднение? (Мы о многом не слышали. ) А как бы вы озвучили цель своего затруднения? ( Мы не знаем состав крови и ее функции!)- А еще чего вы не знаете? ( Какие жидкости кроме крови есть внутри организма. Различается ли кровь у лягушки и человека. Какие жидкости составляют внутреннюю среду нашего организма)
И так, сформулируем тему нашего урока. ( Какое значение играет кровь, как она устроена, различается ли она у лягушки и человека, что кроме крове наполняет наш организм)
Объяснение учителя:
Внутреннюю среду организма составляют: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Все компоненты внутренней среды находятся в отностиельном постоянстве, это называется гомеостазом. В относительном постоянстве находится температура, давление, уровень глюкозы в крови и др. Все жидкости нашего организма взаимосвязаны между собой: кровь приносит питательные вещества к тканям, вещества выходят из сосудов, и попадают в тканевую жидкость, а оттуда в клетки. Из клеток выводятся ненужные вещества и попадают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Лишняя жидкость уходит в лимфатические капилляры и становится лимфой. Лимфа соединяется с кровью. Рассмотрим рис. 37 в учебнике. Зарисуйте в тетради, как взаимосвязаны жидкости нашего организма:
Схема 1
Внутренняя среда организма

лимфа тканевая жидкость кровь


В организме взрослого человека приблизительно 5-6 литров крови.

Схема 2
Кровь состоит:
форменные элементы (клетки крови)



плазма

вода, белки, глюкоза, мин. соли, жиры, мочевина

лейкоциты – белые клетки, иммунитет (1 мл. 6-8 тыс.)
эритроциты – красные клетки, переносят кислород (1 мл. 5 млн.)
тромбоциты – кровяные пластинки, свертывание крови (1 мл. 250 тыс.)














Схема 3
Функции крови:
1. Свертывание крови – это поэтапный процесс:
1. Ранение – тромбоциты разрушаются, их ферменты (тромбопластин и ионы кальция) попадают в плазму крови
2. Белок плазмы протромбин, превращается в тромбин
3. Растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый фибрин (виде нитей)
Ранение –> кислород –> тромбопластин + ионы кальция – > протромбин –> тромбин – >фибриноген + кислород – > фибрин - > тромб
Схема 4
2. Фагоцитоз
Лейкоцит, поедающий бактерий, называется фагоцитом. Фагоцитоз открыл отечественный ученый И.И. Мечников, за это он получил Нобелевскую премию.





противоядие + яд = антитело




Схема 5
3. Перенос кислорода


ЛЕГКИЕ ЭРИТРОЦИТ (Hb 8 атомов O2 ) ТКАНИ

Лабораторная работа№4: Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.
Открываем учебники на с. 72 и выполняем лабораторную работу, читая ход работы
Свой вывод запишите в тетради для лабораторных работ
Самостоятельная работа (эталон) биологический диктант:
1. В организме человека
2. Кровь, это красная непрозрачная жидкость, состоящая из .
3. Белая клетка крови .. , красная клетка крови , кровяная пластинка
4. Лейкоциты , в организме отвечают за
5. Эритроциты, нужны для
6. Тромбоциты, обеспечивают
7. Разновидности лейкоцитов: а) пожиратели ,,, б)«клетки-лаборатории»
8. Белок, который участвует в образовании тромба, он на воздухе образует нити
9. Часть крови в котрой находится вода
10. Постоянство состава внутренней среды организма

После выполнения работы. Ребята проводят самопроверку по образцу:

1. 5-6 литров
2. плазма и форменные элементы
3. лейкоцит, эритроцит, тромбоцит
4. иммунитет
5. перенос кислорода
6. свертывание крови
7. фагоциты, лимфоциты
8. фибрин
9. плазма
10. гомеостаз



-Итак, с чем вы познакомились? (С внутренней средой нашего организма, составом крови, функциями крови. ) Что запомнилось больше всего? ( Как смотрели в микроскоп) И что вы там увидели? (Что эритроциты крови лягушки имеют ядра, а человека – нет.) В чем же причина? Почему так распорядилась природа? (Лягушка малоподвижное животное и ей не нужно так много кислорода, как человеку. ) Правильно, у незрелых эритроцитов человека, есть ядра, но по мере их роста, ядра выталкиваются из клеток и эритроцит может переносить в несколько раз больше кислорода. Сколько, кто помнит? (8 атомов). А с чем соединяется кислород в эритроцитах, кто помнит? ( С особым белком гемоглобином). Как вы думаете, какая все же самая главная функция у крови? (Перенос кислорода)
-На следующем уроке мы с вами узнаем, что такое иммунитет, какие виды иммунитета бывают.
А теперь запишите домашнее задание: п. 14, в. 1-6 подготовится к самостоятельной работе по выделенным курсивом понятиям.




2. Фагоцитоз
Лейкоцит, поедающий бактерий, называется фагоцитом. Фагоцитоз открыл отечественный ученый И.И. Мечников, за это он получил Нобелевскую премию.





противоядие + яд = антитело





3. Перенос кислорода


ЛЕГКИЕ ЭРИТРОЦИТ (Hb 8 атомов O2 ) ТКАНИ










Фагоцит

бактерияя

+

Лимфоцит

Фагоцит

бактерияя

+

Лимфоцит