Урок по теме: Растения семейства Крестоцветные (Капустные).

Открытый урок
Класс: 6
Тема: Семейство Крестоцветные.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: классный урок
Цель:
Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений через изучение особенностей строения типичных представителей семейства Крестоцветные.
Развивающая: развивать у учащихся умение распознавать типичные растения семейства Крестоцветные по характерным признакам.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, сопереживания, ответственности друг за друга, работая в парах.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)
- приветствие учащихся
- отметка отсутствующих

II. Проверка д/з: (6 мин.)
- Перед вами, ребята на партах лежат гербарии растений. Распределите эти растения таким образом: слева от вас – представители класса Двудольные, а справа – Однодольные. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.
- Закончили. А теперь давайте проверим. (4 мин.)
- Сколько растений вы отнесли к классу Двудольные? Почему? (провожу опрос нескольких пар).
- По каким признакам вы разделили эти растения?
- Сколько растений вы отнесли к классу Однодольные и Двудольные? Почему вы так решили?
- Давайте подведем итог. Итак, к классу Двудольные относятся растения, для которых характерны следующие признаки, какие? А какие признаки характерны для класса Однодольные?
Дежурные, соберите, пожалуйста, гербарии.
III. Постановка проблемной ситуации (3 мин). (3 ученика инсценируют: Саша и Вася, учительница).
На пришкольном участке ребята занимались посадкой семян овощных культур: капусты и редьки. Но накануне посадки учащиеся 6 класса: Саша и Вася случайно рассыпали семена, и чтобы об этом не узнала учительница, решили посадить все семена вместе, на одну грядку. Каково же было удивление учащихся, когда они обнаружили, что появившиеся всходы внешне не отличались друг от друга. «Может быть, мы ничего не перепутали?», - спросил Вася у Саши. «Возможно », - ответил Саша. Но осенью мальчики поняли, что все-таки ошиблись.
Как вы думаете, что ввело учащихся в заблуждение?

IV. Осознание проблемной ситуации (1 мин)
Чего не учли мальчики, сделав такое предположение? Выдвигаем гипотезы исследования.

V. Выдвижение гипотез (3 мин)
1. растения относятся к одному семейству;
2. растения относятся к одному классу;
3. растения имеют общие признаки.
А что необходимо сделать, чтобы это доказать? (рассмотреть эти растения и описать их). Этим мы с вами сейчас и займемся.

VI. Решение проблемы (15 мин.)
Работа в парах (5 мин): Ребята, вам сейчас предстоит в течение 5 минут рассмотреть изображения растений, которые у вас лежат на столах и описать предложенные вам по два растения (редька, капуста, сурепка, горчица), полученные данные занести в таблицу.

Признаки
Кл. Двудольные
Редька
Капуста
Сурепка
Горчица

Тип корневой системы





Тип жилкования листьев





Тип соцветия (если есть)





Формула цветка






Тип плода







Ответы учащихся (10 мин)
-Вы описывали редьку? Пожалуйста, назовите признаки, которые характерны для редьки?
-Кто еще описывал редьку? Что у вас получилось? У кого по- другому?

-Вы описывали горчицу? Пожалуйста, назовите признаки, которые характерны для горчицы?
-Кто еще описывал редьку? Так у вас? У кого по- другому?

- Вы описывали капусту? Назовите признаки, которые характерны для капусты.
-Кто еще описывал капусту? У вас получилось также? У кого по- другому?

- Вы описывали редьку? Пожалуйста, назовите признаки, которые характерны для редьки?
-Кто еще описывал редьку? Что у вас получилось? Есть другие варианты?

Давайте посмотрим, что у нас получилось?
-Что вы заметили? (что все растения имеют одинаковые признаки)
-Какие? (повторяют). Какие можем мы сделать выводы?
Итак, ребята, мы с вами увидели, что данные растения имеют общие признаки. То есть мы можем объединить их в одну группу? А как такую группу мы можем назвать? (семейство).
А теперь давайте попытаемся с вами обозначить название этого семейства. Поможет нам в этом стихотворение- загадка, которая поможет вам догадаться и дать название семейства самостоятельно.
1) Что за чудное семейство?
Догадаться ты сумей-ка!
Плод стручочек иль стручок,
Необычен и цветок:
Белый, желтый и лиловый,
Лепестки лежат крестом.
Редька, репа, брюква тут
Как семейство то зовут? СЕМЕЙСТВО КРЕСТОЦВЕТНЫЕ

В название данного семейства положен один из его признаков, который отражен в стихотворении?
-Что это за признак? (о расположенных крестообразно лепестках цветка). Как будет называться это семейство? Записали в тетрадь и оставили немного места .
Найдите среди лежащих у вас на столах растений, растения, которые относятся к этому семейству? (называют представителей данного семейства).

VII. Формулировка выводов (3 мин.)
Почему мальчики ошиблись?
К какому семейству относились данные растения? (Учащихся ввело в заблуждение то, что они не учли принадлежность этих растений к одному семейству. Именно поэтому внешне эти растения были схожи. Это растения семейства Крестоцветные).
VIII. Закрепление полученных знаний на практике (5 мин)
А теперь давайте, ребята, с вами закрепим полученные знания и выполним следующее задание:
Из предложенных вам растений выпишите в тетрадь номера растений семейства Крестоцветных. (рисунки на столах). Приложение 1.
Поменялись тетрадями, проверяем. Итак, правильные ответы:

- Сколько человек получили «5»? «4»? «3»? «2»?
IX. Итог урока (1 мин.)
- оценки за урок.
А остальные ребята получат отметки после проверки работ.
- поблагодарить учащихся за работу на уроке

X. Домашнее задание (1 мин.)

§ 47 стр. 208-211, выписать в тетрадь значение растений семейства Крестоцветных в природе и жизни человека.


































Заголовок 1 Заголовок 215