Урок Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные)
Тип урока урок «открытия» нового знания
Цель урока: познакомить с разнообразием представителей семейства крестоцветные и их основными особенностями
Задачи: Образовательные:
познакомить с представителями семейства;
учить находить отличительные черты, характерные для этого семейства;
учить распознавать и отличать их от представителей других семейств.
Развивающие:
развивать способность работать самостоятельно и в парах;
развивать способность проводить сравнения;
развивать речь.
Воспитательные:
формировать бережное отношение к природе.
Ключевые опорные точки темы урока Общие признаки крестоцветных, представители семейства крестоцветные
Термины и понятия Семядоля, корень, цветок, соцветие, плод
Планируемые образовательные результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
понимание роли семейства крестоцветных в живой природе Познавательные УУД: умение структурировать знания о признаках класса двудольных и семейства крестоцветные; отличать представителей данного семейства от других семейств.
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, вести диалог. Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, основные особенности семейства крестоцветные.
Обучающиеся должны уметь: определять роль растений семейства в природе и жизни человека..Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде
Информационные ресурсы Формы работы
Межпредметные связи Дидактические и раздаточные материалы Диагностические материалы
Учебник, тетрадь
Интернет-ресурсы:
Подготовка сообщений «Семейство Крестоцветные» индивидуальная (И);
групповая (Г) география, история. Энциклопедии о растениях
1. Оценочный лист
2. Изображения представителей семейства крестоцветные
3. Энциклопедии о растениях
Деятельность учителя и обучающихсяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности
I. Актуализация изученного
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
2.Организует деятельность по актуализации знаний о том, по каким признакам различают однодольные и двудольные растения.
Сегодня у нас с вами будет необычный урок! Мы с вами будем работать в группах, а значит, оценку за проделанную работу будет получать вся группа, поэтому работаем активно и все участвуют в учебном процессе. И прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, для начала проверим домашнее задание. У вас на столах лежат карточки с заданиями и вы должны выполнить задание № 1. Какая группа выполняет его быстрее, поднимает руки, чтобы я видела, кто уже выполнил его.
Задание 1. Расположить таблички с признаками однодольных растений в первый столбик, с признаками двудольных растений во второй столбик.
Черешок листа выражен слабо, часто представлено листовое влагалище.
Лист имеет параллельное жилкование.
Листья простые и сложные.
Камбия и роста в толщину нет.
Жизненная форма – травы, редко древесные формы.
Проводящая система в стебле состоит из отдельных пучков.
Черешок листа ясно выражен.
Количество лепестков в цветке кратное трем.
Листья имеют сетчатое или перестое жилкование листа.
Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение.
Цветки пяти – четырехчленные.
Класс однодольные растения Класс двудольные растения
1, 2, 4,5, 6,8 3, 7,9, 10,11

2. Внимательно слушают задание учителя (К) и выполняют его.
3. Проверяют выполненное задание, исправляют ошибки.
Личностные: Понимать и осмысливать особенности семейства крестоцветных.
МетапредметныеПознавательные:
Обобщать понятие «Семейство крестоцветные»
Выделять основные признаки семейства
Осуществлять сравнение представителей данного семейства.
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.
Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с егособственной, и ориентироваться на позицию партнера вобщении и взаимодействии.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся о живой природе, о разнообразии класса двудольных растений, о признаках семейства крестоцветные.
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.
Ребята, у вас на партах лежат картинки с изображением растений, знакомы ли они вам?
Все эти растения относятся к семейству крестоцветные. Слышали о таком? Как вы думаете, почему оно так называется?
Давайте попробуем с вами сформулировать тему урока и запишем ее на наших рабочих листах. Тема урока «Класс двудольные. Семейство Крестоцветные». Как вы думаете какая цель будет у нашего сегодняшнего урока?
1. Ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока.
2. С помощью учителя работаю по по целеполаганию (К, И). Моя цель на уроке узнать о….
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
МетапредметныеПознавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
III. Учебно-познавательная деятельность
В начале мы должны с вами узнать что же это за такое семейство и об этом нам расскажет Беглецов Даниил( сообщение «Семейство крестоцветные. Общая характеристика»).Мы с вами, выслушав сообщение, должны ответить на следующие вопросы:
Сколько видов семейства насчитывается в настоящее время?
По каким признакам мы сможем определить, что это представитель крестоцветных?
Какова особенность цветка крестоцветных?
Итак, мы с вами рассмотрели особенности семейства и переходим к изучению многообразия представителей данного семейства. А как мы с вами будем его изучать мы должны будем догадаться. У вас на столе лежат гербарии и книги, из которых вы сможете получить информацию о растениях, и из этого множества мы должны найти тех представителей, которые нам нужны и подходят по теме урока.
А теперь давайте представим что нам нужно найти какого-нибудь конкретного человека, где мы будем его искать? И на сегодняшнем уроке мы будем заполнять для наших растений страничку в специальной социальной сети, которая называется в биологии. У вас на столах есть шаблон с образцом страницы, который вы должны заполнить. И рассказать о представителе которого вы выбрали.
Внимательно слушают сообщение и отвечают на вопросы (И)
2Выполняют задания (Г)
3.Отвечают выполненное задание
Представители:
Капуста кочанная
Дикая редька
Редис
Пастушья сумка
Горчица черная
Брюква
Вечерница Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
МетапредметныеПознавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в таблицу и тезисы.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
Актуализировать знания обучающихся о живой природе, о разнообразии класса двудольных растений, о признаках семейства крестоцветные. IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Тест “Проверь себя”.
1. К какому классу растений относится пастушья сумка?
А). К классу однодольных растений. В). К классу двудольных растений.
2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?
А). Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени.
В). Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка
3. Почему семейство называется Крестоцветные?
А). За расположение листьев В), За строение корня С). За строение венчика цветка.
4. К какой группе растений относится капуста?
А). Однолетнее. В). Двулетнее. С). Многолетнее.
5. Соцветие у растений Крестоцветные называется
А). Кисть В). Зонтик С). Корзинка
6. Для чего человек в основном выращивает капусту?
А). Употребление в пищу. В). Как корм животным. С). Для украшения цветников.
Взаимопроверка
Ответы: 1 – в; 2 – а; 3- с; 4 – в; 5 – а; 6 – а.
1.Выполняют задания ( И) и осуществляют взаимопроверку Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
МетапредметныеПознавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в схему.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся о живой природе, о разнообразии класса двудольных растений, о признаках семейства крестоцветные.
V. Оценочно-рефлексивная деятельность
Подведение итогов урока.
Мы с вами изучили семейство Крестоцветные класса двудольные, рассмотрели их основные особенности и представителей. И хотелось бы услышать ваше мнение, понравился вам наш урок или нет? Все было понятно или что-то было трудно выполнить? 1.Отвечают на вопросы
Мне понравилось….
Мне не понравилось….
Было трудно…. Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
МетапредметныеПознавательные:
Логические
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся о живой природе, о разнообразии класса двудольных растений, о признаках семейства крестоцветные.
Домашнее задание: Для всех повторение основных характеристик классов однодольных и двудольных растений
На выбор: сообщение о представителях семейства крестоцветные ( сурепка, ярутка полевая, репа, рапс, цветная капуста, лунник оживающий, гесперис)
Подготовка к ГИА - выучить основные характеристики семейства