Рабочая программа по технологии 5 класс совместно для девочек и мальчиков


Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; примерной программы по учебному предмету Технология 5-8 классы (примерные программы по учебным предметам Технология 5-8 классы: проект-М. Просвещение, 2010 стандарты второго поколения), и авторской программы созданной под руководством профессора В.Д. Симоненко, изданной Издательским центром "Вентана-Граф", 2013 г.Цель программы:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
Задачи программы:
- формировать общетрудовые знания и умения, необходимые для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- содействовать овладению необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- содействовать профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; воспитывать гражданские и патриотические качества личности;
Общая характеристика предмета «Технология».
Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Данная программа является комбинированной, в ней сочетаются два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет.
В процессе изучения учебного предмета «Технология» обучающиеся  находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса; создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью; выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование; оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности; ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 22 на изучение предмета в 5 классе отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю инвариантной части федерального компонента.
Основное содержание
1. Раздел « Технологии домашнего хозяйства». 1. 1. Интерьер жилого дома (1 ч) Теоретические сведения Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Проектирование кухни на компьютере
Практические работы Разработка плана размещения оборудования на кухне. Проектирование кухни на компьютере.
2. Раздел «Электротехника».
2.1 Бытовые электроприборы» (1 ч) Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ).
Практические работы Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов.
Изучение принципа действия и правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
3. Раздел «Технологии обработки конструкционных металлов» (20 ч)
3.1. «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» (8 ч) Теоретические сведения Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий. Технологический процесс, технологические операции. Понятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и маршрутная карты. Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж. Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации.Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление.
Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда.
Практические работы Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия. Определение пород древесины. Характеристика пиломатериалов и древесных материалы.
Выполнение рациональных и безопасных приёмов работ ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Соблюдением правил безопасности.
3. 2 «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (4 ч)
Теоретические сведения
Рабочее место для ручной обработки металлов и искусственных материалов (пластмасс). Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов.Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками.
Практические работы Оборудование рабочего места для изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.Ознакомление с тонкими металлическими листами, проволокой и искусственными материалами. Планирование слесарных работ. Разметка деталей из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов.Правка, резание, зачистка и гибка металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда.
Соединение тонкхе металлических листов фальцевым швом и заклёпками. 3.3. «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч)
Теоретические сведения Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке.
Практические работы Изучение устройства и работы сверлильного станка. Ознакомление с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отработка приёмов сверления на сверлильном станке.

3.4. «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч) Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места, приёмы выполнения работ. Правила безопасной работы лобзиком.
Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места
Практические работы. Выполнение подготовительных работ и работ по выпиливанию фигуры лобзиком. Разработка и нанесение рисунка на изделие. Выжигание рисунка. Зачистка изделия.
4.Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)
4.1. «Свойства текстильных материалов» (2 ч)
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.
Практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.Определять виды переплетения нитей в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
4.2. «Конструирование швейных изделий» (2 ч).
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
4.3. « Швейная машина» (2ч).
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.
Практические работы. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней нитки, вывод нижней нитки наверх. Упражнение в шитье на швейной машинке.
4.4. « Технология изготовления швейных изделий» (8ч).
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания  — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.
Практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
4.5. «Художественные ремёсла» (6 ч).
Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Подготовка ткани и ниток к вышивке. Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в вышивке крестом.
Практические работы. Выполнение образцов вышивки крестом горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Создание схемы для вышивки в технике крест с помощью компьютера.
5.Раздел «Кулинария» (10ч).
5.1. «Санитария и гигиена на кухне» (1ч)
Теоретические сведения. Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи. Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями. Профессия повар.
Практические работы Освоение безопасных приёмов работы с колющими и режущими инструментами, горячей посудой и жидкостью.
Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
5.2. «Здоровое питание» (1ч).
Теоретические работы. Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Практические работы Освоение исследовательских навыков по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона.
5.3. «Бутерброды и горячие напитки» (2 ч).
Теоретические работы. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.
Практические работы Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда.
5.4. «Блюда из овощей и фруктов» (2ч).
Теоретические работы. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Практические работы Приготовление и оформление блюд из сырых и вареных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества.
5.5. «Блюда из яиц» (2ч).
Теоретические работы. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбивания. Подача варёных яиц. Технология приготовления омлета. Подача готовых блюд.
Практические работы Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
5.6. «Приготовление завтрака» (2ч).
Теоретические работы. Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет
Практические работы Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
6. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (16 ч)
6.1 Исследовательская и созидательная деятельность (16ч) Теоретические сведения Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.
Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Практические работы Определение целей и задач проектной деятельности. Изучение этапов выполнения проекта. Выполнение проекта по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Выполнение проекта по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов». Выполнение проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнение проекта по разделу «Кулинария». Составление доклада к защите творческого проекта. Защита творческого проекта.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
• Технология: программа: 5-8 (9) клвссы / Н.В. Синица, П.С. Самородский, - М.: Вентана-Граф, 2013. -112с. • Технология. Технический труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко) под ред. В.Д. Симоненко. 4-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2012. • Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко — М. :Вентана-Граф, 2013. — 192 с. • «Открытый урок» - Фестиваль педагогических идей –http://festival. 1 september.ru/.
• Сайт для любителей мастерить из дерева - http://woodtools.nov.ru/indeх.htm• Архив учебных программ и презентаций - http://rusedu.ru/.
• Трудовое обучение. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/ window/catalog?p_rubr=2.1.22• Российский образовательный портал - http:// edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13017• Сетевое сообщество педагогов - http://rusedu.net/summaru.php.• Открытый класс. Сообщество «Учителя технологии, объединяйтесь» - http://www.openclass.ru/communities/2880• Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat-ob-no=414&oll.ob_no_to=&pg=4• Учительский портал - http://www.uchportal.ru/• Страна мастеров. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях - http://stranamasterov.ru/about
• Штрих - школа творчества – http://strih-33.ucoz.ru/.
• Электронная библиотека - http://www.all-ebooks.com/main/magazines/hamanmag/vyazanie/page/6/• Детские электронные книги и презентации - http:///viki.rdf.ru/• Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/• Сайт «Технологии» - http://technologvs.info/• “LОВZIК” - для любителей мастерить и профессионалов - - http://lobzik.pri.ee/modules/news/• Резьба по дереву - http://www.carvingpatterns.com/Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «Технология» учащихся 5 класса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:
♦   сформированность личностных  познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе ;♦    самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
♦   мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
♦  готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;
♦    развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления;
♦  развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;
♦    толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений;
♦  проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;
♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота  своей Родины.
Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:
♦   умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;
♦   умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;
♦     формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу,  корректировать результаты совместной деятельности;
♦      владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования  в заданном формате;
♦     использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую  и потребительскую стоимость;
♦     овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов.
 
Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:
В познавательной сфере:
♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций  явлений социальной действительности;
♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов;
♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией;
♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ;
♦ владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и  проектных работ;
♦ применение межпредметных и внутрипредметных  связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ.
В ценностно-мотивационной сфере:
♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
♦  уважение ценностей  иных культур и мировоззрения;
♦  осознание своей роли в решении глобальных проблем современности;
♦  оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности;
♦  осознание ответственности  за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии.
В трудовой сфере:
♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению;
♦  понимание роли трудовой деятельности в  развитии общества и личности;
♦  умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий;
♦  выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
♦ проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта;
♦ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
♦   соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
♦  умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников  информационных технологий, для презентации результатов  практической и проектной  деятельности;
♦   умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
В физиолого-психологической сфере:
♦ сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности;
♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками.
В эстетической сфере:
♦  умение эстетически и рационально оснастить рабочее места, с учетом требований эргономики и научной организации труда;
♦    умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;
♦    разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда.
В коммуникативной сфере:
♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;
♦  умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;
♦  умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Обучающийся научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов. 
Обучающийся получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;
• определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов.
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
Определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Обучающийся получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
И осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Электротехника»
Обучающийся научится:
• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии. 
Обучающийся получит возможность научиться:
• составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Обучающийся научится:
• планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. 
Обучающийся получит возможность научиться:
• планировать профессиональную карьеру;
• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Критерии оценки учебной деятельности по технологии
Нормы оценки знаний устных ответовОтметка «5» ставиться, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставиться, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры. Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Нормы оценки практической работы
Организация труда Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам бережное, экономное. Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности. Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места. Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя. Приемы труда Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы) Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу. Отметка «4» ставится, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого. Отметка «3» ставится, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное. Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия. Норма времени (выработки) Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок. Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%. Отметка «3» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%. Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
Банк измерителей уровня учебных достижений учащихся Банк представлен контрольными работами, которые проводятся в форме тестирования. В 4 четверти учащиеся 5 класса работают над проектом. Итог — защита проекта.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта. 2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования). 3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности). 4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры). 5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства). 6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность). 7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Контрольная работа №1 по   разделу «Технология ручной обработки древесины»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 30 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
9-10 «5» (отл.). 7-8 «4» (хор.) 5-6 «3» (уд) менее 5 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов:
Вариант 1: 1-а, 2-в, 3-г, 4-в, 5-а, 6-а, 7-б, 8-б, 9-б, 10-б.
Вариант 2: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-в, 8-в, 9-а,10-в
Вариант 1 1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?А) Столяр. Б) Распиловщик. В) Токарь.
Г) Слесарь 2. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?А) Боковой зажим. Б) Клин.В) Лоток.
Г) Поворотные пальцы.3. Какая из пород древесины не является хвойной? А) Сосна.Б) Кедр. В) Пихта.
Г) Ольха.4. Что такое шпон?А) Прессованные листы из пропаренной и измельченной до мельчайших волокон древесины.Б) Листы, полученные путем прессования опилок, стружки и древесной пыли. В) Тонкий слой древесины, полученный путем строгания или лущения. 5 . Для чего применяется рейсмус? А) Для проведения линий и рисок, параллельных кромки заготовки.Б) Для измерения углов по образцу и перенесения их на заготовку.В) Для вычерчивания дуг окружности и перенесения размеров.
Г) Для измерения заготовки6. Какие пилы называют лучковыми?А) Столярные пилы с натянутым полотном. Б) Пилы, имеющие форму лука с тетивой.В) Пилы с жестким полотном. 7. Как называется рубанок для чернового строгания древесины? А) зензубель. Б) шерхебель. В) рашпиль. Г) фуганок. 8. Какое отверстие называется глухим? А) Проходящее через всю деталь насквозь. Б) Выполненное на определенную глубину. В) Имеющее овальное сечение.9. Что не входит в устройство ручной дрели? А) Упор. Б) Подрезатель. В) Рукоятка вращения. Г) Патрон. 10. Какие крепежные детали применяются для соединения изделий из древесины? А) Винт. Б) Саморез. В) Шпилька. Г) Шуруп. Вариант 2
1. Чем оборудуется место для обработки древесины? А) Столярный верстак.Б) Лакокрасочные материалы. В) Кресло.
Г) Заготовка.2. Для чего используются выдвижные и поворотные пальцы? А) Для регулировки высоты верстака.Б) Для опоры длинных заготовок при строгании. В) Для упора заготовок при строгании.3. Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо выраженную структуру? А) Береза.Б) Дуб.В) Осина.
Г) Лиственница.4. Что такое фанера? А) пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной длины; Б) пиломатериал, состоящий из трех и более слоев лущеного шпона; В) пиломатериал, полученный при продольном распиливании бревна пополам.5. Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке деталей из древесины? А) Чертилка. Б) Слесарный угольник. В) Рейсмус. Г) Кернер. 6. Чем отличаются ножовки для продольного и поперечного пиления? А) Числом зубьев. Б) Длиной полотна. В) Формой зубьев. Г) Толщиной полотна. 7. Для выравнивания поверхности на больших участках применяется: А) Рубанок с одинарным ножом. Б) Шерхебель.В) Фуганок.Г) Рубанок с двойным ножом. 8. Что не входит в устройство коловорота? А) Упор. Б) Рукоятка вращения.В) Рукоятка захвата.Г) Патрон. 9. Для чего служит режущая кромка сверла? А) Для подрезания волокон древесины. Б) Для закрепления сверла в патроне.В) Для выведения из отверстия срезаемой стружки. 10. Какие инструменты применяют для вытаскивания гвоздей?
А)  Шило.
Б)  Оправка.
В) Клещи.
Г) Угольник.
Контрольная работа № 2 по   разделу «Технология художественно-прикладной обработки материалов»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 30 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
9-10 «5» (отл.). 7-8 «4» (хор.) 5-6 «3» (уд) менее 5 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов:
Вариант 1: 1 - а, 2 – в, 3 - б, 4 - а, 5 - в, 6 - а, 7 - в, 8 - а, 9 - а, 10 – аВариант 2: 1 - в, 2 – а, 3 - б, 4 - а, 5 – в, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9- г, 10 - г.Вариант 1.
Что такое лобзик?
а)   Приспособление для пиления материала по кривым линиям;
б)   Вид пилы для разделения заготовок на части;
в)   Приспособление для закрепления заготовок из фанеры.
2. Из каких основных частей состоит лобзик?
а) рамка, ножка, зажимной винт;
б) каркас, ручка, натяжной винт;
в) рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт.
3. Какое приспособление применяется при выпиливании лобзиком?
а)  стусло;
б)   выпиловочный столик;
в)   рейсмус;
г)   эксцентриковый зажим.
4.Какой инструмент применяется для зачистки изделий, вы пиленных лобзиком?
а)   надфиль;
б)   рашпиль;
в)   напильник;
г)   ерунок.
5. Как наклонены зубья пилки лобзика?
а)   от ручки;
б)   не имеют наклона;
в)   к ручке.
6. Какой инструмент используется для зачистки деталей из древесины?
а)   рашпиль;
б)   струбцина;
в)   шерхебель.
7. Более гладкой поверхность получается при зачистке
а)   поперек волокон;
б)   круговыми движениями;
в)   вдоль волокон.
8. Как называется приспособление для закрепления заготовки при зачистке?
а)   слесарные тиски;
б)   стусло;
в)   клещи.
Какие напильники применяются для зачистки?
а)      плоские;
б) пятиугольные;
в) овальные;
г)      косоугольные.
Какая часть не входит в устройство выжигательного аппарата?
а)    корпус;
б) перо;
в)    электрический шнур;
г)    рукоятка.
Вариант 2.
Из каких основных частей состоит лобзик?
а)   рамка, ножка, зажимной винт;
б)   каркас, ручка, натяжной винт;
в)   рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт.
2. Что такое лобзик?
а)  приспособление для пиления материала по кривым линиям;
б)  вид пилы для разделения заготовок на части;
в) приспособление для закрепления заготовок из фанеры.
3. Какое приспособление применяется при выпиливании лобзиком?
а)  стусло;
б)  выпиловочный столик;
в)  рейсмус;
г)  эксцентриковый зажим.
4.Какой инструмент применяется для зачистки изделий, выпиленных лобзиком?
а)  надфиль;
б)  рашпиль;
в)  напильник;
г) ерунок.
5. Как наклонены зубья пилки лобзика?
а)  от ручки;
б) не имеют наклона;
в)   к ручке.
6. Какой инструмент используется для зачистки деталей древесины?
а) рейсмус;
б) наждачная бумага;
в) шерхебель.
Древесина лучше срезается при зачистке:
а)    поперек волокон;
б)    круговыми движениями;
в)    вдоль волокон.
8. Как называется приспособление для закрепления шлифовальной шкурки?
а)    шлифовальная колодка;
б)    оправка;
в)    енковка.
9. Как называется напильник с крупной насечкой?
а)   шлифовальный;
б) черновой;
в) ножевой;
г) рашпиль.
10. Что применяется для выжигания по дереву?
а)   терморегулятор;
б)    перо;
в)    нагревательный элемент;
г)   выжигательный аппарат.
Контрольная работа № 3 по   разделу «Технология машинной обработки металлов»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 20 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
6-7 «5» (отл.). 5-6 «4» (хор.) 4-5 «3» (уд) менее 4 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов:
Вариант 1:  1 - б, 2 - в, 3 - б, 4 - б, 5 - в, 6 - в, 7 - 6. 
Вариант 2:  1 - в, 2 - а, 3 - а, 4 - б, 5 - б, 6 - б, 7 - в.
Вариант1 1. Как называется устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации?
а)  механизм;
б)  машина;
в)  деталь;
г)  орудие труда.
Как называется устройство для передачи или преобразования движения?
а)   рабочий орган;
б)   машина;
в)   механизм;
г)   орудие труда.
К каким видам машин относится эскалатор?
а)  транспортные;
б)  транспортирующие;
в) технологические;
г)  энергетические.
Какой вид машин не входит в группу рабочих машин?
а)        транспортный;
б)        энергетический;
в)        транспортирующий;
г) технологический.
Что не относится к типовым деталям?
а)        валы и оси;
б)        крепежные изделия;
в)        кузов машины;
г)        шайбы.
Какая типовая деталь не относится к группе передающих движение?
а)        зубчатое колесо;
б)        ходовой винт;
в)        ось;
г)        шкив.
К транспортным машинам относится:
а)        токарный станок;
б)        мотоцикл;
в)        швейная машина;
г)        генератор.
Вариант 21. Какой механизм применяется в зажиме столярного верстака?
а)  фиксирующий;
б)   крепежный;
в)   винтовой;
г)    эксцентриковый.
2. Чем выполняются разъемные соединения?
а)  винтами, болтами, шпильками, шпонками, штифтами;
б)  винтами, болтами, шпильками, шпонками, заклепками;
в)  винтами, сваркой, шпильками, шпонками, штифтами.
3. Как называется соединение, которое можно разобрать только после его разрушения?
а)  неразъемное;
б)  разъемное;
в)  неподвижное.
Как называется соединение, в котором детали могут перемещаться относительно друг друга?
а)        неподвижное;
б)        подвижное;
в)        разборное.
Какой механизм применяется в устройстве ручной дрели?
а)        винтовой;
б)        зубчатый;
в)        эксцентриковый.
К технологическим машинам относится:
а)        эскалатор;
б)        токарный станок;
в)        мотоцикл;
г)        космический корабль.
К энергетическим машинам относится:
а)        токарный станок;
б)        швейная машина;
в)        генератор;
г)        сверлильный станок.
Контрольная работа № 4 по   разделу «Создание изделий из текстильных материалов»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 20 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
9-10 «5» (отл.). 7-8 «4» (хор.) 5-6 «3» (уд) менее 5 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов:
Вариант 1:  1 - АВГ, 2 - АБ, 3 - Б, 4 - Г, 5 - Г, 6 - Б, 7 - А. 8 – Б, 9 – В, 10 - Б
Вариант 2:  1 - АБ, 2 - АВГ, 3 - Г, 4 - Б, 5 - Г, 6 - Б, 7 – Б, 8 –А, 9 – Б, 10 - В
Вариант 1.
1. Ткацкое переплетение-это…
А) переплетение нити основы и утка
Б) переплетение нитей
В) переплетение нитей основы
Г) переплетение нити утка
2. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения:
А) льняные
Б) хлопковые
В) шерстяные
Г) шелковые
3. К ткацким переплетениям не относятся:
А) сатиновые
Б) ситцевые
В) полотняное
Г) саржевое
4. К гигиеническим свойствам ткани относятся:
А) прочность
Б) сминаемостьВ) драпируемостьГ) воздухопроницаемость
5. Лицевую сторону ткани определяют:
А) по нитям
Б) по блеску
В) по кромке
Г) по яркости рисунка
6.  Шов – это:
А) ряд повторяющихся стежков на ткани;
Б) место соединения нескольких деталей;
В) расстояние между одинаковыми проколами иглы;
Г) расстояние от строчки до среза детали.
7. Временно соединить стежками 2 детали:
А) сметать
Б) приметать
В) пришить
Г) заметать
8. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:
А) настрочнойБ) в подгибку с закрытым срезом
В) накладной
Г) сточной
9.   Мерку ПОб снимают:
А) для определения длины пояса;
Б) для определения длины изделия;
В) для определения ширины изделия;
Г) для  определения расстояния между карманами.
10. Обхват талии определяется меркой:
А) СшБ) От
В) Об
Г) ДиВариант 2.
1. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения:
А) льняные
Б) хлопковые
В) шерстяные
Г) шелковые
2. Ткацкое переплетение-это…
А) переплетение нити основы и утка
Б) переплетение нитей
В) переплетение нитей основы
Г) переплетение нити утка
3 . К гигиеническим свойствам ткани относятся:
А) прочность
Б) сминаемостьВ) драпируемостьГ) воздухопроницаемость
4. К ткацким переплетениям не относятся:
А) сатиновые
Б) ситцевые
В) полотняное
Г) саржевое
5. Лицевую сторону ткани определяют:
А) по нитям
Б) по блеску
В) по кромке
Г) по яркости рисунка
6. Шов – это:
А) ряд повторяющихся стежков на ткани;
Б) место соединения нескольких деталей;
В) расстояние между одинаковыми проколами иглы;
Г) расстояние от строчки до среза детали.
7. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:
А) настрочнойБ) в подгибку с закрытым срезом
В) накладной
Г) сточной
8. Временно соединить стежками 2 детали:
А) сметать
Б) приметать
В) пришить
Г) заметать
9. Обхват талии определяется меркой:
А) СшБ) От
В) Об
Г) Ди 10. Мерку ПОб снимают:
А) для определения длины пояса;
Б) для определения длины изделия;
В) для определения ширины изделия;
Г) для  определения расстояния между карманами.