ВФормирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий средствами кружка «Экранное творчество. Производство анимационных фильмов»ыступление на тему:


Валенбахова А.Л.
Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий средствами кружка «Экранное творчество. Производство анимационных фильмов»
С первых недель обучения в школе кружок анимационного искусства является одним из средств реализации системно - деятельностного подхода, позволяющим в результате практической деятельности формировать ИКТ – компетентности. Программа включает освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Анимация, как синтетический вид искусства, позволяет развивать способности детей в самых разнообразных видах творчества: изобразительном, прикладном, музыкальном, драматическом, техническом. Одним из результатов обучения является детский авторский анимационный фильм, в процессе создания которого ребёнок получает необходимые знания, умения, навыки, и применяет их на практике. В связи с этим концепция преподавания подразумевает комплексное освоение детьми различных дисциплин. Особенность данной программы заключается в том, что значительная часть часов отводиться на освоение знаний и умений прикладного творчества, в том числе и формированию технической и компьютерной грамотности (обученю работе на компьютере, звукозаписи, работе с документ-камерой, фотоаппаратом, вебкамерой, осветительной техникой и т.п)
В процессе обучения дети учатся работать с разными программами, указанными в таблице № 1
Таблица № 1
Возможности
Программы
Возможности Использование в работе кружка «Экранное творчество. Производство анимационных фильмов»
Текстовой редактор
Microsoft Word Набирать и редактировать тексты, использовать разные шрифты и стили, менять цвет текста, форматировать документы, вставлять изображения.
Редактор самостоятельно проверяет орфографию, предлагает варианты написания слов, следит за расстановкой знаков препинания. Microsoft Word содержит большое количество символов и автофигур, позволяет использовать художественный текст, делать несложные презентации и Web-страницы. Разработка и фиксирование сценариев, написание сообщений, отзывов о проделанной работе.
Оформление поздравительных открыток
Графический редактор
Paint
— это растровый редактор, создающий изображения в виде набора пикселов. Формат рисунка в Paint  jpg, .gif или .bmp. Рисунок, созданный в Paint, можно вставить в другой документ или использовать как фоновый рисунок рабочего стола. Paint можно использовать даже для просмотра и правки снятых с помощью сканера фотографий. Редактор позволяет вводить тексты, и богатый набор шрифтов из комплекта Windows дают возможность выполнять на картинках эффектные надписи Создание рисунков (кадров) будущего фильма.
Создание поздравительных открыток, афиш, коллажей.
Power Point;
Можно использовать мастер автосодержания, такие режимы, как Структура и Сортировщик слайдов, шаблоны оформления, схемы анимации, графические элементы, что делает их интереснее. Библиотека графических элементов содержит также клипы и звуки.
Вставлять картинки, фотографии, видео, создавать рисунки с помощью графического редактора (вставки «геометрических фигур»), анимировать созданные и вставленные объекты в программе Power Point;
Вставлять и записывать звуковые файлы.
Создание презентаий, афиш, коллажей, поздравительных открыток, анимационных фильмов,
Интерактивная доска
ActivInspire ActiView Расширенные возможности В ПО ActivInspire предусмотрен выбор соответствующих возрастных интерфейсов для учеников младших и старших классов. Учителям это программное обеспечение предоставляет доступ к разнообразным инструментам, изображениям, звукам, шаблонам, действиям и огромному количеству дополнительных ресурсов
Пользоваться различными инструментами ( камерой), создавать рисунки, импортировать, экспортирровать в другие программы.
Создание открыток, статичных картин для анимационных фильмов, афиш, коллажей.
Демонстрация готовых фильмов
Видеоредакторы
Видеоредактор — компьютерная программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют осуществлять нелинейный монтаж видео- и звуковых файлов на компьютере. Кроме того, большинство видеоредакторов позволяют создавать и накладывать титры, осуществлять цветовую и тональную коррекцию изображения, микшировать звук и создавать спецэффекты. Программы профессионального назначения позволяют синхронизировать звук с изображением по временному коду.
Movie Maker
Live Maker
Программа для обработки видео позволяет получать его с различных источников, обрабатывать, пользуясь различными переходами и эффектами, создавать заголовки, титры, вырезать и склеить фрагменты.
Недостатком программы можно считать сравнительно небольшой арсенал инструментов для работы с видео и его сохранение в одном формате – wmv. Можно воспользоваться софтом для конвертации, например, скачать бесплатную Format Factory . Создание и редактирование видео анимационного фильма, клипов.
Простейшие встроенные аудиоредакторы
Movie Maker
В большинстве случаев видео имеет звуковое сопровождение. Некоторые видеоредакторы имеют встроенные возможности по редактированию звука, включая тем самым в себя простейшие функции аудиоредактора. Звуковые дорожки также возможно микшировать, изменять уровни громкости, накладывать фильтры или звуковые эффекты. Для контроля за уровнем звука применяется измеритель уровня, который так же присутствует в большинстве редакторов. Озвучивание анимационных фильмов, клипов.
Использование цифрового оборудования фото и видео съёмки.
Цель: овладение основами компетенции видеооператора, оператора видеомонтажа и фотографа на любительском уровне.
Фотокамера,
Видеокамера,
Получение информации  перенос информации на «цифру»  обработка «цифры» на персональном компьютере  хранение информации на электронных носителях  практическое использование информации. Покадровая фото съёмка, съёмка видео:
выбирать «видео и фото объект», снимать его.
Документ-камера AVerVision F30
•    Разрешение: HD 720p 1280x720; 3,2 мегапикселя
представляет собой устройство с телевизионной камерой, транслирующее любые документы в виде телевизионного сигнала на экран. Данное оборудование позволяет получить четкое изображение с любых объектов: документов, фотографий, рентгеновских снимков и небольших предметов. Преимущества документ-камер: Компактность, малый вес, транспортабельность; •    Встроенная функция скейлера, нижняя посветка и быстрый автофокус; •    20-ти кратное увеличение при трансляции на экран; •    Поворот и отражение объекта, переключение изображения в чёрно-белый вариант; •    Захват и воспроизведение видеофайлов;
Демонстрация объектов при обучении.
Покадровая съёмка.
Специальные мультимедийные игровые программы
«Мои любимые герои».
«Мульти-пульти»
(«Лего миры») Конструктор мультиков и комиксов Создание комиксов и мультфильмов на основе имеющихся файлов (героев, фонов, анимации, звуков)
Интернет ресурсы. Онлайн-программы
Интернет Правила безопасного пользования. Правила использования, авторское право. Поиск информации, отбор и хранение. Поиск информации
«Мультатор»
Онлайн-программа для создания рисованых мультфильмов. Упражнения в создании рисованных мультфильмов
В результате практической деятельности обучающиеся получают возможность научиться:
Включать и выключать компьютер , интерактивную доску, документ-камеру;
управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах;
производить распечатку, копирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
производить сканирование, производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
обрабатывать аудио-, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видеоредакторов;
создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы другую итоговую продукцию из исходных аудиовизуальных и мультимедийных компонентов;
воспроизводить аудио-, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
Программа построена таким образом, что первое полугодие идёт знакомство с историей анимационного искусства, его видами и технологией создания. В этот период происходит и первоначальное знакомство с базовыми возможностями и средствами ИКТ, приобретается первоначальный опыт целевого использования компьютера, сканера, принтера, фото и видеокамеры, интерактивной доски (То, что выделено жёлтым цветом).
Во втором полугодии знакомство с возможностями и средствами ИКТ продолжается в процессе работы над созданием собственного анимационного фильма. В результате практической работы над анимационным фильмом дети получают возможность освоить технологии:
(Таблица для демонстрации. Коротко перечисляю технологии с некоторыми пояснениями)
Цель: знакомить со средствами ИКТ, приобрести базовый опыт использования средств ИКТ для фиксации (записи, сохранения) видимой и слышимой информации об объектах и процессах внешнего мира в цифровой форме, а также восприятия (просмотра, прослушивания) записанного
Технологии фиксации (записи) информации
формирование представлений:
•о возможности фиксации (записи) слышимых и видимых (реально и потенциально) образов внешнего мира, сохранении их во времени;
•о возможности их повторного восприятия;
•о качестве фиксации;
•об отборе фиксируемого;
•о цели фиксации. Запись сценария и заполнение монтажных листов в текстовом редакторе, создание картинок-кадров в графическом редакторе, фото и видеосъёмка, запись звуковых файлов.
Технологии компьютерной графики и анимации
освоение и развитие навыков неписьменного повествования языком компьютерной анимации. создание картинок-кадров для мультфильма, мульфильмов в программе Power Point
Технологии извлечения записанной информации формирование базовых представлений о возможности воспроизведения зафиксированной информации, об именах информационных объектов; первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта. Воспроизведение, просмотр, прослушивание.
Технологии переноса и прямого ввода информации в компьютер
формирование базовых представлений об универсальности компьютера как информационного устройства (в частности как устройства, использующегося для хранения информации), об общей природе различных информационных объектов, об общем информационном пространстве и личных пространствах. Перенос информации в компьютер с фото или видеокамеры, аудиофайлов и т.п.
Предалфавитные технологии именования и использования имен информационных объектов формирование представления о соответствии объекта и его имени; формирование навыка выбора имен для информационных объектов, позволяющих впоследствии легко осуществлять поиск и классификацию объектов. Создание файлов, папок для хранения их именование.
Фиксация событий и коммуникации
формирование способности «видеть и слышать» происходящее, перемещать зону своего внимания и соответственно ориентировать и настраивать технологические инструменты. Выбор кадра
Пред алфавитная технология создания видеоцепочек освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед аудиторией и аргументированной дискуссии. Технология видеоредактирования
расширение возможностей использования навыков неписьменного повествования за счет расширения возможностей их подготовки и редактирования. Редактирование фильма в программе Movie Maker
(Ссылка на видео)
Технологии рисованной и объемной мультипликации
освоение возможности неписьменного повествования языком мультипликации. Процесс создания рисованной и объемной мультипликации
(Ссылка на мультфильм)
С целью успешности освоения данных технологий использую приёмы:
Поэтапной (пошаговой) демонстрации с пояснениями и одновременной деятельностью детей -1 классов, I уровень
Видеодемонстрацией образца (алгоритма) деятельности, деятельность по печатному алгоритму под контролем преподавателя -2 класс; II уровень
Видеодемонстрацией образца (алгоритма) деятельности, самостоятельная деятельность по печатному алгоритму -3 класс; III уровень
Исследование возможностей (по алгоритму) и самостоятельное составление алгоритма действий–- 4 класс. IV уровень.
Оценка сформированности умений носит критериальный (соответствие заданным технологическим требованиям ) характер и эмоциональный, оценка эмоционального воздействия фильма.
Объект оценивания: аудио, видео, фото, анимационный фильм, открытка, рисунок, презентация и т. п..
Предмет оценивания – компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий