Практическое использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольного учреждения

Практическое использование
информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Современному обществу нужна компетентная личность, способная принимать активное участие в развитии экономики, науки, культуры своего региона. Поэтому сегодня в сфере образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности, создание благоприятных условий для выявления и развития способностей детей, удовлетворения их интересов и потребностей, развития образовательно-познавательной активности, творческой самостоятельности и конкурентоспособности.
Образование должно ориентироваться на перспективы развития общества. А это значит, что в современном образовании необходимо применять новейшие информационные технологии. Создание высококачественной информационной среды является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу. Массовое внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную сферу выдвигает проблему компьютеризации образовательных учреждений в разряд приоритетных.
Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с изменениями, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью является информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию современной личности. Поэтому информатизацию образования, в частности дошкольного, мы рассматриваем как одну из важных средств достижения поставленной цели.
Информационная культура должна стать частью общей педагогической культуры и мастерства. Настоящее четко определяет черты профессионализма современного педагога. Среди них: организационные способности; педагогические умения; владения компьютерной техникой; открытость; маневренность; гибкость; сотрудничество. Доминантной составляющей для каждого работника сферы образования считается овладение компьютерной техникой, информационными технологиями. Высокая компетентность позволяет принимать творческие решения, находить возможности умело использовать теоретические знания и практические умения по ИКТ.
Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Для современного педагога должно быть обычным делом: использование Internet ресурсов и различных компьютерных программ для качественной организации образовательно-воспитательного процесса.
В связи с актуальностью проблематики внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения, основной целью нашего педагогического коллектива является создание условий для формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов, повышения уровня их профессионализма, умения создавать новые средства предоставления материала.
Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал учреждения.
Педагоги начали широко использовать в своей работе - Internet ресурсы, которые позволяют сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным, качественным, интересным и продуктивным. Во-первых, это дополнительная содержательная, интересная информация, которой нет в печатных изданиях. Во-вторых, это широкий иллюстративный материал, как статического, так и динамического характера (анимации, видеоматериалы). В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Следующим шагом в направлении информатизации дошкольного учреждения стало решение важных задач: завершить техническое оснащение образовательного учреждения (методического и психологического кабинетов, музыкального зала, групповых комнат) компьютерными системами; существенно обновить содержание образовательно-воспитательного процесса и подготовить его методическое обеспечение на основе ИКТ, внедрить новейшие обучающие системы с использованием ИКТ, формировать информационно-коммуникационную культуру педагогов и общественности в целом, используя Internet - ресурсы для освещения работы дошкольного учреждения.
В ходе реализации задач мы поняли, что использование компьютерных программ, электронных средств развивающего назначения значительно улучшают качество воспитательно-образовательного процесса, позволяют повысить уровень познавательных возможностей детей, практически обеспечивают личностно-ориентированный подход в процессе организованной деятельности и индивидуальной работы с детьми, имеют высокие потенциальные возможности, или с детьми, которым трудно усвоить предоставленный материал.
ИКТ позволили значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны воспитанников и родителей, внесло динамику (что позволило даже сократить продолжительность усвоения материалов) и возможность широкомасштабной интеграции составных компонентов деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии, которые использует педагог во время воспитательно-образовательного процесса с детьми позволяют увеличить объем и повысить качество предлагаемого для ознакомления материала, учитывая специфику дошкольного возраста - многократное повторение материала в различных формах его подачи с целью практической отработки.
Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, выразительном качестве. Яркий экран монитора компьютера или широкоформатный проекционный экран привлекает внимание детей, дает возможность переключить аудио восприятие на визуальных, анимационных героев, их движения и действия. Сюжетная линия предложенного материала вызывают интерес, в результате снимается эмоциональное напряжение, дети быстрее и лучше выполняют задания, запоминают предоставляемый материал. Если говорить исключительно о психологическом аспекте, то в данном случае нужно отметить комплектование ИКТ, поскольку ребенок, получая информацию, видит изображение, слышит звук, воспринимает движение, подключая одновременно несколько анализаторов. Это способствует развитию психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, развитие мелкой и крупной моторики руки.
Преимущества образовательного процесса ИКТ касаются не только детей, но и педагогов. Презентационные слайды можно использовать для вывода информации на экран, в качестве демонстрационного материала для занятий с дошкольниками.
Накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей группы, программными требованиями и темой, над которой работает педагог. ИК-технологии дают возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (например, процесс роста растения, жизнь животных разных стран, чрезвычайные ситуации, посещение музеев, концертных залов, театров и др.)
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована при подготовки педагога к методической и практической работе, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, проведение интегрированных педагогических процессов, организации праздников и развлечений, индивидуальной работы с детьми.
Очевидные преимущества организации образовательно-воспитательного процесса с использованием ИКТ способствовали тому, что с каждым днем все больше педагогов нашего дошкольного учреждения начинают использовать уже созданные Internet ресурсы, компьютерные программы и игры в своей практике, некоторые начали заниматься собственными разработками, используя не только средства Microsoft Office, но и популярные графические редакторы (Microsoft Paint, Adobe Photoshop, GIMP, Corel Draw) с библиотекой рисунков и программы для видеомонтажа, создания слайд-шоу, видеороликов, презентаций (ProShow Producer, Pinnacle Studio).
Подготовка электронной продукции - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, учета индивидуальных и психологических особенностей дошкольников. Важно быть очень осторожным, чтобы не перенасытить информацию, не навредить физическому и психическому здоровью детей, четко соблюдать санитарно-гигиенические требования при использовании ИКТ. Для обеспечения качественной подготовки педагогов по разработке собственных электронных продуктов и использования ими ИКТ в образовательно-воспитательном процессе, в дошкольном учреждении происходит психолого-методическое сопровождение данного вопроса.
Хотим поделиться некоторыми практическими наработками, которые были эффективно использованы педагогами нашего дошкольного учреждения, начиная с первой младшей группы.
Используя Internet ресурсы, воспитатели совместно с музыкальным руководителем, ознакомились с основными аспектами методики Сергея и Екатерины Железнов.
Захватывающие пальчиковые, жестовые и подвижные игры, разработанные создателями уникальной методики общего и музыкального развития Сергеем и Екатериной Железнов специально для самых маленьких, дают прекрасную возможность играть с малышами, радовать их и вместе с тем способствуют развитию мелкой моторики и речи. Некоторые пальчиковые игры обучают детей счету, в других малыши должны действовать, используя обе руки, помогает им лучше осознать такие понятия, как выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Благодаря этим играм ребенок получает новые сенсорные впечатления, развивает внимательность и способность сосредотачиваться, у него формируются основные навыки общения с другими детьми и взрослыми. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся детям, и они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. А дети 3-6 лет с легкостью осваивают упражнения самостоятельно.
Простые, красивые мелодии способствуют эстетическому воспитанию, а забавные тексты песенок делают занятия веселыми.
Материалы дисков Железновых педагоги нашего дошкольного учреждения используют для физкультминуток, логоритмики, классической ритмики, инсценировки сказок, постановочных праздничных представлений. Педагоги предложили материал для использования в домашних условиях во время организации и проведения режимных моментов, домашних концертов и праздников.
Заинтересованность детей и отзывы родителей по использованию данной методики развития побудило педагогов к расширению возможностей применения материалов Железнов. Музыкальный руководитель Чулкова Наталья Александровна и практический психолог Дмитренко Галина Николаевна предложили создать собственные электронные разработки на музыкальной основе данной методики. Одним из интересных вариантов стало создание видео проектов (в программе ProShow Producer), которые позволяют одновременно решать разноплановые задачи, направленные на общее развитие ребенка.
Для самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения был создан цикл видео-презентации «Розвивалочкы-Забавляночка», который направлен на формирование сенсорных эталонов, развитие крупной моторики руки, музыкальных способностей детей раннего возраста, активизацию двигательной активности, создание эмоционально положительного комфорта. При ознакомлении с видео проектом дети сначала только наблюдают за действиями куклы, которые сопровождаются текстом и музыкой:
          Кукла с кубиком идет,
          желтый (синий, красный) кубик нам несет.
          упустила кубик, ай!
          Ты скорее поднимай.

Многократное повторение текстового и музыкального материала позволяет детям воспроизводить песенку и действия, переводя полученные знания в практические навыки, помогают ребенку раннего возраста адаптироваться к новым условиям.
С целью формирования навыков общения, развития совместной деятельности и творчества для детей младшего возраста разработаны видео проекты по сказочками-шумелочкам, сказочкам-подражалочкам и сказочкам-ласкоталочкам, которые очень понравились и стали любимыми нашим малышам.
Небольшие по тексту динамические сказки помогают обеспечить веселый игровой отдых, а также способствуют развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков. Материал можно использовать в различных вариантах: для занятий, инсценировки, театрализации и в музыкальной деятельности, даже для проведения игрового массажа.
Широкую известность получили видео проекты, направленные на развитие мелкой моторики руки: жестовые и пальчиковые песенки-игры, самомассаж и массаж с использованием различных предметов (карандаш, мелкие шарики, каштаны, зубные щеточки и др.).
ИК-технологии значительно расширяют возможности не только для воспитателей, но и для инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога, музыкального руководителя.
Информационные технологии, например на музыкальных занятиях, помогают решить ряд задач:
- Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, а и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения;
- Существенно расширяют понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
    - Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача сделать занятия неповторимым, насыщенным и интересным, то есть материал должен содержать в себе элементы чрезвычайного, удивительного, неожиданного, что вызывает интерес у детей к образовательному процессу и способствует созданию положительной эмоциональной сферы, а также развития музыкальных и творческих способностей.
Совместная деятельность педагога-психолога и музыкального руководителя способствовует созданию проектов, которые одновременно решают многоплановые задачи. Использование такой информационной технологии позволяет эффективно развивать все виды восприятия у детей зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и развивать музыкальные способности.
Используя возможности программы Power Point музыкальный руководитель Чулкова Н.А. разработала мультимедийные презентации на материале классической, народной, инструментальной музыки по темам: «Осенний калейдоскоп», «Хрустальная Зимушка», «Весенний перезвон», «Разноцветные лето»; создала подборку презентаций для ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством композиторов классиков и разных жанров музыки.
Мультимедийные презентации - электронные диафильмы, которые включают в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов музыкального руководителя. При проведении занятий использования мультимедиа презентаций происходит с помощью компьютера, а при массовых мероприятиях (праздниках, развлечениях, Дней открытых дверей, методических объединениях) материалы демонстрируются с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Работая в программах Adobe Photoshop, Power Point, ProShow Producer, музыкальный руководитель разрабатывает различные варианты заданий для детей младшего и старшего дошкольного возраста по всем видам музыкальной деятельности: видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям при восприятии музыки и разучивание новых песен, мнемо таблицы для выполнения музыкальных движений, игры на детских музыкальных инструментах; игры и упражнения на развитие музыкально-слухового представления, ладового чувства и ощущения ритма. Видео проект «Веселые Гномы» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. При первичном ознакомлении с видео проектом детям предлагается определить эмоциональное состояние каждого из Гномов и показать его мимикой, жестами, движениями, представить имена гномов в зависимости от их настроения. На следующем занятии обращается внимание на музыкальное сопровождение проекта, определяется характер музыки, обсуждается его зависимость от эмоционального состояния персонажей.