План развития Информационно-библиотечного центра


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 135
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО
на Педагогическом Совете
протокол № от
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________Е. В. Лешко
"___"_________ 20__ г.
План развития Современного информационно-библиотечного центра школы
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ.
Актуальность
Паспорт программы.
Наименование программы.
Заказчик программы.
Юридический адрес.
Контакты.
Нормативно-правовая база.
Руководитель программы.
Разработчики программы.
Реклама деятельности.
Сроки реализации программы.
Концепция программы.
Цели и задачи программы
Основные направления программы
Ожидаемы результаты программы.
Система организации контроля за исполнением программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Этапы реализации программы
Информационная справка о школьной библиотеке.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешных, активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.1. Наименование программы:
«Современный школьный информационно-библиотечный центр"
2.2. Заказчик программы:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 135 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга
2.3. Юридический адрес:
194354, Санкт-Петербург, Поэтический б-р, 3
2.4. Контакты:
Телефон: 8(812)517-03-63
2.5. Нормативно–правовая база Программы:
1. Федеральная программа развития образования
2. Закон об образовании РФ
3. Закон РФ «О библиотечном деле»
4. Закон РФ «Об информации»
5. Закон «О библиотечном деле в Санкт-Петербурге»
6. Манифест школьных библиотек (ИФЛА)
7. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек
8. Концепция развития библиотек образовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года. Проект
9. Манифест школьных библиотек
10. Положение о медиатеке11. Положение о библиотеке
2.6. Руководитель программы:
Лешко Е. В. - директор ГБОУ СОШ № 135
2.7. Разработчики программы:
Васильева Е. Д. – заведующая библиотекой
2.8. Реклама деятельности:
Где:
В местной печати
На районных семинарах
На педсоветах
На школьном сайте
В библиотеке
Формы рекламной деятельности:
статьи в прессе
доклады и сообщения
буклеты, списки, листовки
информация в интернете
2.9. Сроки реализации программы: 2016-2020 г.
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Цели и задачи программы:
Цели:
Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
Задачи:
1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
3. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
4. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
6. Участие в проектах и конкурсах.
7. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
 
3.2. Основные направления программы.
1. Создание нормативной базы ИБЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
1. Оснащение школьной библиотеки современным оборудованием.
2.Овладение библиотекарем школы новыми информационными технологиями.
3. Увеличение библиотечного фонда.
4. Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
5.Увеличение читательской активности.
6.Создание условий для самообразования учащихся и педагогов.
7.Обмен информацией с читателями через сайт школы.
8.Повышение качества научных работ учащихся и учителей.
9.Отказ от бумажной картотеки.
10.Развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся.
11.Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
12.Позиционирование библиотеки в информационно - досуговый центр школы;
13.Консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
3.4. Система организации контроля за исполнением Программы:
1. Выполнение мероприятий программы.
2. Мониторинги:
Мониторинг обеспеченности обучающихся электронными ресурсами обучения
Мониторинг обеспеченности художественной литературой
Мониторинг читательской активности
Мониторинг обеспеченности учебниками
Мониторинг обеспеченности периодическими изданиями
Мониторинг материально- технического оснащения
Мониторинг достижений учащихся
3. Анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.
3.5. Ресурсное обеспечение реализации программы:
1. Научно-методическая поддержка программы осуществляется:
Администрацией ГБОУ СОШ № 135.
Отделом образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
2. Источники финансирования:
Бюджетные средства.
3.6. Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 2016-2020 гг.
Этап. Формирующий
Разработка текста программы. Привлечение пользователей.
Материально - техническая база.
1. Дооборудование помещения.
2. Приобретение недостающей оргтехники.
3. Внедрение в работу программы школьной библиотечной системы «Библиограф» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.
5. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.
2. Этап. Основной, организационный
Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.
Включение библиотечного центра в управленческую систему школы. С целью повышения интегрирования ИБЦ в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Основная задача библиотеки на этом этапе:
Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов.
Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всех участников образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов.
Информационные ресурсы будут использоваться.
1. В проектной деятельности.
2. На уроках.
3. В кружковой деятельности.
4. Во внеклассной работе.
5. При подготовке к урокам.
3 этап - Аналитический
Подведение итогов и анализ результатов реализации программы. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:
Развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы;
Составление комплексных планов работы;
Организация консультационной работы;
Налаживание связей с другими организациями;
Создание единых информационных ресурсов;
Разработка и внедрение инновационных форм работы;
Обобщение и распространение опыта;
Подведение итогов и анализ реализации программы;
Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
IV.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Библиотека существует с момента основания школы. Она расположена на первом этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. В библиотеке имеется книгохранилище для художественной и справочной литературы. Организует работу библиотеки и читального зала два сотрудника.
Режим работы: 9.00 - 17.00, выходной- суббота, воскресенье.
В штатном расписании библиотеки – 2 ставки библиотекаря.
Состав читателей: учащиеся, педагоги.
Материально-техническая база:
Компьютер intel CORE -1
5. Библиотечный фонд:
Художественная литература – 5594 шт.
Брошюры – 1873
Учебная литература – 11062 шт.
6. Количество читателей – 834 чел.
Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты.
Взаимодействие с другими учреждениями: Центральная детская библиотека, Центральная детская городская библиотека им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, ГОУ ДДЮТ Выборгского района г. Санкт-Петербурга, ДДТ «Юность», ДДТ «Союз», РАНХиГС, Президентская библиотека им. Ельцина. Взаимодействие с педагогами-предметниками и учителями начальной школы в совместных проектах.
Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы, поэтому она должна иметь достаточный фонд, чтобы удовлетворить любые запросы своих читателей.
Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в общеобразовательных учебных заведениях перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор.
В ходе анализа работы библиотеки за 2014-2015 г., было выявлено увеличение количества читателей, началось постепенное повышение темпов чтения и работы с книгой, компьютеризация библиотеки как фактор, способствующий росту её популярности. Компьютеризация библиотеки способствует решению проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
динамичное развитие школы, расширение области исследований;
внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
акцент на самостоятельную работу учеников;
активное внедрение компьютерных технологий;
изменение книготоргового рынка;
увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
В 2014-2015 учебных годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий.
Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки.
Достижение цели осуществлялось через решение следующих задач:
Повышение квалификации библиотекаря;
Повышение интереса читателей;
Расширение материально-технической базы библиотеки;
Мониторинг деятельности.

Результаты данной деятельности таковы:
Повышение квалификации библиотекаря:
Повышение квалификации библиотекаря осуществлялось через участие в методических объединениях, декадах, семинарах, конкурсах, курсах.
Повышение интереса читателей:
Для увеличения читательской активности учителя школы на базе библиотеки работает Научное общество учащихся и школьный Пресс–центр.