Урок по теме Япония по пути модернизации: восточная мораль- западная техника 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
п.Берёзовка Карачевского района Брянской области








Урок по теме:
«Япония на пути модернизации: «восточная мораль- западная техника»

8 класс






Учитель истории и обществознания
Епихина Алла Викторовна
учитель первой квалификационной категории
















2016 год
Тема: «Япония на пути модернизации: «восточная мораль- западная техника»
Цели урока:- раскрыть причины и выявить особенности успешной модернизации
Японии;
- выяснить, какие реформы проведены и как они изменили
традиционные основы общественной жизни, показать роль власти в этом
процессе;
- продолжать развитие умений самостоятельно работать с учебником и
документами как источниками новых знаний, выделять главное,
устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы, развивать картографические умения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник «Всеобщая история. История нового времени. 1800-1900.» А.Я, Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина , компьютер, видеопроектор, экран, презентация, тетрадь , карта
Основные понятия: сегуны, Мэйдзи

Ход урока.
1 Организационный момент
2. Работа по изучению нового материала
Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Традиционные общества в 19в: новый этап колонизации». В разделе речь пойдет о странах Востока. Напомню, что еще в 16в. начались колониальные захваты государств Востока. Европейцы хотели получить пряности, драгоценные металлы, рабов, Занимались неравноправной торговлей.
19 в.- это время колониальных захватов промышленного капитализма, когда европейские фабричные товары стали превращать колонии и зависимые страны Востока в рынки сбыта и источники сырья. Почти все страны Востока попали в зависимость от индустриального Запада, вмешивавшихся во все сферы их жизни. Исключением стала Япония. Об этом государстве и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы раскроем причины модернизации страны, узнаем какие реформы проводились, их итоги.
( Запись темы урока ) (Слайд 1)
План урока (Слайд2)
1.Насильственное «открытие» Японии
2.Начало эры «просвещенного правления»
3. Реформы Мейдзи
4. Новые черты экономического развития
5. Внешняя политика

Задача на урок: Выяснить, что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством? (Слайд3)
Насильственное «открытие» Японии
Сообщение учителя (Слайды 4)
- В 16в. правители Японии запретили народу исповедовать христианство. Считалось, что христианство разрушает традиции народа.
В 17 в. установилась власть сегунов (военных правителей) . Япония «закрыта» от европейцев.
Сегуны- военные правители.
(Слайд 5)
Прошли десятилетия и в 1854г. американская эскадра под угрозой оружия вынудила правительство сегуна «открыть» страну.
Был заключен договор «О мире и дружбе» и открыты 2 порта. Вслед за этим, похожие договора были подписаны и с европейскими государствами, в том числе и с Россией (1855г.). По выгодному для России договору Курильские острова признавались за российской территорией, но Сахалин в совместном ведении. Позже последовала серия договоров с США и европейцами по которым Япония предоставляла им льготы в торговле.
Так произошло насильственное открытие Японии. Закончился период политической и экономической изоляции страны.
(запись даты и понятия в тетрадь)
Начало эры «просвещенного правления»
(Слайд 6)
Самостоятельная работа с текстом учебника П.27, с 240 п.2
Задание: Прочитайте и ответьте.1. Какие факты свидетельствуют о том,
стране нужны были реформы ?
2. Какое событие в истории Японии связывают с 1868г.?
Найдите суждение, выражающее значение этого события
(ответы на вопросы)
(Слайд7)
-Что такое Мэйдзи?
Мэйдзи- «просвещенное правление»
(запись даты и понятия)
2)Реформы Мэйдзи.
Учитель: Итак, с приходом к власти императора Мэйдзи начался период
реформ. Страна вступила в эпоху модернизации.
- Что такое модернизация? (изменения в соответствии с
требованием времени)
Япония вступила в эпоху модернизации. Сложная задача встала перед правительством: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою национальную самобытность. Выясним, как это было сделано. (Слайд 8)
Самостоятельная работа по заполнению таблицы «Реформы Мейдзи» Учебник с.241-242.
Реформы
Содержание реформ
Изменения, которые внесли реформы в жизнь общества

Аграрная



Административная


Военная


Гос. Управление



финансовая
устанавливалась частная собственность на землю, разрешалась ее купля-продажа
уничтожена власть князей


введена всеобщая воинская повинность

Конституция избрание двухпалатного парламента


введение единой денежной единицы-йены
Крестьяне стали собственниками наделов; рост богатства у крупных землевладельцев, обнищание части крестьян
Деление страны на губернии и префектуры, во главе с назначенными чиновниками
Самураи лишились привилегий быть замкнутой кастой; армия по европейскому образцу
У императора почти неограниченные права, избрание двухпалатного парламента избирательное право у 1% населения. Чиновники- самураи



(проверка выполнения задания) (Слайды 9,10,11.12 )
(Слайд 13)
Однако, при всем этом чиновниками в Японии стали самураи, а основу идеологической подготовки армии по –прежнему составляли самурайский кодекс чести «бусидо» и синтоизм
(Слайд 14)
Вывод: Процесс модернизации разрушил традиционное общество.
Реформы открыли широкий простор для частно- предпринимательской деятельности, юридически защищенной и поддержанной властями.

4) Новые черты экономического развития.
. 1. Работа с документом ( Слайд 15)
Задание: Прочитайте документы и на основе их анализа ответьте на вопросы:
Кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы?
Укажите особенности экономического развития страны в начале 20в.?

«Закон о передаче заводов, изданный в 1880г. гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность, поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом».

«Один иностранец- путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемый углем из копий Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной все тем же Мицуи, и лежа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на мицуевском заводе.»

( в роли народа-фирмы; появлялись крупные корпорации, превращавшиеся в монополии; появление разных отраслей промышленности)
2. Учитель
. (Слайд 16,17)
- Действительно, правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. (
Частного капитала в Японии было мало, не было и опыта предпринимательской деятельности, поэтому государство за счет казны строило образцовые заводы и продавало или сдавало в аренду на льготных условиях в частные руки- фирмам. Большие дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси»
(Слайд 18)
Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение,электротехника, др.
Предприниматели активно использовали западные технологии и технику.
. (Слайд 19)
Финансовая реформа.
Введена единая денежная единица- иена
(Слайд 20)
Государство строило железные дороги. К 1905г. они протянулись почти на 5тыс. км. В1869г. появилась первая телеграфная линия, а в 1870г. заработала почта по европейскому образцу

Изменения в быту. Разрешались учеба за границей, приглашение иностранных специалистов, европейские прически , одежда и календарь. Появилось газовое освещение., стали есть мясо.
На смену сегунату (полит.режим со слабой властью императора и сильной военных правителей) пришло государство , перенимавшее у Запада то, что могло сделать Японию сильным индустриально развитым государством. Распространились националистические идеи. Внушалось , что государство возникло по воле богини солнца- Аматерасу. Власть императора- вечна. Страны Востока должны объединиться против Запада.
5). Внешняя политика
1.Рассказ учащегося. Работа с контурной картой. (Слайды 21,22)
Задание классу: Слушая рассказ учащегося о внешней политике Японии, отметьте на контурной карте направления ее агрессии.
(Слайд23)
- Как вы считаете, есть ли связь между проводимой модернизацией и победой над Китаем?
(Слайд 24)
Возвращаемся к проблемному вопросу
-Что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством?
(без резкой ломки традиционных устоев Япония перенимала достижения Запада, опыт. технику, технологии; решительные реформы Муцухито; черты нац. характера: готовность к переменам ,трудолюбие)
3. Закрепление пройденного.
(Слайд 25, 26)
К причинам модернизации Японии относятся:
А) техническая отсталость от европейских стран;
Б) широкий внутренний рынок;
В) иностранные товары хлынувшие в страну подрывали национальное производство;
Г) ухудшение жизни населения;
Д) отмена сословий
Ответы: 1) АВД 2) АВГ 3)БВГ 4) ВГД
Каковы характерные черты экономического развития Японии в 70-80гг.19 в.?
А) наличие опыта предпринимательской деятельности
Б) использование западных технологий
В) создание новых отраслей промышленности6 машинной, электротехнической, др.
Г) наличие большого числа частных капиталов
Д) активное вмешательство государства в экономику
Е) отказ правительства поощрять развитие торговли и промышленности
Ответы
1)АБВ 2)БВГ 3)БВД 4) ВДЕ

4.Подведение итогов
8 Домашнее задание (Слайд 27)
П.27,ответить на вопросы к параграфу, задание на с.245 устно