Открытый урок истории в 8 классе по теме Япония на пути модернизации: восточная мораль-западная техника


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тымская основная общеобразовательная школа
Конспект урока истории
Тема: Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника»
Класс: 8
Учитель: Анненко Е.В.,
I кв.к.Тымск-2015
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель урока: выявление особенностей процесса модернизации в Японии.
Задачи:
1) целостное восприятие мира, развитие субъективного опыта личности ученика путем включения его в различные виды деятельности;
2) формирование компетентности в сфере навыков самостоятельной работы с различными источниками, обобщения материала в виде структурно-логической схемы;
3) уяснить причины и истоки быстрых изменений, происходивших в Японии в Новое время, выяснить общее и особенное в развитии страны.
Методы обучения, приемы и формы организации учебной деятельности:
Проблемный или частично поисковый метод, технология РКМЧП.
Приемы:
- сюжетный повествовательный рассказ;
- картинное описание;
- эвристическая беседа;
- кластер;
- «верю-не верю»
- «перепутанные цепочки»
- «мудрые совы»
- «свободное письмо»
Источники:
- карта;
- статистические данные;
- документы;
- выдержки из художественных произведений;
- воспоминания современников событий.
Формы организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа;
- работа в парах;
- работа в группах.
Развитие умений учащихся:
Используют межкурсовые и внутрикурсовые связи; делают оценочные суждения; определяют знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий; вскрывают причинно-следственные связи; ведут диалог.
Литература:
- Учебник по Новой истории. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М., «Просвещение», 2014.
- Рабочая тетрадь по новой истории, вып. 2-й. М., «Просвещение», 2014.
- Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Тесты по Новой истории: 8-й кл. К.В. Волкова. – М.:»Экзамен», 2006.
- Хрестоматия по истории СССР 1900-конец 1930-х гг.: Пособие для учителя, под ред. Ю.И. Кораблева, М. Просвещение, 1988.
- Художественная литература в преподавании Новой истории (1640-1917). Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. А.А. Вагин. Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1978.
Оборудование: проектор, электронная презентация, настенная карта, атлас, извлечения из хрестоматии, йена, контурная карта, раздаточный материал.Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности (10 мин).
Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце XIX - начале XX века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?
Работа со статистическими данными.
Регион Население, млн. чел.
Азия 950
Европа 290
Россия 130
Африка 110
Северная Америка 81
Латинская Америка 64
Австралия и Океания 6,8
Примерный ответ учащихся.
Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце XIX -начале XX века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек).
Какие страны относятся к Азии? (Япония, Китай, Индия).
Определить страну, о которой пойдет речь сегодня на уроке, нам поможет кроссворд, разгадав который в выделенных клетках мы и прочтем название страны. Также одной из целей разгадывания кроссворда служит повторение темы «Латинская Америка в XIX – начале XX в.
1 2 3 4 5 6 Вопросы:
Страна, провозгласившая свою независимость в 1820 г. и, объявившая себя империей. (Бразилия)
Хозяин. (Патрон)
Член «Патриотического общества», возглавивший освободительное движение в Венесуэле. (Боливар)
Страна, которая к началу XX в. по уровню экономического развития возглавляла группу наиболее развитых стран латиноамериканского региона. (Аргентина)
Вожди, захватившие власть при помощи оружия. (Каудильо)
Страна, которая к началу XX в. по уровню экономического развития возглавляла группу наиболее отсталых стран латиноамериканского региона. (Боливия)
В выделенных клетках получилось ЯПОНИЯ.
Перед изучением новой темы организуется словарная работа со словами модернизация, революция, реформа.
Далее учитель предлагает ученикам составить традиционный план изучения новой темы, где учащиеся должны вспомнить основные вопросы, рассматриваемые в ходе изучения каждой новой страны:
Внутренняя политика
Экономическая сфера
Социальная сфера
Внешняя политика
Я предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Используется прием «Верные-неверные утверждения» (или «верю-не верю»)
В XIX веке произошло насильственное «открытие» Японии. (да)
В конце 60-х гг. XIX века власть в Японии перешла к императору, которому было всего 15 лет от роду. (да)
Император провел много реформ, способствующих модернизации страны. (да)
В изучаемый период Япония воевала с Россией, и Россия выиграла эту войну. (нет)
В Японии за счет государства строились «образцовые» заводы, которые затем отдавались в аренду на льготных условиях или продавались за невысокую цену лицам, близким к императору. (да)
В XIX в. не произошло изменений в образе жизни людей в Японии, настолько сильны были традиции в стране. (нет)
X X X
0 X 0
Изучение нового материала:
А) ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА (13 мин).
Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.
Проблемное задание: Что помогло Японии встать в один ряд с развитыми капиталистическими странами за столь короткий срок?
Как вы видите на карте мира (работа с картой). Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах. Давайте их назовем: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.
Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.
Эвристическая беседа.
Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?
Примерный ответ учащихся:
Низкие темпы экономического развития;
Международное положение страны было нестабильным.
Военно-техническая отсталость страны.
Сюжетный повествовательный рассказ учителя.
Японией интересовались США. В 1853 г. в Японию прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри . Перри передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами (!). 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце XIX века превратилась в полуколонию.
Работа с источником.
Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи:
«Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.» Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора».
- Как называли японцы европейцев?
- изменилась ли жизнь народа после «открытия» Японии? В какую сторону?
- Кого винили в бедствиях народа после «открытия» страны?
«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых, сегун показал свою слабость, он уступил «варварам» (так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев.
Образованные самураи и интеллигенция, хоть и рассматривали усиление иностранцев в стране как унижение национальных традиций, в то же время понимали, что за годы своей изоляции Япония в техническом отношении отстала от стран Запада и что необходима модернизация.
В 1868 г. в Японии произошел революционный переворот, в результате которого власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито.
- Как вы думаете, какие задачи стояли перед новым императором? (модернизация страны)
- Какими путями, методами, средствами достичь этой цели? (реформы)
Его коронуют Мэйдзи («просвещенное правление»). Историки называют эти события «революция Мэйдзи». Революционным этот переворот был не столько по форме, сколько по своему значению, так как вслед за изменением в традиционном порядке управления началась эра просвещенного правления, период реформ, коренным образом преобразивших страну.
Самостоятельная работа. Реформы Мэйдзи. Работа в парах. Кластер.
Задание: познакомиться с текстом параграфа п. 3 и п. 5 с. 218. Перечислить реформы. Каждая пара должна более подробно рассказать об одной из реформ, рассказав о ее содержании.
(Аграрная – установила частную собственность на землю, разрешила ее покупку и продажу.Административная реформа – уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми правительством чиновниками.
Военная реформа – вводилась всеобщая воинская повинность. Самураи лишились своих привилегий.
Судебная реформа.
Социальная реформа – отменялись сословия.
Финансовая реформа – вводилась единая денежная единица – йена)Работа с источником (раб. тет. С. 42 зад. 5)
Также была проведена реформа в области государственного управления и в 1889 г. введена Конституция.
Самостоятельная работа с текстом учебника п. 4. и в раб. тет. с выдержками из конституции и комментариями ее автора.
Задание:
1. Сделать вывод о политическом устройстве Японии и характере императорской власти. Определить, можно ли считать Японию конца XIX – начала XX века правовым государством.
2. Групповая работа по рядам. Прием «Перепутанные цепочки».
У доски составить схему. Взаимопроверка с комментариями учителя.
Учащиеся обобщают значения преобразований.
Таким образом в 90-е гг. в Японии, как и в европейских странах и США, начался промышленный подъем. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. крупнее корппорации превращались в монополии. И теперь уже Япония стремится проникнуть на рынки других стран.
Итак, мы подошли к вопросу о внешней политике. Но, осталась одна сфера жизни общества, которая нами еще не рассмотрена – социальная. Прежде чем начать разговор о взаимоотношениях Японии с другими странами, давайте узнаем, какие изменения произошли в образе жизни людей.
Б) СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 мин)
Картинное описание.
(- учеба в Европе и США;
- приглашение иностранных специалистов;
- военные академии (преподавали английские офицеры на английском языке;
- частные школы европейского образца;
- европейский календарь (выходной – воскресенье)
- дома и магазины европейского стиля;(сл)
- газовое уличное освещение;
- внешний облик: одежда (полицейские, железнодорожники, чиновники, император, мужчины вперед женщин, прическа – короткая);- стали есть мясо;
- националистические идеи о божественности императора и превосходстве качеств японцев;
- религия – синтоизм;
- богиня солнца Аматэрасу).
В) ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА (7 мин)
Прием «Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
Назовите характер внешней политики Японии.
Какие цели преследовала Япония во внешней политике?
Назовите страны и территории, которые входили в сферу интересов Японии.
Заполните таблицу.
Страны Годы военных столкновений Итог Территориальные приобретения.
Корея 1894 Победа Марионеточное государство
Китай 1894-1895 Победа Остров Тайвань
Россия 1904-1905 Победа Южный Сахалин, Порт-Артур, Южная Маньчжурия
Закрепление знаний, умений, навыков (10 мин).
Вернемся к игре «Крестики-нолики». Снова выполним и сравним с началом урока.
Проблемное задание. Учащиеся высказывают свои предположения по поставленной проблеме.
Прием «Свободное письмо». Я предлагаю вам написать мини-сочинение по теме «Япония в XIX-нач.XX в.». Каждый пишет то, что он считает наиболее важным.
Япония достигла такого высокого уровня развития благодаря тому, что провела реформы и переняла накопленный десятилетиями опыт европейских стран. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно, чайной церемонии , любования цветением сакуры.
Вывод: Япония, выбрав путь европейского развития, оставалась страной с вековыми традициями;
IV. Домашнее задание: параграф 27, к/к