Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей Осуществление патриотического, гражданско-патриотического воспитания


Министерство образования Донецкой Народной РеспубликиГорловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №22

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей
Осуществление патриотического, гражданско-патриотического воспитания


Подготовилаклассный руководитель 10-А классаЕфремова Л.А.
2016-2017 уч.год Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы
каждый мой питомец стал гражданином, верным
сыном своего Отечества.
В.А.Сухомлинский
Как нет человека без самолюбия, – так нет человека
без любви к Отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека...
К.Д.Ушинский
Современная жизнь ежедневно ставит нас в такие ситуации, которыетребуют продуманных решений и кардинальных изменений в политической, социальной, экономической, правовой, духовно-культурной сферах, вместе с тем открывает и новые перспективы развития.
И в этой ситуации главная задача системы образования - удовлетворение потребности в подготовке жизнеспособной и конкурентоспособной молодежи, которая бы достойно представляла Донбасс в мировом сообществе, способствовала развитию социально-экономической, политической и культурной сфер жизни нашейстраны.
Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.
Патриотическое воспитание обучающихся — является одним из главных составляющих воспитательного процесса нашей школы. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по настоящему гармоничной личности. Патриотическое воспитание понимается нами как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, стремления к выполнению своего гражданского долга. Оно строится на следующих принципах:
субъектной позиции учащихся;
воспитания через социально значимую деятельность;
интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР цель патриотического воспитания и состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, развивать у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формироватьпрофессиональные и социально значимые качества, умения и готовность к ихактивному проявлению в различных сферах жизни общества.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Патриотом является человек, который любит свою Родину, всегда жил и будет жить в ней, интересуется происходящим в стране, готов сделать всё, чтобы в России стало жить лучше.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие его задачи:
Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики.
Воспитание потребности в изучении истории родного края.
Воспитание гордости за свою Родину.
Воспитание любви к родной семье.
Сохранение исторической памяти поколений в памяти обучающихся.
Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений.
Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность.
Среди основных его направлений можно выделить:
гражданско-патриотическое,
военно-патриотическое,
духовно-нравственное,
историко-патриотическое (краеведческое),
культурно-патриотическое,
спортивно-патриотическое.
Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.
Как классный руководитель в воспитательную работу с классом включаю уроки мужества, уроки-экскурсии, посещение музеев города, правовые беседы, тренинги. Классы меняются, но цель воспитания молодого поколения по этому направлению неизменны. leftcenter
В систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию класса в этом учебном году за прошедший период вошли такие внеурочные мероприятия:
- встреча с военнослужащими армии ДНР
- воспитательные часы «Донбасс чтит своих героев», «Моя Горловка», «Лирическая карта Донбасса»
- классные часы «Поговорим о мире», «Основные права и обязанности гражданина ДНР»
- тренинг «Учимся толерантности»
- беседы «Права ребёнка в семье»
- устный журнал «Памятные места Донецкой области»
- выпуск газет, плакатов, писем ветеранам
Ширалиева А. и Кутовая А. активно участвуют в работе школьного самоуправления, что способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения своих интересов и прав. Учащиеся класса имеют поручения в классе, к выполнению которых относятся серьезно. Уверены, что, только став гражданином своего класса, своей школы, ученик способен стать истинным гражданином Отечества.
Хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашей школы. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов Донецкой Народной Республики.