Проект «Воспитание добродетельности, патриотизма и национального самосознания на основе ценностей и традиций русской и башкирской национальных культур»

Синдякова Светлана Александровна,
учитель МБОУ «СОШ № 22» г. Октябрьского
«Воспитание добродетельности, патриотизма и национального самосознания на основе ценностей и традиций русской и башкирской национальных культур»

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В течение долгого времени нравственность, духовность, патриотизм отодвигались на задний план. В связи с этим сегодня мы видим, что среди учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих.
Наша задача в повседневной школьной жизни прививать своим воспитанникам чувства добродетельности, взаимопонимания, уважения и других нравственных качеств.
В младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру. Народные игры, сказки, потешки несут в себе познавательный и воспитательный материал. И если знакомить ребенка с народным творчеством и национальными традициями, то мы получим высокоразвитую личность.
Поэтому тема проекта: « Воспитание добродетельности, патриотизма и национального самосознания на основе ценностей и традиций русской и башкирской национальных культур».
Актуальность проекта определяется проблемами современной жизни.
Объект исследования учебно-воспитательный процесс в отдельно взятом классе.
Предмет исследования содержание, формы и методы формирования у школьников ценностного отношения к башкирской и русской национальным культурам.
Гипотеза: Мы считаем, что включение в учебно-воспитательный процесс средств народной педагогики (русский и башкирский фольклор, обычаи и традиции и др.), способствует всестороннему развитию детей младшего школьного возраста, обогащает их внутренний мир и дает знания в области народного творчества.
Целью данной воспитательной программы начальной школы является развитие духовного начала личности ребенка, формирование социокультурного стержня личности младшего школьника, усвоившего основные духовные ценности и традиции русской и башкирской культур, имеющего созидательную нравственную позицию.
Для реализации данной цели определены перспективные задачи:
1. Формирование у учащихся целостной картины мира на основе традиционных для России и Башкортостана культурных ценностей.
2. Передача современным школьникам знаний в области народной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
3. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир национальной культуры со знанием истории своего народа.
4. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов национальной педагогики.
5. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России и Башкортостана, ответственности, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской и башкирской культур.
6. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами народной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Основу воспитательной системы составляют общепедагогические принципы.
Программа состоит из четырех этапов:
1. Подготовительный этап (январь – октябрь 2014 года)
2. Начальный этап преобразования (2014 – 2015 учебный год)
3. Основной этап преобразования (2015 – 2016, 2016 – 2017 учебные годы)
4. Обобщающий этап преобразования (2017 – 2018 учебный год)
На подготовительном этапе было проанализировано и зафиксировано реальное социокультурное положение класса, проведено социологическое исследование.
А также разработан годовой цикл праздников и традиций, который начал реализовываться на втором этапе данной программы. По окончании второго этапа проведен диагностический «срез» по состоянию воспитательной работы.
Результаты исследовательской работы позволили заключить:
- в большинстве семей детям не прививаются основы русской и башкирской национальных культур или прививаются в недостаточной степени, так как сами родители ими не владеют. Поэтому задачу ознакомления школьников с историко-культурными ценностями русской и башкирской национальными культурами должна взять на себя школа.
- условием успешного развития культурного потенциала школьников является воспитание не только ценностного отношения к русской и башкирской национальным культурам, но и восприятие, понимание и глубокое осмысление разнообразия культурных интересов братских народов.
В данный момент реализация программы находится на втором этапе. В течение первого и начала второго года обучения был проведен цикл мероприятий, которые можно объединить в 4 блока по количеству четвертей. Назрела необходимость перевода знаний о русской и башкирской национальных культурах из положения остаточных в положение основополагающих, ключевых для нашей республики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и вместе с тем выявило ряд проблем культурологического образования, требующих перспективного решения.
1 блок
«Традиции чаепития», «День народного единства», «Осенины»
Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства, гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
Праздник «Осенины» позволяет вспомнить, как проходили сельские посиделки, какими были старинные игры, сказки, загадки, песни и народные танцы.
Празднованию « 458-летия присоединения Башкирии к России» был посвящен конкурс чтецов и общешкольная линейка, активное участие в которых принял и наш класс.
2 блок
Творческие проекты «Моя родословная», «Моя семья», мероприятия «Россия – Родина моя!», «В гостях у бабушки Гульназиры»
В творческих проектах «Моя родословная» и «Моя семья» приняли участие и дети и родители.
Классный час «Россия – Родина моя!» создал эмоциональноположительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, познакомил с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном), расширил кругозор учащихся, обогатил их словарный запас.
В Гостях у бабушки Гульназиры всегда интересно и познавательно. А в подарок детям бабушка Гульназира принесла башкирские загадки, пословицы, сказки. Детям очень понравились задушевные колыбельные песни.
3 блок
«Рождество», «День святого Валентина», «Варвара – краса, длинная коса» (ко дню 8 марта), «Масленица», «День воинской славы России»
Святки – это двухнедельные новогодние празднества. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. А начинались они в рождественский сочельник.
Праздник «День святого Валентина» был проведен в форме расширенного классного часа.
На конкурсе «Варвара – краса, длинная коса» девочки показали свои таланты, сноровку, сообразительность и грацию. Каждая участница получила приз и наградную ленту с надписью.
А в «День воинской славы» свою удаль молодецкую показали наши мальчики. Также класс принял участие в конкурсе строевой подготовки.
На праздновании «Масленицы» дети познакомились с историей праздника и традиционными народными обрядами, услышали старинные песни масленичного цикла.
4 блок
«Пасха», «День Победы», «Сабантуй»
Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. Дети водили хоровод, пели песни, познакомились с традиционными пасхальными блюдами, играми и забавами.
Ко «Дню Победы» класс приготовил общешкольную линейку.
Башкирский народ всегда умел на славу не только трудиться, но и веселиться. Собственно, народный праздник был один. Весенний праздник «Сабантуй». Ребята с удовольствием участвовали во многих турнирах: бой быков, скачки джигитов, меткий стрелок, бег в мешках, бег с коромыслом.
Наш проект находится на середине пути реализации, впереди еще много интересного, занимательного и поучительного. И самое главное, что моим ребятам очень нравятся проводимые занятия, а особенно праздники, которые они ждут с нетерпением. А ведь очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось  место для проявления своих талантов, способностей, увлечений.

15