Использование возможностей дополнительного образования в формировании базовых национальных ценностей


Есть много родов образования и развития.
И каждое из них важно само по себе, но все
их выше должно стать образование нравственное.
Одно образование делает нас человеком учёным,
другое – светским, третье – административным,
военным, политическим. Но нравственное,
делает нас просто человеком.
В.Г. Белинский
.
В настоящее время проблемы воспитания связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В этой ситуации, наиболее незащищенными от негативных воздействий в силу несформированной мировозренческой позиции, оказались дети. Кроме этого подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адeкватныe современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер общечеловеческих ценностей и идеалов человека, а с другой - целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Формирование общечеловеческих ценностей начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключают в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.
Представления школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения учащихся начальной школы ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Младший школьник еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):-патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;-социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;-гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;-семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;-наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;-традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;-искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;-человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Так же в Стандарте описан «портрет выпускника начальной школы»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Учитывая выше сказанное, я вижу противоречия, сложившиеся
- между потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой личности и отсутствием системы нравственного воспитания учащихся;
- между социальным заказом общества по воспитанию у детей нравственных качеств, эстетических чувств, к культуре своего народа и низким уровнем проявления этих качеств у детей и взрослых к данной проблеме;
- между неоспоримым чувством уважения к старшему поколению и широким распространением в общественном сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Одним из форм дополнительного образования в нашей школе является кукольный театр. Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем
Именно здесь ребенок раскрепощен, не зажат в рамки урока, здесь он раскрывается полностью и может проявить все свои чувства, черты характера, свой скрытый потенциал. Труд руководителя дополнительного образования не менее важный.
Важный, оттого что он формирует гражданина государства. Значит, я в ответе за будущее моей Родины. Если я смогу заложить в своих воспитанниках добрые чувства, научить быть честными, отзывчивыми, милосердными, настоящими патриотами то Родина моя будет в надежных руках. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу по патриотическому воспитанию. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Великий наш наставник Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность! »
А это значит, что я сама должна быть образцом для подражания, самым добрым, гуманным человеком. Быть настойчивым и терпеливым, справедливым и чутким, мудрым и умелым, строгим и честным - это не каждому по плечу.
«В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять» Иммануил Кант.
«Руководитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело».
Артистизм руководителя – это, прежде всего состояние души руководитель никогда не отделён от собственного детства. Он сознательно должен возвращаться туда, где он сам был таким же, как и его воспитанники. Именно так он может поставить себя на их место. В нем истоки его духовности.
Те нравственные, эстетические, духовные и патриотические ценности, которые он приобрел в самые ранние годы жизни, нужны, чтобы сеять добрые зерна в душах подрастающего поколения.
Каково же значение кукольного театра для развития детей младшего возраста? (зрителя)
Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к Родине, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.
Эффективность влияния на воспитательно-образовательный процесс:
Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию
Мастер- класс
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, кукольный театр один из форм работы с младшими школьниками дающая возможность проигрывания литературных произведений с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, Петушок и бобовое зернышко», если ученики в классе не понимают преимущества коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи.
Обозначим последовательность этапов, обеспечивающих усвоение новых нравственных понятий.
Первый этап работы - выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой. Также на этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.
Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения на аудиокассете. Произведение читают артисты театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предполагается пересказ сказки. Затем детям задают вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.
При обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.
На следующем этапе предлагаем разделиться на группы для проигрывания: одна группа - зрители; две - действующие лица.
Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации. После проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Однако добрые дела часто требуют определенных усилий, и к такому выводу надо школьников подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться
Результат такой работы - школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать
Далее зрители выбирают команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения.
Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.
Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
Результаты работы оцениваются исходя из ответов учащихся на вопросы: «Как ты поступишь, если ... »
Как ты поступишь, если узнаешь, что: друг попал в беду;
Совершил обман;
( дети объясняют свою точку зрения)
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Детям кажется, что они учатся быть только артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Но моя задача — не только научить их быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.
Чтобы полностью осуществить воспитание правильного отношения детей к людям, природе, умение бережно обращаться с живыми существами, система работы по духовно-нравственному воспитанию детей сочетается с одновременным взаимодействием с семьей в этом направлении.
Наши родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. И, кстати, воспитываются сами. Многие взрослые, посмотрев наши спектакли и пьесы, видят свои ошибки в воспитании детей.
Кукольный театр станет уникальным средством воспитания и займет определенное место в учебно-воспитательной работе приусловии:
·  наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
·  разнообразия кукол и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок;
·  овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
·  серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.
«Воспитывать, вероятно, может всё! – читаем у В. В. Серикова. - Нужен лишь педагог, который бы оживил воспитательный потенциал данного предмета»
Закончить я хочу словами известного актёра, режиссёра и драматурга театра кукол, (один из его основателей) народного артиста РСФСР Сперанского Евгения Вениаминовича: «… Взять бы всех родителей и мам, и пап за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие мира, понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными – настоящими людьми».
Василий Андреевич  утверждал: «Никто   не   учит   маленького  человека: «Будь равнодушным людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего  ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности  нравственного воспитания.  Если  человека  учат  добру -  учат  умело,  умно,   настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат  злу (очень редко, но бывает  и  так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу  -  все  равно  будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».