Урок-игра в 5 классе по теме Фонетика.Орфоэпия.


Урок- игра в 5-м классе по теме "Фонетика. Орфоэпия. Повторение изученного"
Ход работы
I. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок- игра. Класс делится на две команды, выбирают капитана, за каждое задание начисляется балл, выигрывает та команда, у кого больше баллов.
Задание 1.
1.Что такое фонетика:
А) наука, которая изучает части речи;
Б) наука, которая изучает звуки речи;
В) наука, которая изучает знаки препинания?
2. Что такое звуки речи:
А) звуки, из которых состоят слова;
Б) звуки, из которых состоит музыка;
В) звуки, которые мы слышим в природе?
3. На какие группы делятся все звуки речи:
А) мягкие и твердые;
Б) согласные и гласные;
В) звонкие и глухие?
4.Какие звуки мы называем гласными:
А) которые образовались с помощью голоса;
Б) которые образовались с помощью шума;
В) которые образовались с помощью шума или шума и голоса?
5. Какие звуки мы называем согласными:
А) которые образовались с помощью голоса;
Б) которые образовались с помощью шума;
В) которые образовались с помощью шума или шума и голоса?
6. На какие группы делятся согласные звуки:
А) мягкие и твердые;
Б) согласные и гласные;
В) звонкие и глухие?
Задание 2.Словарный диктант. “Разгадайте метаграммы” (загадки, в которых надо отгадать слово, заменяя 1 звук или букву другим).
1. С К я в школе на стене,Горы, реки есть на мне.С П – от вас не утаю –Тоже в классе я стою. (Карта-парта)
2. Хоть и мала я, но взгляни:Весь мир в себе я отражаю.Но К на Ц перемени –Я по болоту зашагаю. (Капля-Цапля)
3. Я цвет одинаковый часто имею:И с Г зеленею, и с К зеленею.Но с К вам со мною Рискованно быть:Могу и до слёз довести, и убить. (Луг-лук)
4. С П я в доме,С В я в поле,С М я в море,С Г – в футболе,С К вбивают,С Т взрывают,С Д долину называют. (Пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол)
5. С Б мучительной бываю,С М одежду пожираю,С Р актёру я нужна,С С для повара важна. (Боль-моль-роль-соль)
6. С твёрдым Л я на стене,Книга, например, на мне,Но как только Л смягчите,Сразу в танец превратите. (Полка-полька)
7. Вы в сказках обо мне читали:Меня в кубышках зарывали,Но если Д в конце смягчить,Телегу можно мной грузить. (Клад-кладь)
8. С глухим согласным наливаюсь в поле,Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос-голос)
9. С глухим траву она срезает,Со звонким и листочки объедает. (Коса-коза)
Повторение теоретического материала (на доске)
– Посмотрите на указанные “магические” цифры. Как вы считаете, какие сведения из раздела “Фонетика” скрываются за ними?
33 – буквы алфавита (назовите)10 – гласные буквы (назовите)6 – гласные звуки (назовите)3 – всегда твердые звуки (ж,ш,ц)3 – всегда мягкие звуки (ч,щ,й)4 – буквы Е, Ё, Ю, Я (двойная роль)2 – Ь и Ъ (звуков не дают)
Сценка “Спор”.
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
– Мы, конечно, важнее!– закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!
– Ну, это мы ещё посмотрим!– возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немножно не приоткрыть рот. Ничего не получится!
– А вот и получится! Например, М-М-М.
– Разве что одно М, больше ничего!
– И всё же мы важнее. Без нас не обходится ни одно слово, даже ни один слог!
– Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятным! Ну-ка, скажите без нашей помощи хотя бы слово ФОНЕТИКА.
– О…Э…И…А,– пролепетали гласные и смущённо умолкли.
– Вот видите! А если мы скажем ФНТК, то всякий догадается.
– Ну, хорошо. А вот попробуйте произнести без нас такие слова, как ИМЯ, УМ, ОКНО, УХО и сотни других.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и умолкли.
- А как вы думаете, ребята, какие звуки важнее?
– Кто, по-вашему, прав – гласные или согласные? Почему?
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем; один и тот же звук может обозначаться разными буквами)
1. Образовательный диктант
(составить из предложенных слов словосочетания так, чтобы образовались пары одинаково звучащих слов).
Образец: пруд/т – заросший пруд. тонкий прут(ик).
Рог/к, стог/к, плод/т, лез/с, код/т, д/том.
Задание капитанам. Фонетический разбор слов. (1.Друзья 2.Листья).
Эстафета “Алфавит”.
– Напишите на листе слова по алфавиту (начиная с заданной буквы). 1 ученик пишет 1 слово и передает соседу, а затем сидящему сзади. Лист возвращает сидящий за последней партой.
Проверка. (2б.)
Занимательная орфография. Игра “Исправь ошибки”.
– Прочитайте “Грустное письмо” А.Шибаева.
– Почему автор дал такое название стихотворению?
– Найдите орфографические ошибки. Исправьте их. (4б.)
Пришло письмишко мне,Гляжу –Из лагеря, от Мишки…“Здесь чудный лук, и я лижу”, -Написано в письмишке.Лук лижет?! Что за чудеса!Наверно, шутит плут…Читаю дальше:“Здесь лиса, красивый длинный прут”.И что такое он плетёт? –Не разберусь, хоть тресни:“Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…На днях в лису нашёл я грусть И очень был доволен…”Нет, нет, не шутит он! Боюсь,Мой друг серьёзно болен.Вернётся – надо подлечить:Заставить правила учить…
Редактирование текста.
1. Притихший лес одежду сбросил.
Прошел сквозь чящу бурелом.
Что делать? Всех задела осиньСвоим безжалосным крылом.
2. Уж небо осинью дышало,
Уж реже солнышко блистало;
Кароче становился день,
Лисов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
3. Ложился на паля туман,
Гусей крекливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучьная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
4. Осинь – месяц грусти нежной,
Сад мой – сказочьный чертог.
Листапад пришел неспешно,
Медью выстлав мой порог.
5.Айстры дивны. Хризантемы
Грусной прелести полны.
Гладиолусов антенны
В небасвод устремлены.
6.Поздняя осень. Грачи улители.
Лес обнажылся. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грусную думу наводит она. (4б.)
- Что такое ударение? (произношение одного из слогов с большей силой и продолжительностью)
- Для чего необходимо ударение в слове?
Определительный диктант ( в предложенных словах расставить ударение)
Алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, средства, каталог, столяр, шофёр, обувной, кухонный. (3б.)Учитель. Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Послушайте их внимательно и отгадайте.
На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Называется…(арбуз). (1б.)
Это зелье ты не тронь,
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива –
Называется…(крапива). (1б)
Учитель. Мы с вами говорили, что ударение в русском языке может падать на любой слог слова. Наверное, поэтому ударение выполняет смыслоразличительную роль, то есть одинаковые по написанию слова могут иметь разное значение в зависимости от того, на какой слог падает ударение. Вы сейчас в этом убедитесь, если правильно назовете слова.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
( ирис – ирис) (1б.)
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
(атлас – атлас) (1б.)
Тест. Вписывайте в клеточки бланков только букву на месте пропуска (Д или Т).
– Чтобы не ошибиться в написании орфограммы “Проверяемые согласные в корне слова”, какое правило мы должны применять на практике?
поез…
похо…
гла…кий
ре…кий
ви…
отря…
салю…
отве…
све…
пило…
отга…канахо…катетра..ьразве…капара…
откры…касалфе…ка(деревянный) пло…
аэропор…
наро…
вперё…
медве…ьнаря…
площа…ьгоро… (4б.)
Вопросы-шутки.
Как из столба без помощи досок сделать стол?
Как на башне посеять пшеницу? (пашня)
Как из обёртки для конфеты сделать небольшой бант для девочки? (фантик)
Как превратить собаку в кота? (дог-кот)
В каком слове 40 гласных? (сорока)
Какой полуостров жалуется на свою небольшую величину? (Ямал)
Как спортивный шест превратить в число? (шесть)
В каких словах 100 согласных? (стон, сток, стог, стоп, стой, стол)Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что в середине капусты? (У)
Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (стопа) (4б.)
Рефлексия.
– Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока?
– Какие задания понравились? Почему?
– Какие виды работ вызывали сложность?
– Получили ли пользу от урока?
Оценивание.