Промышленный переворот в Англии XVIII века


Урок истории по теме
"Промышленный переворот в Англии XVIII века "Цели урока:
рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;
формировать навыки работы с различными текстами, анализа исторических источников,
воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.
Здоровьесберегающие технологии урока: применение разных видов учебной деятельности, разных видов преподавания, наличие методов активизации позновательной деятельности, ТСО, динамические паузы, эмоциональные разрядки на уроке.
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тексты документов, иллюстрации презентации.
Ход урока
Вводная беседа, постановка целей урока.
На примере истории Англии мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в причинах, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Вступительная беседа, актуализация знаний.
Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.
- А что такое революция?
- А что бы мы назвали промышленной революцией? (Коренные изменения в промышленном производстве).
- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?
- Что такое мануфактура?
Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.
А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? Какое событие произошло в этой стране в XVII веке?
Какие последствия имела эта революция для дальнейшего развития страны?
Частная собственность на землю.
Рост торговли и промышленности и торговли.
Переход к парламентской монархии.
Однако промышленный переворот произошёл не сразу после буржуазной революции, а только в 60-70-х гг XVIII века. Почему ? По мнению экономистов, для этого необходимы определённые условия, или предпосылки (записываются на доске)
Предпосылки промышленного переворота
Появление свободной рабочей силы.
Наличие капитала.
Наличие рынка сбыта товаров.
Вопросы (записываются на доске)
Имелись ли в Англии условия промышленного переворота?
Какие события способствовали появлению этих условий?
Как произошёл промышленный переворот?
Как изменилось положение рабочих?
Какими были ранние формы борьбы рабочих против эксплуатации?
Работа в группах - выполнение заданий на раздаточном материале.
1 группа - работа с документами о наличии свободной рабочей силы (Приложение №1).2 группа - работа с документами о наличии капиталов и рынка сбыта товаров (Приложение №2).3 группа - работа с текстом учебника, составление таблицы о начале промышленного переворота (Приложение №3).4 группа - работа с документами о положении рабочего класса (Приложение №4).5 группа - работа с документами и текстом учебника о движении луддитов (Приложение №5).Примерные выводы группы №1.
В Англии произошла аграрная революция.
Её результатом стало исчезновение крестьянства, в сельском хозяйстве появляются наёмные рабочие.
Правительство принуждало людей к найму введением жестоких и кровавых законов.
В результате огораживаний, закона о бродягах в Англии сложился рынок рабочей силы.
Примерные выводы группы №2.
Англия обогащалась за счёт ограбления колоний, работорговли, огораживаний.
Здесь сложился рынок капиталов и рынок сбыта товаров.
Вывод общий.
К середине XVIII века в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота.
К этому времени в Англии стала острее ощущаться необходимость резко увеличить производство товаров. Можно ли было это сделать в условиях мануфактуры? Почему?
Выступление группы с результатами работы - представление в таблице.
Примерные выводы группы.
В конце XVIII века в Англии были созданы системы машинного производства, называемые фабриками.
Экономическими последствиями промышленного переворота были значительный рост объёмов производства и улучшение качества продукции.
Сообщение группы №4.
Примерные выводы.
Переход к фабричному производству не облегчил, а ухудшил положение рабочих.
Условия труда рабочих были очень тяжёлыми: освещение плохое, вентиляции не было. Это приводило к травмам и заболеваниям.
Широко применялся труд детей, которых жестоко наказывали за различные провинности.
Сообщение группы № 5.
Примерные выводы.
Одной из ранних форм протеста рабочих является луддизм - движение разрушителей машин.
Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.
Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них? Что же такое- промышленный переворот? Как вы считаете, в чем состоит его техническая сторона, а в чём- общественная?(Запись в тетради определения)
Закрепление изученного материала - письменная работа.
Согласны ли вы с утверждениями?
Аграрный переворот- это переход земли в руки крестьян (Нет).
Для промышленного переворота не обязательно существование в стране парламентской системы (Да).
Первые технические изобретения связаны с ткацким производством (Да).
Промышленный переворот начался в Англии в начале XVIII века (Нет).
В результате промышленного переворота улучшились условия труда и жизни рабочих (Нет).
Луддизм был одной из ранних форм рабочего движения, направленного против машин (Да).
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу в группах.
Домашнее задание: П. 21, подготовить кроссворд по теме или сообщение о каком-либо изобретении этой эпохи.
Список использованной литературы.
В.В Артёмов, Ю.Н. Лубченков. История. М., Академия. 2013
О.В. Волобуев, М.В. Пономарёв Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века, 10 кл., М.: Дрофа, 2013
О.В. Волобуев, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин Всеобщая история XIX - начало XX века, 11 кл., М.: Дрофа, 2013Приложение №1.
Приложение 1
Задание №1
Выясните изменения, которые произошли в сельском хозяйстве Англии к 18 веку. Дайте ответы на вопросы схемы.
Нанимают на работу
(кого?)
_____________________________________________
Сдают землю в аренду
(кому?)
_______________________________________
Собственники земли
(кто?)
__________________________________________

Вопросы.
1 Что такое аграрная революция?
2. Каковы её последствия?
Задание № 2. Ознакомьтесь с документами и ответьте на вопросы.
Документ №1.
Отрывок из стихотворения английского поэта О. Голдсмита «Покинутая деревня» (1770 г)
О, нивы, о, поля, добыча запустенья!
О, виды скорбные развалин, разрушенья!
В пустыню обращён природы пышный сад!
На тучных пажитях не вижу резвых стад!
Унылость на холмах! В окрестностях молчанье!
Всё тихо! Всё мертво...
Но где твои сыны, о край утех, блуждают?
Увы, отчуждены от родины своей!
Далёко странствуют!
Вопросы.
Какое явление заставило поэта написать такое стихотворение?
Как сам поэт относится к изменениям в сельском хозяйстве? Почему вы так думаете?
Как вы думаете, что стало с жителями покинутой деревни?
Документ № 2«Акт о наказаниях для бродяг и упорных нищих» (1597г)
«Всякий, кто этим актом признаётся бродягой или упорным нищим,... должен быть после своего ареста по распоряжению мирового судьи, констебля…раздет догола выше пояса и публично бит кнутом, пока его спина не покроется кровью, а потом их следует пересылать из прихода в приход…где они родились, если эти приходы известны…и там они должны наняться на работу, как следует честным людям».
Вопросы.
1.Какие наказания применялись английскими властями к бродягам и упорным нищим?
2.Как такие меры наказания влияли на складывание рынка рабочей силы?
Приложение 2
Задание №1. Ответьте на вопросы:
Что такое «золотой треугольник»? Проследите по карте, где происходила торговля.
Какие способы обогащения можно выделить на основании этих фактов?
Какие выводы о наличии рынка сбыта английских товаров вы можете сделать?
Задание №2. На основании высказываний современников определите, какими способами Ост-Индская компания обогащалась в Индии.
Служащий компании доносил: «Джентльмены присылают сюда своего агента вести торговлю. Этот агент насильно заставляет жителей покупать его товары либо продавать свои. В случае отказа немедленно следует порка или тюрьма. Агенты компании платят за забираемые товары гроши либо не платят вовсе».
Английский купец так описал положение ремесленников конце 18 века: «Англичане со своими индийскими агентами произвольно решают, какое количество товаров должен поставить каждый ремесленник и по какой цене. Согласие бедного ткача … не считается необходимым».
Англичанин так характеризовал деятельность откупщиков налога: «Они отбирали всё до последнего фартинга (мелкой монеты) у несчастных крестьян».
Приложение 3
Задание 1. Заполните таблицу «Начало промышленного переворота в Англии».
Имя изобретателя Год изобретения Изобретение Значение изобретения
Приложение 4.
Задание 1. Изучите документы и составьте рассказ о положении рабочих в конце XVIII - начале XIX вв.
Документ №1. Фрагменты из «Журнала для джентльменов» (1782 г.)
« Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков…и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших, астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь…»
«Плётку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников при самой малой провинности, но и для того, чтобы подстёгивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну… если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
…Бескровные и дряблые лица, ненормально маленький рост, раздутый живот…искривлённый позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах»
«Чтобы не оставлять неиспользованного места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции».
Документ №2. Фрагмент из книги А. Смита ««Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)
«Не может быть процветающим общество, большая часть которого находится в бедности и нищете. Кроме того, сама справедливость требует, чтобы те, кто кормят, одевают и доставляют жилище всему обществу, получали такую часть произведений своего труда, которая достаточна для доставления им удовлетворительной пищи, одежды и жилища»
Приложение № 5.
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Документ № 1.
Из отчёта секретного комитета палаты лордов (май 1812 г)
«В этом же феврале и в последующие месяцы были проведены попытки поджечь две фабрики. 4 апреля в Стокпорте опять начались мятежи, был подожжён дом г. Гудвина и разрушены его паровые станки».
Документ №2.
Из английского журнала 1812г. Выступление луддитов в Ноттингеме.
«В конце января (1812 г) они (т.е. луддиты) переправились через реку Трент, вошли в селение Редзингтон и сломали там 14 станков, оттуда они направились в Клифтон и разрушили там все станки, оставив в целости только 2. Клифтонские власти в страхе послали извещение в Ноттингем и просили прислать эскадрон гусар».
Кто такие луддиты?
Какими способами они действовали?
Какую оценку можно дать этому движению?