Научно-исследовательская работа Становится ли сквернословие нормой речи у современных школьников






Становится ли сквернословие нормой речи
у современных школьников
Исследовательская работа




Выполнена ученицей 10 классамуниципального образовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»муниципального образования «Город Новодвинск» Песьяковой Татьяной Сергеевной

Научный руководитель – учительмуниципального образовательного учреждения «Средняяобщеобразовательная школа № 4»муниципального образования «Город Новодвинск»Кучерявая Татьяна Николаевна





Оглавление
Введение……………………………………………………………………............….3
Глава 1. Сквернословие…………………………………………………..…..5
Определение «сквернословия»……………………..……………....5
История нецензурной брани………………………………….…….5
Отношение к сквернословию…………………………...……….…6
Отношение государства…………………………………...6
Отношение церкви…………………………………….…..6
Отношение современного общества……………………..7
Глава 2. Отношение к сквернословию современных школьников…...…...8
Заключение………………………………………………………………..…..............9 Библиографический список…………………………………………...…............…..10
Приложение 1. Анкета для учащихся…………………………………….….............11
Приложение 2. Результаты анкетирования.................................................................12






















ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день сквернословие становится нормой общения. При разговоре люди даже не замечают, что произносят нецензурные слова, для них это стало обычным делом. Браные слова можно услышать от проходящих мимо людей, в рабочих коллективах, от подростков и иногда даже от детей, играющих на детской площадке. Некоторые слои общества на мате уже просто разговаривают.
Возникает ощущение, что часть людей не умеют выражать свои мысли правильно без употребления матерных слов. Почему это явление занимает такие прочные позиции в современной речи неизвестно. Когда-то люди считали, что употребление нецензурных выражений – это модно. Сейчас же эти уже немодные браные слова прилипли к языку настолько, что человек разучился искать подходящие слова для разговора.
Возникает вопрос: правда ли, что через несколько лет нецензурные выражения станут нормой в русском обществе и действительно ли, что отношение к ним людей становится если не положительным, то нейтральным.
В ходе нашей работы попытаемся ответить на этот вопрос, изучив отношение к нецензурным словам современных детей, то есть тех, кто является будущим нашей страны.
Объект исследования — сквернословие, как явление в жизни современного общества.
Предмет исследования — отношение детей к сквернословию, нецензурной брани.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы узнать является ли сквернословие нормой общения для современных школьников.
Задачи:
- рассмотреть определения слова «сквернословие» и определить синонимы этого слова
- изучить историю появления нецензурной брани в России
- рассмотреть отношение к сквернословию с точки зрения государства, церкви, современного общества
- проанализировать данные употребления нецензурных выражений современными детьми и их окружением
- изучить отношение детей к использованию нецензурных выражений в речи в зависимости от возраста
Гипотеза нашей работы состоит в том, что мы предполагаем, что в семьях современных детей родители употребляют браные слова, поэтому дети из таких семей считают это нормой и сами употребляют нецензурные слова в речи.
В ходе работы были использованы следующие методы: работа с научной литературой и интернет-ресурсами, сбор информации по теме, анкетирование, анализ собранной информации.
Предполагаем, что результаты этой работы будут иметь практическую значимость для педагогов школы, классных руководителей, которые проводят воспитательные мероприятия для детей.
























Глава 1. Сквернословие
1.1 Определение «сквернословия»
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много синонимов: нецензурная брань, обсценная лексика, непечатные выражения, маты, матерщина, нецензурная лексика [4].
По определению В. И. Даля, сквернословие - это «речь, наполненная скверными, грязными, непристойными словами и ругательством» [6]. Википедия дает следующее определение этого явления - «бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений, наиболее грубая, разновидность ненормативной лексики» [7]. А в современном словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой под сквернословием понимается «неприличные, непристойные слова, выражения; брань, ругательства» [2].
Таким образом, в нашей работе говоря о сквернословии, мы будем использовать такие выражения как «нецензурная брань», «нецензурная лексика», «маты», «матерные выражения», «матерщина» в качестве синонимов сквернословию.

1.2 История нецензурной брани
Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Существует две версии того, как мат попал на русскую землю. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью матерщины русские язычники, отпугивали бесов и прочую нечистую силу [5].
Другие считают, что мат на Русь занесли татаро – монголы. Приверженцы этой версии считают, что самыми грязными ругательствами у славян, в домонгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские же научились тому мату, который мы слышим сегодня [5].
После нашествия монгол мат стал достаточно распространенным явлением. Дворяне, и другие образованные и обеспеченные люди матом не ругались, считая это плохим тоном. Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни.
Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых, за сквернословие били розгами. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека, и саму Землю.
В 1917 году к власти пришел пролетариат. В это время мат получил наиболее широкое распространение. Отличаться от дворянской культуры, от их речи помогали именно нецензурные выражения, это считалось доказательством рабоче-крестьянского происхождения. Начали образовываться различные матерные обороты, люди не стеснялись выражать свое мнение с их помощью.
Позже мат становится официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям. Во время «оттепели» стали появляться матерные частушки. После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек.
Можно сделать вывод о том, что история нецензурной брани в России насчитывает много веков. Это явление развивалось на протяжении долгого времени и наибольшую популярность и распространение приобретает именно в наши дни.

1.3. Отношение к сквернословию
Можно рассмотреть отношение к сквернословию с нескольких точек зрения.
1.3.1 Отношение государства
Государство на самом высоком уровне оберегает чистоту русского языка. Так статья 20, часть 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток [1].
Также существует закон "О государственном языке Российской Федерации", которые запрещают использование ненормативной лексики в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства. Если же эти нормы не будут соблюдаться, нарушителям грозит административный штраф: для граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц штраф составит от 40 тыс. до 50 тыс. рублей[3].
1.3.2 Отношение церкви
С православной точки зрения сквернословие — это грех. Он был осужден на Карфагенском соборе: «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других» [4]. Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.
По мнению церкви, грехи языка — одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными. Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия. Сквернословие же по своей тематике относится к блуду. Мат относят к инфернальной, то есть демонической, адской лексике.
1.3.3. Отношение современного общества
Сквернословие - болезнь нашего общества, ей поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат - нормальное явление в языке. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми.















Глава 2. Отношение к сквернословию современных школьников
Главной целью нашего исследования является вопрос о том, становится ли сквернословие нормой речи в современном обществе. Для этого нами был проведен опрос (Приложение 1) среди учащихся 2-10 классов, всего было опрошен 132 человека.
Главная цель опроса выяснить употребляют ли современные школьники нецензурные выражения, осознают ли они, что это неправильно, и каково их отношение к сквернословию в целом.
Из всех опрошенных регулярно употребляют нецензурные выражения в речи 33 % детей. 49 % детей иногда могут употребить браные слова, в зависимости от ситуации. Лишь 18 % не употребляют такую лексику в речи. (Приложение 2. Диаграмма 1).
Причем, среди тех, кто употребляет матерные слова, больше всего учащихся 9 классов (100 %). А меньше всего в 3-х классах. (51%) (Приложение 2. Диаграмма 2) Это, скорее всего связано с тем, что старшеклассники считают себя уже взрослыми людьми, и, возможно, для них это еще один способ вести себя «по взрослому». В остальных классах употребляют непристойные выражения от 55 до 78%. Конечно, эти цифры несколько преувеличены, дело в том, что сюда включены все дети, кто хотя бы однажды использовал нецензурные выражения в речи, а не только те, кто употребляет их регулярно. Но именно эти цифры показывают. Что дети знают такого рода выражения и могут их употребить.
Интересно отметить, что дети осознают, что употреблять матерные выражения противоречит нормам морали. Так, 89% школьников считают, что употребление браных слов недопустимо. (Приложение 2. Диаграмма 3) Однако, на вопрос о том, в общении с кем можно употреблять нецензурные выражения только 64 % детей ответили, что нельзя ни с кем. Тревожит то, что 25% детей считают, что с друзьями можно общаться, используя обсценные выражения. Современная система ценностей, образы подчеркивающая уверенность в себе, силу и унижение тех, кто не разделяет твоих взглядов, проявилась в том, что 11% детей считают, что нужно использовать нецензурную лексику в общении с врагами и при выяснении отношений. (Приложение 2. Диаграмма 4)
Понятно, что дети копируют манеру общения с тех, кто находится в их ближайшем окружении. Согласно результатам опроса в семьях 76% детей взрослые не стесняются употреблять при несовершеннолетних нецензурную лексику. В тех семьях, где родители общаются таким образом, 71 % детей также используют матерные выражения в речи.
Делая вывод из полученных данных, можно сказать о том, что общество стало спокойнее относится к нецензурной речи. Количество тех, кто употребляет матерные выражения становится больше , чем тех, кто не позволяет себе такого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом нашего исследования должен был стать ответ на вопрос, становится ли сквернословие нормой общения для современных людей. Официальная позиция государства и церкви - против сквернословия, однако в реальной жизни мы видим, что ситуация критическая. Полученные данные говорят о том, что люди привыкли слышать и использовать нецензурные выражения. Даже дети, являющиеся будущим нашей страны, уже не стесняются употреблять браные слова в своей речи. Это показывает опрос, проведенный среди учащихся. 82% школьников хотя бы однажды употребляли или употребляют и по сей день нецензурные слова.
Наша гипотеза подтвердилась: у большинства учащихся родители не стесняются использовать нецензурные выражения в присутствии своих детей. Смотря на родителей, дети сами с раннего возраста начинают использовать ненормативную лексику.
Каждый взрослый, конечно, сам выбирает, как выглядеть, как одеваться, как разговаривать. Но придерживаться правил приличий и моральных норм должен каждый уважающий себя человек, этому же он должен учить своих детей, не только на словах, но и на деле, своим собственным примером.
Данная исследовательская работа может быть продолжена. Интересно изучить статистику сквернословия и отношение нему в зависимости от принадлежности к разным социальным группам, например, в благополучных и неблагополучных семьях, в полных семьях и семьях, где есть лишь один из родителей.
Данная работа может иметь практическую значимость для педагогов и классных руководителей, которые проводят классные часы для детей и родительские собрания для взрослых, чтобы еще раз обратить внимание родителей на то, что какая манера общения выбрана в семье, такую же манеру ребенок перенимает для будущей жизни.











Библиографический список
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
Клавис К. Детское сквернословие : Чем оно вызвано и как с ним бороться / К. Клавис // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 19.
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/
http://skvernoslovie.narod.ru/staty/lekcia.html
http://www.ote4estvo.ru/zlobodnevnoe/241-o-istorii-i-vrede-skvernosloviya.html
http://nikolia.ucoz.ru/publ/skvernoslovie/1-1-0-84
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_мат






















Приложение 1. Анкета для учащихся школы.
Употребляют ли нецензурные слова в вашей семье?
Да Нет Иногда
Используют ли мат в вашем присутствии знакомые взрослые?
Да Нет Иногда
Используют ли нецензурные слова ваши ровесники, друзья?
Да Нет Иногда
Как вы считаете, использовать мат в общении - это круто?
Да Нет Иногда
Вы когда-нибудь использовали нецензурные слова в вашей речи?
Да Нет Иногда
В общении с кем вы считаете можно употреблять нецензурные выражения?
_____________________________________________________________







Диаграмма 1




Диаграмма 2






Диаграмма 3



Диаграмма 4