Урок-игра, закрепление по теме Фонетика



Урок- путешествие по острову «Фонетика».

Урок-путешествие
Слово-одежда всех фактов,
А звук-одежда слова
Оформление:
Портрет Кирилла и Мефодия;
Славянский алфавит;
Русская азбука;
Карта
Ход урока:
Организационный момент.
Основная часть.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по острову Фонетика. Узнаем много интересного и повторим пройденное.
(На доске вывешивается карта с изображением острова «Фонетика», на котором обозначены Дорога прошлого, Лес пословиц и поговорок, Пещера шарад, болото букв и звуков, Поляна фонетического разбора.)
ДОРОГА ПРОШЛОГО
Учащимся представляется два текста на славянском и на русском языке.
Предлагается их прочесть.
После того, как учащиеся прочли и сравнили тексты им предлагается ответить на вопросы:
Какой из текстов вам было труднее прочесть?
А как вы думаете, на каких языках написаны эти тексты?
Основой русского алфавита стала славянская азбука.
Сейчас мы окунемся в историю и узнаем о создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии.
1ученик:
Создатели славянской азбуки братья Константин ( после принятия монашества Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солунь в семье военноначальника.
2ученик:
Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь.
3 ученик:
Мефодий освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян. Переводить братья начали в 862 году.
1ученик:
О, счастье! 24 мая 863 года в городе Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили об изобретении славянского алфавита.
- Мы с вами окунулись в историю и узнали, и что ее создателями были братья Кирилл и Мефодий
- Из чего состоит любая азбука?
Следующее препятствие, это болото букв и звуков.
2.БОЛОТО БУКВ И ЗВУКОВ.
Но посмотрите на славянский алфавит и русскую азбуку, какое отличие можно в них найти? ( количество букв 33 и 40)
-Азбуку, которую создали братья, называют кириллицей, а почему?
- Как вы думаете, какие буквы кириллицы устарели и в наше время не употребляются в написании? ( В Петровское время: Юс с большой, Кси, Пси, Зело, Омег; В начале 20 века: Ять, Фита, Ижица, Ер )-Какие буквы были введены в 18 столетии? (й, е)
-Почему мы называем азбука? Расшифруйте это слово.
-Для чего нужно знать алфавит? Где используется алфавитный порядок?
- Сколько всего букв в русском алфавите?
- В чем различие между букв и звуков?
-Какие гласные буквы можно назвать актрисами почему?
-Когда эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры?
-В чем различие гласных и согласных букв?
- Какие буквы указывают на мягкость предыдущего согласного?
3. ПОЛЯНА ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА.
(Из каждой группы вызывается один ученик и делает на доске фонетический разбор.)
Союз Боец Ёлка
Просьба Указка Сказка
(Остальные учащиеся работают в тетрадях)
4. ЛЕС ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.
Какая из команд назовет больше пословиц и поговорок, загадок об азбуке, буквах, грамоте.
5. ПИЩЕРА ШАРАД.
Командам раздаются листочки с шарадами, ребусами. Кто быстрее разгадает.
6. ТРОПКА ЗНАНИЙ.
Предлагается кроссворд по данной теме. Побеждает команда, разгадавшая быстрее и правильнее.
7. ОЛИМП ЗНАТАКОВ.
Каждая команда задает по 5 вопросов команде соперников по данной теме.
Класс делится на три команды. Каждая команда имеет свою эмблему. В конкурсах командам присуждается I, II или III место. Побеждает команда, набравшая больше первых мест.