Статья Экскурсия по родной стране как форма патриотического воспитания старших школьников


Экскурсия по родной стране как форма патриотического воспитания старших школьников . Над Россией небо красивое. В ней красивых земель не счесть. Испокон веков люди сильные Берегли её волю и честь.
О .КвесисскаяЯ- патриот России! А что означают эти слова для нынешних школьников, которые в недалеком будущем станут вершить новую историю нашего государства? С каким понятием о патриотизме они начнут свою взрослую жизнь, и будут ли они произносить слова « Я- патриот России» от чистого сердца или ради продвижения по карьерной лестнице .Будут ли для них это «просто красивые слова» или « искреннее уважение к своей истории и традициям, ответственность за свою страну и ее будущее»
Нашей стране нужны такие молодые люди, которые будут гордиться своей страной, которые захотят сделать её сильнее ,богаче, а людей, живущих в ней-счастливее.
И нам, педагогам и классным руководителям, предстоит уделить особое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, любви к своей Родине, к своему народу и его культурному наследию. Именно школа играет большую роль в воспитании патриотических чувств у современных детей, которые, к сожалению, почти на проявляют интереса к прошлому и настоящему нашей страны. Мы, педагоги, должны подготовить наших учеников к взрослой жизни таким образом, чтобы они чувствовали себя « не только полноценными, но и полноправными личностями общества», которые смогут сохранить и приумножить культурные, духовные и исторические ценности, накопленные нашими предками. А для этого нужны новые формы работы с подрастающим поколением по воспитанию патриотизма. « В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят , слышат, что они читают, во многом зависит моральнонравственный климат в обществе в целом»/ В. Путин. Одной из таких форм являются экскурсии. В младшем возрасте это экскурсии по родному городу, краю, а уже в старшей школе ребят нужно приобщать к экскурсиям по родной стране. «Экскурсия является одним из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения» Поэтому в процессе патриотического воспитания детей следует уделять внимание мероприятиям и экскурсиям, которые знакомят учащихся с культурой и историей не только родного края , но и другими регионами РФ. Они должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и учебное средство, позволяющее на практике познакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой своей страны, развивать в детях патриотические чувства, любовь к Родине.
Я являюсь классным руководителем 11класса. Четыре года назад на одном из родительских собраний мы обсуждали вопрос о том, как мало знают наши дети о своей стране, об историческом прошлом России, о писателях, музыкантах, ученых, прославивших ее. Да, они готовят презентации, доклады, проекты, но разве можно сравнить сухие строчки из учебника с живым эмоциональным рассказом гида-экскурсовода? Только касаясь камней монастырских стен, крепостей, дворцов, рассматривая величайшие творения художников, скульпторов можно запомнить и пронести знание о своей стране через всю жизнь. И мы с родителями пришли к обоюдному согласию, что экскурсии по родной стране помогут расширить кругозор наших детей, научат их толерантности, что это прекрасный способ не только отвлечься от учебников и компьютера, но и приобрести богатый опыт и незабываемые яркие впечатления. Новые знания помогут более глубокому и качественному изучению материала по литературе, истории, географии, иностранному языку. Ни одна «заочная или виртуальная» экскурсия не может дать таких живых представлений и потрясающих эмоций как путешествие. « Как объяснить детям, какая у нас красивая и большая страна .совсем ее не показывая?»/ А. Страдзе Прежде, чем отправиться в путешествие, мы намечаем не менее двух маршрутов, составляем список вопросов :С какой целью мы хотим поехать в ….
Что конкретно мы бы хотели посмотреть, посетить в …
Как эти знания пригодятся нам в будущем?
Обязательно привлекаем к этому родителей, ищем информацию в интернете и только потом готовимся к поездке.
Говорят, что лучший способ понять и познать Россию - проехать по ее Золотому Кольцу. Города Золотого Кольца хранят исторические и архитектурные памятники Древней Руси. В марте 2015 года группа учащихся 11класса отправились по маршруту «Золоте Кольцо России». После обсуждения мы остановились на городах Владимир, Суздаль, Сергиев Посад, Александров. Путешествуя по этим интересным и незабываемым местам, ребята услышали рассказы о насыщенной истории самой большой державы в мире, открыли для себя культуру, древнее искусство, ремесла. Неизгладимое впечатление мы получили от экскурсии вТроице-Сергиеву Лавру, где познакомились с этапами развития русской архитектуры, историей православного центра русской земли. Во время пешеходной экскурсии по Владимиру ребята не только осматривали памятники Владимиро- Суздальского зодчества, но и имели возможность увидеть фрески Андрея Рублева. поклониться святым, услышать интереснейшие факты образования государства российского. «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего! / М. Горький»
Наша поездка носила не только теоретическую, но и практическую направленность. Мы с удовольствием побывали на интерактивном уроке « В старорусской школе», где не только слушали рассказ о рождении славянской грамоты, но и сами побывали в роли учеников и попробовали писать «кириллицей». Ежегодно 24 мая славянский мир чтит память просветителей Кирилла и Мефодия, и мы собрали богатый материал для будущего классного часа( фото, видеоматериалы, наглядные пособия для творчества).А еще с первых минут путешествия в далекое прошлое нашей страны мы стали вести словарь русских слов и выражений и их происхождение по мере рассказа экскурсовода о том или ином событии или месте, что пригодилось им на уроках русского языка. «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»./И.C. Тургенев
Санкт- Петербург дарует сердцу
святое чувство Красоты!
Здесь драгоценное наследство
Взаимной радости Любви!
С. Магницкая
Во время своей поездки в Санкт- Петербург мы не смогли увидеть даже часть всего богатства города, но постарались увидеть самые важные, знаковые места северной столицы, совершили путешествие по тем местам, которые помогли составить наиболее ясную и подробную картину того,» как все начиналось». Мы увидели, как история России тесно переплеталась с историей города.
«Люблю тебя ,Петра творенье!» писал А.С. Пушкин. Сколько мест связано здесь с именем великого русского поэта! Экскурсия в Царское Село- здесь все напоминает о великом русском поэте: здание Лицея, где поэт провел юношеские годы, памятники и сооружения парка, воспетые им в известных произведениях. Ну и, конечно же, покорил наш взор стиль русского барокко-Екатерининский дворец и знаменитая Янтарная комната.
Дважды (в 2012 и 2013 годах) мы ездили в город Пятигорск. Цель первой поездки-посетить «Лермонтовские места», где жил и творил свои бессмертные произведения великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. Возложили цветы к памятнику «Место дуэли», прошлись по тропам и аллеям, где любил гулять поэт. И что особенно дорого мне, как педагогу, это то, что ребята покупали на память себе и своим друзьям не привычные «магнитики», а сувенирные издания книг и диски со стихами М. Лермонтова. Во время второй поездки мы поднимались на гору Эльбрус и любовались величием этих мест, изумительной панорамой многочисленных горных цепей , долин и ущелий. На высоте 3.500 метров почтили память защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны. Ребята услышали рассказ о том, каких нечеловеческих усилий стоило нашим солдатам вести бой в таких суровых условиях, на такой высоте! А еще мы почерпнули интереснейшие знания об истории этого края, традициях народов Кавказа и услышали много красивых легенд. Невероятные ощущения и восторг получили ребята от посещения Специальной астрофизической обсерватории РАН.
И, наконец, последняя в этом году экскурсия в мае месяце.
«Это святая обязанность - любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать»
М. Шолохов
Ежегодно в станице Вёшенской проходит фестиваль «Шолоховская весна» - Всероссийский фольклорный праздник, посвященный дню рождения М.А. Шолохова, куда приезжают десятки тысяч человек со всего света, кто увлечен творчеством писателя, кто интересуется жизнью, культурой и бытом донского казачества, любит истинно народное искусство. 2015 год объявлен годом Литературы и в этом году отмечали 110-ю годовщину со дня рождения великого русского писателя М. Шолохова. Мы не могли остаться в стороне от такого большого в области литературы события и поехали в станицу Вёшенская практически всем классом. Побывали в Доме-усадьбе писателя, сходили на его могилу. Познакомились со станицей, посетили различные выставки, послушали казачьи песни.
Материалы, полученные нами во время экскурсий, фотографии, видео помогают учащимся моего класса в подготовке творческих заданий, проектов по истории, литературе, географии, английскому языку. На уроках иностранного языка при изучении тем «Путешествие», «Русские писатели» «Достопримечательности России» учащиеся готовили презентации, проекты, рассказы, используя знания, фото и видеоматериалы наших экскурсий. А это уже готовый материал для использования на уроках в других классах в следующем учебном году.
Так же итогом наших экскурсий является созданный учащимися Банк фото и видеоматериалов по различной тематике: архитектура, культура, история, достопримечательности, природа. После поездок мы делимся впечатлениями в своей группе в контакте, готовим слайд-шоу для родителей. В заключении хочу ещё раз заострить внимание на том, какую важную роль играют экскурсии в формировании патриотического воспитания. Их нужно рассматривать как сильнейшее воспитательное и образовательное средство, позволяющее на практике познакомить поколение « NEXT»с природным наследием, культурой, историей ,обычаями и традициями родной страны.
Я благодарна руководству школы и родителям учащихся моего класса, которые поддерживают меня в моем стремлении привить ребятам любовь к своему Отечеству. «Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес раскрывает не только глаза и уши, он возвышает умы и души.» «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент- это патриотизм .» Владимир Путин
.


.