Формирование метапредметных умений и навыков в процессе подготовки к ГИА.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ И ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Путинцева Ю.Б. учитель русского языка
и литературы МАОУ Кадетская школа
имени Героя Советского Союза Николая
Васильевича Старшинова г-к Анапа


«Шагнуть вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего невозможно», - В. Белов «Лад». Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие умственные процессы ничуть не изменились по своей сути. То есть, чтобы научить писать, надо сначала научить читать или вернее вычитывать основное из данного текста.
Так, обращаясь к теме выступления, хочется обсудить подробно, шаг за шагом, следуя чёткой структуре, алгоритм действия учителя, работающего в выпускных классах.
В связи с необходимостью оптимизации процесса проведения ГИА постоянно происходит корректировка структуры и содержания КИМов. В 2016 году экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе осталась без изменений. Она состоит из 3-х частей (4):
- написание сжатого изложения по прослушанному тексту;
- выполнение тестовых заданий на основе печатного текста, который тематически связан с прослушанным текстом;
- написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения (70-100 слов) на альтернативную тему.
ЕГЭ по русскому языку в 11 классе состоит из 2-х частей (1):
- выполнение тестовых заданий (небольшие изменения коснулись 7-го задания);
- написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, где рассматривается три группы проблем:
1. Духовное развитие человека.
2. Нравственная ответственность человека.
3. Нравственный выбор личности.
Изменился критерий К2. В сочинении должно быть 2 касания текста, 2 комментария одной проблемы (3). Привести примеры (так называемые из жизненного опыта) выпускник должен из классической художественной литературы.
Конечно, залог успеха учащихся на экзаменах в решении тестовых заданий (5) – это итог многолетней, кропотливой работы, которая ведётся учителями регулярно и проверяется с помощью КДР.
Написание сжатого изложения (4) – процесс не из лёгких, т.к. требует от учащихся не просто мобилизации памяти и внимания, но прежде всего, умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух: здесь выполняется информационная обработка текста, демонстрируются не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, например, умение отбирать лексические и грамматические средства, чтобы связно излагать прослушанную информацию. Для успешного решения этой задачи учащимся нужны определённые умения:
- способность аудирования т.е.адекватного восприятия информации исходного текста;
- владение приёмами компрессии текста;
- умение письменно передавать воспринятую информацию.
Совсем иное задание, задание повышенной сложности – это сочинение. Именно этот вид работы требует от выпускников знания языка и умение владеть речью в совершенстве. А этого можно добиться, если преподавать русский язык на метапредметном уровне, т.е. на всех уроках должны быть единые требования, которые очень хорошо прописаны в новом ФГОСе.
Метапредметные умения связаны с понятием функциональной грамотности, имеют несколько аспектов:
Деятельностный - способность ставить и словесно формулировать цель деятельности.
2. Информационный - способность извлекать, перерабатывать, систематизировать информацию.
Коммуникативный - способность свободного владения всеми видами речевой деятельности.
Как ранее было сказано: заключительная часть экзаменационной работы в 9 классе содержит сочинение. Это три альтернативные творческие задания (2): 15.1, 15.2, 15.3, из которых экзаменуемый должен выбрать одно и написать либо сочинение- рассуждение на лингвистическую тему - 15.1, либо сочинение- рассуждение, связанное с объяснением понимания ключевого фрагмента исходного текста - 15.2, либо сочинение- рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова – 15.3.
При выполнении этих заданий требуется дать развернутый ответ, создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение» и аргументировать собственные мысли, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста (их должно быть не меньше 2-х).
Структура сочинения - рассуждения такова:
Тезис – положение, которое надо доказать.
Аргументы – примеры – доказательства из текста, предложенного для анализа.
Вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.
Необходимо помнить, что в сочинении- рассуждении:
- от тезиса к аргументам можно поставить вопрос: ПОЧЕМУ?
- аргументы доказывают тезис и отвечают: потому что
Переходя от теории к практике не лишним считаю заметить, что перед началом обучения сочинению нужно познакомить обучаемых с критериями оценивания данного задания. И последний, но далеко не праздный совет учителю: нельзя готовить ребят только к одному из трёх видов сочинения. Может на экзамене попадётся такой текст, где будет трудно подобрать примеры и объяснить значение слова (4) -15.3. И, наоборот, лингвистическая тема проявится ярче и выразительнее. Например, текст по Куклину «Марки». Такой эмоциональный накал текста достигается только с помощью употребления автором многоточия. Все чувства, испытываемые при чтении его, учащиеся легко называют. Что и требуется для написания сочинения.
Подводя итог всему сказанному, вспоминаю слова заместителя министра образования Краснодарского края Синюгиной Татьяны Юрьевны: «Вы, учителя русского языка и литературы, у нас самые главные в школе». И ведь невольно веришь этому, зная, какую сложнейшую задачу ставят перед нами: подготовка выпускников к ГИА. Будем жить, следуя морали: «Дорогу осилит идущий!»
Здесь мне уже хотелось привести банальный пример притчи о лягушке, которая не сдалась, барахтаясь в сметане, сбила масло и выбралась из трудной ситуации. Но, к счастью, мне попалось высказывание Ричарда Баха: «Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!»
А наш ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И, ПОИСТИНЕ, ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК действительно заслуживает глубочайшего уважения и ещё более детального (досконального) изучения.


Список литературы.

Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр.- Москва: Интеллект – Центр, 2016.- 320 с.
Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект – Центр, 2016.- 208 с.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич /Под. Ред. Н.А. Сениной. – Изд. 7-е, доп. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 272 с.
Русский язык. 9-ый класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015.- 496с.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015.- 560с.