ШКОЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧИЯ

Дебаты как инструмент развития полиязычия.
Узакбаев С.А. учитель истории СОШЛ№20


Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов и предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей. Известно, что только то государство может успешно развиваться, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 гг. и культурной программе “Триединство языков” к 2020 году инновации в сфере образования предусматривают создание новой модели образования, способствующей формированию конкурентоспособного в условиях глобализации поколения, владеющего языковой культурой. Знание казахского, английского и русского языков даст молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям, создаст условия для формирования мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, казахстанской и мировой культурам. Реализация полиязычного образования требует расширения образовательного пространства, обмена опытом, увеличения лингвистического капитала учащихся и формирования поликультурной личности.
Одним из важных этапов в реализации данных мероприятий является переход казахского языка с кириллицы на латиницу. В Послания Президента "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", Нурсултан Назарбаев сообщил, что к 2025 году казахский алфавит должен быть переведен на латиницу и работа в этом направлении должна вестись уже сейчас. Однако, необходимость этого шага и механизм его реализации является спорными, имеются как противники, так и сторонники использования латинского алфавита. Важно не слепое следование, а вдумчивое рассмотрение проблемы и нахождение аргументированных действенных решений. Такому подходу способствуют формирование у учащихся навыков критического мышления и дебатирования. Обсуждение проблемы не должно быть спором ради самого спора. Необходимо учиться как ораторскому искусству, риторике, так и умению высказывать собственную позицию, выстраивать собственные мысли в стройные концепции, контраргументировать и опровергать. Одним из эффективных средств для такого развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества являются дебаты.
Дебаты – это современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. Лучшим способом для начала будет овладение знаниями, навыками и умениями в формальных дебатных играх по формату Карла Поппера. Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные дебаты, происходящие в повседневной жизни. Формальные дебаты начинаются с темы, представляющей собой краткую формулировку темы дебатов. Каждая команда (утверждающая команда и отрицающая команда) пытаются убедить нейтрального судью. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов.
В дебатах Карла Поппера участвуют две команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает.
Основными структурными элементами кейса являются: критерий и аргументы.
Критерий – цель, позитивная ценность; инструмент, при помощи которого можно обосновать свою точку зрения по поводу данной резолюции.
Аргументы – суждения в защиту и опровержение темы, поддерживающие критерий
Доказательства имеют своей целью подтверждение логики аргумента.
В рамках декады триязычия «Мой родной край» в школе прошла дебатная игра по теме «Переход казахского языка на латиницу (не) оправдан».

Тема резолюции «Переход казахского языка на латиницу (не) оправдан».


Кейс утверждения:
Критерий
"Латиница – объективно сложившееся веление нашего времени" Аргументы
1 . "Латиница исторически уже была основой казахского алфавита"
(1929-1940 гг. - помешала 2 мировая война и надвигавшаяся война с Германией)
2. "Успешный опыт перехода на латиницу тюркоязычных стран"
(например, Турция, Азербайджан, Узбекистан и др.)
3. "Латиница поможет Казахстану успешно развиваться в рамках информаци-онной, техногенной цивилизации"
(компьютерные технологии, использующие латиницу как основу своих языков + современное молодое поколение легко читает транслитерацию в смс-сообщениях и соцсетях + интернет-протоколы и их шифрование)


Кейс опровержения:
Критерий
"Изменяя язык, мы нарушим целостность общества, его равновесие"
Аргументы
1. "Переход на латиницу есть угроза национальной безопасности"
(развитие глобализации само по себе есть угроза целостности суверенных государств, их национальных и культурных интересов, к тому же, переход на иной алфавит усилит разрыв между поколениями, что чревато непредсказуемыми последствиями).
2. "Смена языка приведёт к утрате исторически богатого культурного наследия"
(с момента вхождения в состав Российской империи казахи несколько раз сменили алфавит, однако, исторически сложилась письменная литература, огромное количество издано документов и создано научных работ и исследований на основе кириллицы; всё это может стать недоступным для следующих поколений).
3. Финансовые затраты перехода на латиницу угрожают затяжным экономическим кризисом"
(в связи с переводом на другое написание потребуется полностью изменить как государственную символику, так и неимоверно огромное количество документов, переиздать государственные нормативные акты, юридические и пр. материалы, что требует существенных финансовых затрат).

Таким образом, обе команды создали немалое количество точек столкновения и организовали острейшие дебаты. Спикеры показали своё мастерство владения как содержанием материала, так и навыками ораторского искусства.
Дебатные игры показали, что способствуют тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности современного общества. Для освоения правил игры и работы с информацией, с поддержками на этапе подготовки и в ходе игры изучались: метод мозгового штурма при подготовке и выработке решения, принципы подбора, анализа и критики источников информации, технологии структурирования информации, правила использования статистики для доказательства, рассматривались практические советы для работы в Интернете и библиотечном каталоге, подготовки поддержек - фактов, организации материала перед игрой. Особое место занимала словарная работа, разбор дефиниций, новых терминов по проблеме, изучение исторических и культурных аспектов развития казахского, русского и английского языка в Казахстане.
В целом, дебаты как инструмент развития мышления и речи благотворно способствует принятию и усвоению полиязычия в нашем обществе. Прошедшая в школе дебатная игра в рамках декады яркое тому доказательство.




Рисунок 9Рисунок 2I:\РОД-2013-2014\ЛИК-2013-2014\Новая папка\082e74fa2b8d.jpgђ Заголовок 415