Открытый урок Глагол 10 класс

ВКО Уржарский район с.Шолпан
КГУ «Жузагашская средняя школа сад»
Учительница русского языка и литературы Маметекова Г.С

Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

10 класс.
Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: 1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;

2) формирование умения находить глагол и определять его морфологические признаки, синтаксическую роль;

3) обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи;

4) формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.

Ход урока.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку.
Молодцы! За окном сегодня хорошая погода. Наш друг Смайлик весело нам улыбается и желает удачи.

Прежде чем как перейти к уроку , я хочу задать вам один вопрос:Какой праздник мы отмечаем 1 марта?
-Да,правильно,ребята.День благодарности,благодарения.Вы ,наверное, тоже хотите выразить благодарность своим друзьям,учителям.родителям.Мы не будем медлить !

Сообщение темы и цели урока.

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!»

Учитель читает стихотворение Л. Татьяничевой «Глагол»

Он энергичен, многолик.
Глагол, он действовать привык.
Необходим он – вот в чем соль.
Я говорю ему: «Глаголь!»

- Как автор характеризует слова – глаголы?
-Объясните разницу между словами «глагол» и «глаголь»?

- Ребята, о какой части речи говорится в данном стихотворении?
- Вы согласны с тем, что глагол действовать привык?

- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания, полученные вами при изучении темы «Глагол». Для этой цели я выбрала разнообразные по своему содержанию задания, которые и помогут выявить ваши знания. От вас же потребуется внимание и работа на уроке.

2) Проверка теоретических сведений о глаголе .Мозговой штурм. Составление кластера на данную тему.
- Что такое «глагол»?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Сколько времен у глагола?
Как изменяются глаголы?
Сколько спряжений у глагола?
Что такое «неопределенная форма глагола»?
Чем является в предложении глагол?

3.Работа с текстом.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот – вот выбросит первые цветки деревьях, прилетят грачи,поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляетна снегу свои автографы.
Задания:
1.Определить стиль ,тип текста.
2.Выписать из текста глаголы, распределяя их по временам и определяя их вид, сделать морфологический разбор глаголов застучала, умчались, дышит, прилетят.


3) Синтаксическая пятиминутка.
- А теперь давайте прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Весна» вслух. (1 ученик читает с выражением отрывок).

Уж та..т снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищ..т скоро соловьи
И лес оден..т(?)ся листвою.

- Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы?
- Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
- Определить спряжение глаголов.
- Выделить грамматические основы в последнем предложении.
- Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
- Какую роль в предложении играют глаголы? (обозначают действие предмета. В наших предложениях – состояние природы).
- Как изменяются глаголы?
(по временам: бывают настоящего, прошедшего и будущего времени)
- Определить время глаголов. (прошедшее время – повеяло, так как обозначает действие предмета, которое совершилось, произошло в прошлом;
Настоящее – тает, бегут, так как обозначают действие предмета, которое происходит в данный момент;
Будущее – засвищут, оденется, так как обозначают действие, которое будет совершаться в будущем).

- Правомерно употреблять глаголы в разных временных формах, чтобы показать состояние природы.
5) Распределительное списывание. Е или И.
Пиш..т, купа..т, верт..т, руб..т, дума..т,
постел..т, рису..шь, крас..т, пол..т,
терп..т, чувству..т, выход..т, бре..т,
суш..т.
Задание: Данные глаголы распределить в две колонки. Объяснить почему?

5) Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

6) Работа с пословицами «Собери пословицы»

Хочш(?) быть счастливым – будь чес(?)ным.
Совреш(?) – не помреш(?), а вперед не поверт.
Дружба, что стекло: сломаш(?) – не починш(?).
- собрать пословицы, объяснить их значение.
- объяснить правописание ь у глаголов, гласных в окончаниях глаголов.
-записать одну из понравившихся пословиц себе в тетрадь, раскрывая скобки.
Вывод: С честным, искренним человеком всегда хочется общаться. Такого человека хочется иметь у себя в друзьях.
7) Творческое задание.
Шумит (в ушах), смеркается, пахло, знобит, повеяло, морозит, становилось холодно, не спалось, дышалось, хочется, темнеет, чувствуется, холодает, лихорадит.
Используя данные безличные глаголы, выполните задания:
1 группа: составьте связный текст на тему «Мне нездоровится»;
2 группа: придумать предложения или словосочетания на тему «Вечером».
8) Как написать синквейн?
 Первая строка: предмет речи.
Вторая строка: два прилагательных.
Третья строка: три глагола.
Четвертая строка : предложение из трех, пяти слов.
Пятая строка : существительное , новая характеристика предмета речи.
Задание: Составить синквейн со словом благодарность.

9) Итог урока.
Итак, мы сегодня повторили и закрепили основные понятия темы « ГЛАГОЛ». Вы молодцы , показали хорошие знания. Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше.
Ребята, подведем итог нашего урока. Что вы узнали,что вам на уроке понравилось, что хотели бы узнать.
Ответы учеников.
10) Выставление оценок.
11) Домашнее задание.