Урок русского языка в 7 классе Стили речи. Публицистический стиль речи


Предмет: русский язык
Класс: 7
Авторы УМК: Русский язык 7 класс. /Автор-составитель  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. рук. Н.М. Шанский. М. - Просвещение, 2013
Тема урока:   Стили речи. Публицистический стиль.( спаренный урок)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма урока: Урок-исследование
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: расширить знания по теме «Стили речи», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный этап.
Цель этапа: активизировать внимание учащихся, настроить на работу
Метод: беседа
Приём: психологический настрой
Средство: слово учителя
 - Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей встрече! Надеюсь, вы все пришли с хорошим настроением. Мы улыбнемся друг другу - и в путь за новыми знаниями и умениями!
Садитесь, ребята! Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. ЦелеполаганиеПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .
Самоопределение
\Просмотр  презентации   " Диалектный словарь села Дмитриевка (Слайды №2, 3)
 
- Ребята, наш урок начался необычно. А чему будет посвящен сегодняшний урок?
- Да, ребята, диалектному словарю с. Дмитриевка. К концу урока  вы должны набрать статью о сохранности диалектизмов с. Дмитриевка из вырезанных , расположенных не по порядку предложений и ответить на вопрос: нужно ли нам разговаривать на дмитриевском диалекте. В течение урока вы будете себя самостоятельно оценивать, результаты фиксировать в оценочном листе. В работе вам будут помогать два ученика-консультанта.
-Дайте определение диалектизма.
-Назовите имя самого известного собирателя слов устной речи. (Слайд № 4)
- Назовите имя самого известного собирателя диалектизмов Ульяновской области. (Слайд № 5)
 
- Определите стиль стихотворения С.Я.Маршака "Словарь". Что такое стиль языка, текст?
(Слайды № 6,7)

- Разработаем алгоритм определения стиля речи, учитывая его особенности. В случае затруднения обратитесь к Пособию по развитию связной речи Е.И.Никитиной "Русская речь", М : "Просвещение" , 1991 (с.178).
- Прослушайте диалог на дмитриевском диалекте.
-Как называется стиль этого текста?
- Все ли слова понятны?
- Ученики 7 класса составили анкету для опроса учителей, обслуживающего персонала школы , учеников школы среднего и младшего возраста. К какому стилю относится анкета?
-Был проведён опрос для выявления процента правильного определения диалектных слов. Перед вами карточки с текстом "Сохранность диалектизмов в языке". Определите стиль текста.
- Вставьте пропущенные буквы , расставьте знаки препинания. Во время показа слайдов ученик читает стихотворение   С.Я.Маршака "Словарь"
 
Предположительные ответы детей:
- На уроке мы будем говорить о нашем селе, о диалектном словаре с. Дмитриевка.
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе (Приложение №1).
- Диалектизмами называются слова, употребляемые жителями той или иной местности.
  -В.И. Даль -создатель "Словаря живого великорусского языка"
-В.Ф. Барашков - создатель"Словаря диалектных слов Ульяновской области".
-Стиль художественной литературы . Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую- либо сторону общественной жизни : обыденное общение (разговорный стиль), официально – деловые отношения (официально- деловой стиль), науку (научный стиль), словесно- художественное творчество (художественный стиль).Текст - совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.
1. Сфера употребления. 2. Цель высказывания. 3.Стилистические черты.4. Языковые средства. 4.Жанры.
Сфера употребления текста С.Я. Маршака - словесно- художественное творчество. Цель высказывания - эмоциональное воздействие на читателей и слушателей. Стиль текста - художественный, т.к. в тексте создан образ словаря. Языковые средства выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, восклицательные предложения. Жанр текста - стихотворение.
Ученик и ученица исполняют сценку-диалог "Приглашение на день рождения".
Разговорный стиль.
Сфера употребления - общение людей в быту. Цель высказывания - эмоциональное воздействие на слушателей, сообщение информации. Стиль текста -разговорный: использование диалога, эмоциональность. Языковые средства: диалектизмы, просторечие, неполные предложения.
Жанр - сценка-диалог
-Да, понятны все слова, потому что мы регулярно пользуемся ими, это наша родная речь.
Ученик зачитывает образец анкеты: занимаемая должность, возраст, место рождения, определение значения данных слов, диалектизмов.
- Официально-деловой стиль. Сфера употребления - общение граждан в учреждениях. Цель высказывания - составление документа. Стилистические черты : нормативность, отсутствие эмоциональности. Языковые средства: официально-деловая лексика, штампы, сложноподчинённые предложения.
Жанр - анкета.
Ученики работают с карточками.
Сохран...ость д...алектизмов в языке опр...деляется ур...внем активной речевой деятельност... носителей д...алекта влиянием СМИ на носителей языка ур...внем научно- т...хнического прогресса. Сохран...ость д...алектизмов зависит от эмоц...онально-оценочного восприятия слушающего д...алектную речь.
Р...зультаты анк...тирования среди работников школы и обучающихся: самый высокий показатель среди анк...тируемых -75% самый ни...кий - 8,5%.
- Научный стиль. Сфера употребления - научная деятельность. Цель высказывания - сообщение, передача научной информации. Стилистические черты: отсутствие эмоциональности и двусмысленности, логика в изложении мысли. Языковые средства - лингвистическая терминология, цифровой материал. Жанр - научная статья.
Ученики-консультанты проверяют грамотность выполненной работы на карточках. III. Этап актуализации и  фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
- Перед вами на доске «слепой» кластер по теме «Стили речи», состоящий из 5 нарисованных веточек дерева(каждая с названием стиля), на веточках по 4 белых листочка (по краю которых написано:1. Сфера употребления; 2. Цель высказывания; 3.Стилистические черты; 4. Языковые средства; 4.Жанры. Вам необходимо кластер заполнить.
Одна веточка кластера  остается незаполненной, (это новая тема сегодняшнего  урока(публицистический стиль).
Предлагается разноуровневый кластер  для детей с повышенной мотивацией  и «слабых» (Эта работа необходима, пустой кластер  на доске  предлагается  детям с повышенной мотивацией(4 ученика), частично заполненный - слабым детям, в заранее оформленных карточках-кластерах).
Анализ ошибок.  4 учащихся  (с сильной  мотивацией)   работают у доски, заполняя «каждую ветвь» по всем требованиям, другие(со слабой мотивацией) работают в заранее подготовленных карточках- кластерах, заполняя их частично.
 
 
 
Проводится проверка выполнения работы на доске и в карточках -кластерах учениками -консультантами.
Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания .
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.
Умение анализировать языковой материал.
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника.
Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция.
 
IV. Этап выявления места и причины затруднений   и выхода из затруднения
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Почему  предыдущее задание по заполнению кластера вызвало затруднение?
Как можно решить возникшую проблему, если мы знаем, что все знания по данной теме  пригодятся на обобщающем уроке по  теме «Стили речи».  
 
Учащиеся  анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания. Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся.
 
IV. Этап реализации построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.  
В качестве домашней работы вы выполняли индивидуальные  проекты по разным стилям речи.
 1-я группа должна была представить «продукт» проекта в разговорном стиле, 2-я группа в художественном стиле, 3-я в официально-деловом стиле, 4-я в научном стиле .
   1-я группа представляет выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака,( художественный стиль); 2-я группа - диалог на диалекте
с. Дмитриевка,   выполненный в разговорном стиле  ,
3-я-группа – анкеты - для тестирования (официально-деловой),4-я – научная статья о сохранности диалектизмов в с. Дмитриевка( научный).
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе( кто участвовал в подготовке мини- проектов к уроку).
V. Этап  первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.  
 
 
Личностный результат УУД:
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оценка деятельности;  саморегуляция .
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса .
Коммуникативный результат: управление поведением партнера в группе.
Игра «4 лишнее»:
У каждого на рабочем месте лежит карточка со словами – эти же слова продублированы на доске (публицистический, морфемный, морфологический, лексический) – встаньте те, у кого 4 лишнее слово, но друг другу карточки не показывайте! (данные слова лежат у учеников-консультантов , проверяющих работы )
- Давайте проверим, какое слово оказалось лишним?
Вопросы к стоящим ученикам (с карточкой со словом "публицистический"):
- Почему ты решил, что это слово лишнее?
- Давайте подберем к этому слову однокоренные, но разных частей речи.
- Что объединяет эти слова?
- Какой смысл содержится в корне?
Слайд № 8 (Проверка)
-Сформулируйте тему урока.
После того, как учащиеся сформулировали  тему урока, учитель предлагает просмотр презентации(Слайды 9,10) по новой теме «Публицистический стиль».
- Ребята,  на доске  мы видим частично  заполненный кластер, осталась неоформленной одна   «веточка» - это пятый стиль речи, о котором вы уже  слышали на уроках в предыдущих классах - публицистический стиль. ученики-консультанты помогут заполнить «веточку» пятого стиля речи -1. Сфера употребления - радио, телевидение , журнал, газета, публичные выступления на митингах, собраниях.2. Цель высказывания - воздействие на публику, в чем-то убедить, к чему-то призвать. 3.Стилистические черты: аргументированность, доказательность, эмоциональность .4. Языковые средства: разнообразные средства выразительности всех стилей речи, фразеологизмы, афоризмы.4.Жанры: заметка, статья, очерк, репортаж, интервью, отзыв.

Учитель приводит примеры текстов..
Первичное закрепление
- Предлагаю  провести «ОГЭ- минутку» (Работа в группах).  На ОГЭ   -  задание А3  -вам необходимо будет найти  в  предложенном тексте( Пособие по развитию связной речи Е.И.Никитиной "Русская речь", М : "Просвещение" , 1991 - текст В. Пескова
" Человеку важно знать свои корни...) средства выразительности речи.
Я предлагаю представить, что вы уже на экзамене, и в предложенных текстах (публицистического стиля)
 1группе  необходимо найти фразеологизмы, 2 группе - книжную лексику высокого стиля, 3 группе- восклицательные предложения , 4 группе- слова, употреблённые в переносном значении.  
 
Ученики определяют, что лишнее слово"публицистический", и те, у кого это слово на карточке, встают. Ребята аргументируют свой ответ:
- Все остальные слова – это названия видов анализа слова.
- Публика
- Опубликовать
- Публичный
- У них общий корень публич//ц//к
- Публика – это люди, публичный - для людей, опубликовать - это сделать известным для публики. 
-Публицистический стиль
Учащиеся самостоятельно определяют 
тему урока -  «Публицистический стиль».
 Просмотр презентации.
 
Ученики-консультанты оформляют «веточку» публицистического стиля речи.

– Запишем названия жанров публицистического стиля и дадим их толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-нибудь, о чём-нибудь, оценка кого-нибудь, чего-нибудь в печати или в устной форме
 
Формируются 4 группы. Каждой группе предлагается  текст публицистического стиля. Учащиеся  находят  средства изобразительной выразительности, исключая лишнее, и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свою работу.
Представители групп рассказывают  о результатах работы, делают выводы.
Работа в группах оценивается  учащимися -консультантами, и  результаты заносятся в оценочный лист. VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель:  интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.  Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результаты с заданным эталоном, коррекция.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Учитель организует  индивидуальное исследование по тексту В. Пескова Найдите признаки публицистического стиля, выпишите их:
1.
2.
3.
4.
Тестирование.
Слайд "Признаки публицистического стиля"
- Набрать статью "Путь -слово" о сохранности диалектизмов с. Дмитриевка в публицистическом стиле из вырезанных , расположенных не по порядку предложений.
- Как вы считаете, ребята, можем ли мы общаться на диалекте села Дмитриевка? Учащиеся  индивидуально составляют алгоритм выполнения этого задания:
 
1.
2.
3.
4.
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе.
Ученики делятся на 2 группы, создают статью из материалов, представленных на уроке,
зачитывают свои статьи.
Учащиеся высказывают своё мнение по заданному вопросу, подтверждая свои суждения словами В.Даля, Н. Гоголя, В. Пескова о значении родного языка. VII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.  
Личностный результат УУД:
- стремление к речевому самосовершенствованию.
 Регулятивные: прогнозирование
 
- Зачем же нам нужно изучать стили речи?
 
-Ребята, впереди нас ждет итоговый урок по стилям речи. Для того чтобы включить новые знания в систему, необходимо проверить  себя, все ли вы усвоили. Для этого проводим индивидуальную работу. Все   знания по теме «Стили  речи», полученные ранее и на  сегодняшнем уроке, обобщаются. Тест.
-Выберите правильные ответы. Запишите только номера правильных ответов. Сверьте свои ответы с ключом и оцените свои знания в оценочных листах
Ребята  отвечают на вопрос, делают  выводы.
 
 
.
Учащиеся выбирают, исключая лишнее, и ранжируют шаги решения проблемы, ( по отличительным чертам определят стиль речи).
1) В русском языке существуют стили речи:
1. разговорный, научный, официально- деловой, художественный;
2. разговорный, теоретический, официально – деловой;
3. художественный, вульгарный, научный, официально –деловой;
4. официально –деловой, художественный, сказочный, научный.
2). Какое словосочетание может быть использовано в официально – деловом стиле?
1. в соответствии с законом;
2. разбуянившийся шалопай;
3. милый друг;
4. до новых встреч.
3). Публицистический стиль используется:
1. в газетах, в журналах, на телевидении, на радио;
2. в научных статьях, в документах;
3. в устной речи с друзьями, в письмах к родственникам;
4. в журналах, в беседах, в научных докладах.
4). Укажите верное утверждение:
1. в текстах публицистического стиля не используются выражения, восклицания, обращения к читателю;
2. риторические вопросы часто используются при составлении текстов законов, договоров, заявлений;
3. в текстах публицистического стиля можно использовать риторические вопросы;
4. характерной чертой публицистического стиля является научная терминология.
5). Укажите правильное утверждение:
1. научный стиль используется для того, чтобы обмениваться с людьми чувствами, мыслями;
2. разговорный стиль используется при составлении официальных документов;
3. для разговорного стиля характерны термины, даты, цифры;
4. официально – деловой стиль используется при составлении документов, законов.
Ключ к тесту:
1) 1
2) 1
3) 1
4) 3
5) 4
Учащиеся оценивают себя в оценочном листе. VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной)  деятельности. Личностный результат УУД:
- способность к самооценке.
Регулятивные: волевая саморегуляцияКоммуникативные: умение выражать свои мысли. 
 При проведении рефлексии учитель предлагает  воспользоваться приемом «Плюс-минус-интересно».
 
 
 
 
 
 
Домашнее задание: подготовить устное выступление - обращение в публицистическом стиле (записать развернутый план, рабочие материалы к нему)
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы   еще хотели узнать по данному вопросу.
 Учащиеся высказываются, используя прием «Плюс-минус-интересно».
Учащиеся оценивают себя самостоятельно, с помощью оценочных листов. Приложение №1         Лист оценочной деятельности __________________ (Ф.И. учащегося)
Формулировка выводов, рассуждения на уроке Работа у доски с кластером и в  карточках-кластерах Индивидуальная работа(упражнение) Работа в группах Создание проекта
  Представление  проекта
           
 3вида деятельности = 3 балла; 4 вида деятельности = 4 балла; 5-6  видов деятельности = 5 баллов
 
Приложение№2 С. Маршак
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.В его столбцах мерцают искры чувства.В подвалы слов не раз сойдет искусство,Держа в руке свой потайной фонарь.На всех словах - события печать.Они дались недаром человеку.Читаю: "Век. От века. Вековать.Век доживать. Бог сыну не дал веку.Век заедать, век заживать чужой..."В словах звучит укор, и гнев, и совесть.Нет, не словарь лежит передо мной,А древняя рассыпанная повесть. 
Приложение №3
К
как ве`ща была - предвидела
как `жаром горят (занавески) - занавески с цветами
как о`сокой прорезанные (про глаза)- узкие, выразительные, красивые.
калёные яйца - долго варенные в печи яйца
ка`ляпы - руки, ноги
кар`саться - ругаться
ка`шевник - запеканка из каши
`колки - колючие растения
коло`бродить - ходить без определённых намерений
колты`ногий - хромой
ко`лун неотёсанный - глупый человек
коля`ные - жёсткие(коляные яблоки)
ко`молый - безрогий
ко`ты -тёплые валяные галоши
`кудля - материал для холста
кук`синный - фиолетовый
кулёма - неопрятный человек
`курник - сладкий открытый пирог, раньше невесте пекли курник (ласково называют ребёнка "Ах ты, курник, дух золотой")
кус`тья -заросли
ку`тья- блюдо с отварным рисом и изюмом
Сохранность диалектизмов в языке определяется уровнем активной речевой деятельности носителей диалекта, влиянием СМИ на носителей языка, уровнем научно- технического прогресса. Сохранность диалектизмов зависит от эмоционально-оценочного восприятия слушающего диалектную речь. Самый высокий показатель среди анкетируемых -75%, самый низкий - 8,5%.
Приложение №4
-Здорово, Колянька!
-Здорово, Шурынька!
- Айда ко мне! Мамка на мои именины состряпала ремённую студню, пирженцы с картошкой и беляками, лапшевник, курник с ягодой . Только каляпы помой!
- Помой! Путь-слова не скажет! Да они у меня снеговые! Я их не варакал. Сама, как лягая, ходишь, с цыпками!
- Бызы его, Шарик! Карсаться он удумал!
-Нетути твоего Шарика. Он на зады через шабров проулок потрепался.
- Ну, папанька щелбана даст. Эх, да он на покосе!
- Подходяща! Давай мириться!
- Мирись- мирись и больше не дерись!
- А челепигу звала?
- Я ёщё с седьмой потолочины не упала. Все годки будут. Бросай лясы точить. Невидаючи время прошло. Дома ужахаться будут, что мы всё колобродим ,незнамо где. Воровий в хоровод к избе, а там и в избу, за стол. стряпню цведать.
-Айда!
Приложение №5
Публицистический стиль
Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления Жанры
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. - Эмоциональность
- Актуальность
- Доходчивость- Лексические:
– общественно-политическая лексика;
– совмещение книжной и разговорной лексики;
– антонимы.
Синтаксические:
- побудительные и восклицательные предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- обратный порядок слов(инверсию)
- однородные члены;
- обращения;
- литературные цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки. В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению
В письменной речи:  в газетах, журналах Интервью, репортаж, статьи, заметки, очерк, отзыв
Научный стиль
Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления Жанры
Сообщение новой информации, открытие новых возможностей в науке. - Логичность
- Актуальность
- Точность Лексические:
– терминология;
– высокая лексика;
Синтаксические:
- сложноподчинённые предложения
- осложнённые предложения
Научная деятельность в устной и письменной речи: научные организации, исследовательские лаборатории, экспедиции, научные журналы, сборники
 Научный доклад, лекция, научная статья, монография, учебная литература
Стиль художественной литературы
Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления Жанры
Воздействовать на воображение человека, передать мысли и чувства автора. - Эмоциональность
- Образность
Лексические:
-лексика всех стилей , тропы
Синтаксические:
- побудительные и восклицательные предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- однородные члены;
- обращения;
- использования литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок. В устной речи: радио, телевидение, творческие встречи.
В письменной речи: книги, журналы, газеты. Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, трагедия, драма, комедия.
Официально-деловой стиль
Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления Жанры
Передать информацию в документе -Нормативность
- Стандартизация
- Лаконичность
- Штампы Лексические:
– офизиально-деловая лексика, штампы
Синтаксические:
- сложные предложения с бессоюзной и подчинительной связями, устойчивые сочетания В устной и письменной речи: общение граждан в учреждениях Закон, приказ, постановление, протокол, справка.
Разговорный стиль
Цель высказывания Стилевые черты Языковые средства Сфера употребления Жанры
Непосредственное общение, передача информации - Эмоциональность
- Выразительность
- Доходчивость
Лексические:
– разговорная лексика;
– диалектизмы
-жаргонизы - профессионализмы
– просторечие
Синтаксические:
- побудительные и восклицательные предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- однородные члены;
- обращения;
- использование, поговорок. В устной речи:  общение по телефону, непосредственная обстановка
В письменной речи:
личная переписка личные письма, диалог, монолог, личные записки
Приложение №6
В.Песков писал, что "человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу, -тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни"
В родном языке и , конечно же, в диалектизмах наши корни, наша душа, история родного края, наша историческая память.
Мы все знаем, что диалектизмы - это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
"Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля, вобравший в себя диалектизмы всей России, - энциклопедия русской культуры
Из словарных статей его "Толкового словаря"можно многое почерпнуть об истории России, её природе, быте людей.
Русский язык не просто средство общения, он хранитель тысячелетней мудрости народа, выразитель его самых заветных мыслей и переживаний, наше духовное сокровище.
Не секрет, что диалектные слова выходят из активного употребления жителей деревень.
На сколько далеко зашёл этот процесс мы решили узнать, проведя анкетирование среди учеников старшего и младшего возраста и среди учителей, технического персонала школы.
Результат превзошёл наши ожидания.
Посудите сами.
Казалось бы все односельчане должны знать, что обозначает слово "куксинный"!
Что мы прочитали в анкетах? "Плаксивый", "маленький", "вялый", "гнусавый", "озябший", "сутулящийся"
Так объяснили слово анкетируемые.
А ведь оно обозначает любимый цвет в деревне - ярко-фиолетовый.
А заросли колючей травы - "колки" ?
Оказались "участками леса", "иголками", "подковырками в разговоре"," стожками сена".
Это грустно.
Но ещё более шокирующим стал для нас процентный результат знания диалектизмов.
Из 20 опрошенных лучший процент знания диалектных слов показали учителя технический персонал, являющиеся коренными жителям села Дмитриевка(возраст от 33 до 51 года) -в среднем 58%, лучший показатель -75%.
Учителя и технический персонал, проживающие в селе Дмитриевка и окрестных сёлах около 20 лет, знают в среднем 33% слов. Их лучший показатель -58%.
Дети (возраст -13-14 лет) -17%. Лучшее знание диалектизмов -25%.
Школьники 10-12 лет -8,3% Лучший показатель этой группы - 16%.
От 75% до 8,3%!
Почему же мы растеряли наше сокровище?
"Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками", по словам И.С. Тургенева?
Неужели мы Иваны, не помнящие родства?