Урок по развитию речи по теме «Стили речи»

Урок по развитию речи для 5-6 классов
Автор: Бодрова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, МОУ лицей № 9, Дзержинского района г.Волгограда
ТЕМА: «Я к вам пишу» Эпистолярный жанр: вчера и сегодня.
ЦЕЛИ:- узнать, что такое эпистолярный жанр и каковы его признаки;
- учиться находить признаки данного жанра в тексте;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать бережное отношение к слову.
ПЛАН УРОКА.
Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.
«Слушай и учись!»теневой театр: письмо Ваньки Жукова дедушке (отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька»).
Работа с текстом (лексика), запись определения и признаков.
«Читай и исправляй!». Редактирование (ролевая игра). Работа с отрывком из повести Э. Успенского «Трое из Простаквашино»(орфография ).
«Пиши и читай!»СМС- современное мини-письмо(творческая работа).
Рефлексия. Оценки.
Домашнее задание.

КОНСПЕКТ УРОКА.
Мне очень жаль, что последнее время люди все реже пишут письма. В наше время, когда можно легко связаться по мобильному телефону с любым человеком. Независимо от того, где он находиться, мало кто обращается к белому листу бумаги, чтобы передать свои мысли и чувства другому человеку таким «устаревшим» способом. А раньше письмо было единственным средством общения на расстоянии. Многие писатели обращались к эпистолярному жанру для создания целых романов в письмах.
- Вам знаком этот термин? Что такое эпистолярный жанр?
Итак, тема нашего урока (см. на доску)СЛАЙД 1.
- Как мы можем сформулировать цели сегодняшнего урока?
(СЛАЙД 2)
На 1 этапе нашего урока ( я назвала его «Слушай и учись!») послушаем отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька». Перед нами главный герой.
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР.
Оборудование: белая ширма, настольная лампа для подсветки, свеча, гусиное перо.
АВТОР: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой помятый лист бумаги, стал писать. Бумага лежала на скамье, сам он стоял перед скамьей на коленях.
ВАНЬКА: Милый дедушка, Константин Макарыч!
И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
АВТОР: Ванька вздохнул и продолжал писать.
ВАНЬКА: А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня на двор т отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.(пауза)
А на неделе хозяйка мне велела почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.(плачет)
А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой в деревню, нету никакой моей возможности
Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру
Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай!
АВТОР: Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: «На деревню, дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу.

Работа с текстом.
- Перед вами текст письма. Скажите, как начинается и чем заканчивается письмо?
- Обратите внимание на обращения. Прочтите, как обращается мальчик к адресату своего письма?
(Предаются чувства мальчика, уважение, отчаянная просьба..)
- Какое незнакомое слово нам встретилось?
(Шпандырь – профессионализм0 Обращаемся к Чехову.)
- Какие просторечные слова использует автор письма? Для чего их вводит автор? ( речевая характеристика героя)
-Какие события из своей жизни описывает в письме мальчик?
Итак, что же такое эпистолярный жанр? К какому роду литературы он относится? Сформулируем его признаки
(СЛАЙД 3.)
Эпистолярный жанр ( от греч. Эпистола = послание) – один из лирических жанров. Может быть в стихах и прозе. Основные признаки:
1)монологическая речь;
2)содержит рассказ о событиях;
3)передается от первого лица;
4) есть обращения;
5) выражаются чувства и мысли.

«Читай и исправляй!». Редактирование (ролевая игра).
- Эпистолярный жанр вам, безусловно, знаком. Вы встретите его не только в книгах, но даже в любимых вами мультипликационных фильмах. Ну-ка вспомните, в каком мультфильме герой пишет письмо.
(МУЛЬТФИЛЬМ «Трое из Простаквашино»).
Переходим на второй этап ( на доске «Читай и исправляй!»)
Я предлагаю вам поиграть в редакторов. Итак (пауза), уважаемые редакторы, нам необходимо в кратчайшие сроки исправить поступившее в нашу редакцию письмо так, чтобы оно уже не вызывало паники у папы и мамы. Прежде сверимся с заданием ( см. СЛАЙД 3) Так.
-Скажите, речь в письме монологическая или это диалог?
- О каких событиях идет речь?
- Есть обращения? Назовите.
- Выражены чувства? В каком предложении?
- От чьего лица ведется рассказ? (ага, вот и выяснили, в чем причина. Нарушен принцип эпистолярного жанра! Срочно исправить! Убрать все нарушения и ошибки!)
К ДОСКЕ! Остальные – в группах.
Мои папа и мама!
Я живу хорошо, просто зомечательно! У меня все есть. Есть свой дом, он теплый. В нем одна комнота и кухня.
Я без вас очень скучаю.
А здоровъе мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливаеться.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться, хоть в дом не зоходи. Зато новая ростет чистая и шелковистая. Так что лахматость у меня павысилась!
Досвидания.
Ваш сын, Дядя шарик.

(Слушаем исправленные варианты, убеждаемся, что признак эпистолярного жанра восстановлен, что все ошибки исправлены).
- Так, уважаемые редакторы, с заданием справились. Теперь данный текст выстроен в соответствии со всеми признаками эпистолярного жанра. Но что-то мы потеряли. Что? Письмо перестало быть смешным. Автор специально изменил принципам построения послания, чтобы создать комический эффект. Так, возьмем на заметку!
5. Переходим к третьему этапу нашего урока. «Пиши и читай!»
- В нашей современной жизни все же осталась возможность написать письмо. Правда, оно настолько сократилось, и называют его?
Я считаю, что к написанию даже такой маленькой эпистолы нужно подходить ответственно. Неграмотно написанная электронная записка может испортить вашу репутацию. А ведь даже в таком небольшом по объему письме можно выразить свое отношение к человеку, передать свои чувства. Сегодня мы потренируемся в составлении оригинальных поздравительных СМС. Какой праздник близится? Но сегодня у нас День гуманитарных наук. А еще именно сегодня в нашем лицее состоится торжественное открытие Центра Культуры речи. Я предлагаю вам поздравить своих друзей, родных, президента с Днем русского языка, который празднуется октября. Помните, вы ограничены 3-4 предложениями.
(слушаем готовые, находим по одному признаку эпистолярного жанра).
РЕФЛЕКИЯ.
Что ж урок подходит к концу. Мне важно услышать ваше мнение о нем. Давайте сделаем это, закончив предложения.
(СЛАЙД 4) Достигнуты цели урока, которые мы поставили в начале? Вы сегодня были замечательными помощниками, спасибо.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Я ведь не только учитель русского языка. Но и литературы. Мне хочется, чтобы вы как можно больше читали, учились бережно относиться к слову. Я предлагаю вам вот такое домашнее задание (СЛАЙД 5)
Мне будет очень интересен выбор вашего адресата.
ОБЪЯВЛЯЕМ КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ СОЧИНЕНИЕ!