Статья Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста


Роль театрализованной деятельности
в развитии речи детей раннего возраста
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №105
Комбинированного вида с татарским языком
воспитания и обучения» Московского района г.Казани
Xабибраманова Л.Р.
Мир детства - это такой волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, в машины, в мяч. Детство очень интересное, яркое и веселое. Это незабываемая пора, пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка.
Основная задача воспитателей – создать все необходимые условия для того, чтобы дети могли прожить этот период радостно и ярко, интересно и содержательно.
Очень важную роль для развития детей играет театрализованная деятельность. Она же способствует развитию речи детей.
При участии в театрализованной деятельности у детей развивается фантазия и воображение, память, внимание и речь.
Театрализованная деятельность –это самый распространенный вид детского творчества. Он близок и понятен ребенку. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Театрализованную деятельность дети воспринимают как игру. Малыши очень любят театральные представления. Их зачаровывают волшебство, превращения, сказка.
Театрализованные представления, как и игра, оказывают большое влияние на развитие речи ребенка. Театрализованные игры всегда смешат и радуют малышей, пользуются у них неизменным успехом, т.к. они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребенок учится воспринимать роль героев, начинает опережать события и действия представления.
Очень важно приобщать ребенка к театрализованной игре с раннего детства.
Театрализованные игры очень помогают при адаптации малышей к детскому саду. Можно обыгрывать любую игрушку, находящуюся в группе или принесенную ребенком из дома. Можно «оживить» ее - сделать ее «плачущей», «разговаривающей», «поющей» и т.д. Это отвлекает детей от мыслей о доме и родителях, помогает привыкнуть к воспитателю и другим детям.
В группе (особенно раннего возраста) для развития театрализованных игр должны быть созданы все условия. Должны пополняться и обновляться атрибуты для театрализованной игры. Должны использоваться игры-инсценировки при проведении НОД, Можно ежемесячно планировать демонстрацию сказок с использованием различных видов театра. Должны быть оформлены уголки ряжения, театрализации, книжный и музыкальный уголки.
Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра:
Театр через интерактивную доску. В данном случае показываются картинки к сказке, а текст рассказывает воспитатель.
Театр, когда герои надеваются на руку и действия производятся через ширму. Героев можно изготовить, используя старые игрушки. После представления дети могут пообщаться с куклами-героями и продолжить с ними играть.
Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы.
По ходу разворачивания сюжета нужно проговаривать слова. Добавлять соответствующую интонацию и громкость голосу. Сказку важно демонстрировать несколько раз. Это способствует развитию памяти у малышей. Потом они начинают сами говорить за некоторых героев.
В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, не ссориться.
Очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малыши могут изображать собачек, кошек, мышек и других знакомых животных.
После всех подготовок можно проводить игры-драматизации. Сказки должны быть в соответствии с возрастом.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.