Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста


Консультация
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Мир детства , внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.
   При этом они очень любят в кого- то или во что-то превращаться. Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому- то из них одеть хотя бы часть какого - либо костюма, как он сразу же входит в образ.

С необыкновенной лёгкостью маленькие артисты готовы поверить, что стулья в зале это заколдованный таинственный лес, а большой кубик именно тот пень, на котором и должен сидеть леший.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно четко, понятно изъясняться . Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в  плане переживания и воплощения образа, развивает личность, а также творческое воображение, мышление, память, внимание.
Настроение и характер героя отражает его театральный костюм. Дети начинают ориентироваться в том, что отрицательные герои всегда одеты в холодные тона, а положительные в яркие - теплые.

 
 Цвет через костюм ярко воздействует на психоэмоциональное восприятие данного образа. Такое же воздействие оказывают цвет атрибутов и декораций.
  Попутно реализуются такие задачи, как снятие нервного напряжения, развитие гибкости, координация движения, слуха, чувства ритма, умение видеть образы в звуках, что в целом формирует положительное качество личности. Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка.
Развитию всех этих качеств, способствует занятие театрально-игровой деятельностью.
 С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью и начинается его социально-личностное развитие. Речь становится средством самовыражения. Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а начинает вести с ней диалог. С этого и начинается игровая театральная деятельность. Актерские способности присущи всем детям. Постепенное вовлечение ребенка в театрально-игровую деятельность развивает и раскрывает в нем врожденные актерские способности, что способствует формированию коммуникативных качеств и положительных сторон его характера.
 В раннем детстве первые диалоги ребенок ведет с близкими ему людьми – родителями, родными. При попадании в дошкольное учреждение диалоговые отношения становятся средством общения между ребенком и сверстниками, а так же ребенком и педагогами. Целесообразно побуждать детей вступать в диалог, создавать необходимую для этого игровую среду. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона. Существуют разнообразные виды детского театра, это кукольный театр, игра -драматизация).
  Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При  показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово и наглядный образ- кукла и живописное декоративное оформление, и музыка песня, музыкальное сопровождение.
 Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.
Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Артисты садятся за стол, перед ними полукругом садятся  «зрители».дети сидят открыто перед зрителями, не маскируют руки, на глазах у всех берут игрушки руками, передвигают их и говорят за них.
 Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое,но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям!