Конспект урока русского языка на тему: Три склонения имен существительных. 4 класс. УМК Школа 2100.


Тема «Три склонения имён существительных»
Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Задачи:
- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
Организационный момент.
Несколько уроков русского языка мы упорно пробирались чероз падежные терни. Этот путь был сложен, но тем и интересен. Он отнял немало сил, но мы стали опытнее, наблюдательнее. А значит, пройти блиц по падежам нам не составит труд! И так, вперёд!
Блиц по падежам:
Самый щедрый падеж?
Назовите «звательный» падеж.
С каким падежом его можно спутать? Как их отличить?
В каком падеже вспомогательное слово всё отрицает?
Почему можно спутать Р.п. и В.п?
Как отличить? Назовите предлоги Р.пКакой падеж называют падежом «на костылях»? Почему?
С каким падежом можно спутать П.п.? Почему?
В Древнем Риме этот падеж назвали орудийным, инструментальным. О каком падеже идёт речь?
Самый бедный на предлоги падеж? Назовите предлоги Д.п11.Почему же так важно знать падежные предлоги?
Сегодняшний урок пройдёт в нескольких этапах, они отражены в ваших маршрутных листах. Работу группы вы оцените сами по трёхбалльной системе: 1б. – тяжело справились с заданием, 2б. – не все участники группы были активны, 3б. – мы успешно справились с заданием.
Оцените работу группы в ходе блица по падежам.
Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Перед вами предложение, прочитайте его. Почему я выделила два существительных?
В печи огонь трещит, в избе свеча горит.
Чем похожи эти слова, и что их отличает?
Что общего у этих существительных? (Это существительные женского рода и стоят в предложном падеже).
Чем отличаются (они имеют разные окончания)?
Можете ли вы объяснить, почему? Это будет целью нашего урока. Сегодня нам предстоит выяснить, почему в данных именах существительных разные окончания.
Создание проблемной ситуации (новый материал).
Работа, нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени.  
Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)?
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Каждая группа получает  задание. Просклоняйте предложенные имена существительные, выделите окончания. 1 группа - имя сущ. «изба», 2 группа – имя сущ. «ученик», 3 группа - имя сущ. «печь». А теперь вы получаете карточки с именами существительными, из которых должны выбрать существительное с таким же склонением!
Раздаются мена сущ. «окно, Петя, степь»
1 группа 3 группа
падеж изба Петя печь степь
И.п. - а - а Р.п. -ы - и -и -и
Д.п. -е - е -и - и
В.п. -у - ю Т.п. -ой- ей -ю -ю
П.п. -е - е -и - и
2 группа
падеж ученик окно
И.п. - о
Р.п. -а -а
Д.п. -у -у
В.п. -а -а
Т.п. -ом -ом
П.п. -е е

А теперь покажем работу групп!
Отвечающего делает вывод: какие существительные вы отнесли к своей группе? Что в них общего?
Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (изба, Петя). Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а - я)
А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (ученик, окно). Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о).
А  вы ребята из 3 группы какие слова отнесли к этой группе? (печь и степь). Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какое отличительное сходство вы отметили?
Одинаково ли склоняются ваши существительные?
Дорогие ребята! Мы пришли к главному выводу, что имена существительные можно разбить на три группы.  По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
Оцените работу группы в оценочных листах.
Тема нашего урока «Три склонения имени существительного»
Ох, существительным не терпится поучаствовать в процессе, дополним нашу таблицу
Задание 1.
1 скл.
ж.р., м.р.
-а, -ясвеча
Петя 2 скл.
м.р.
ср.р.-о, -е
ученик
окно 3 скл.
ж.р.
печь
степь
вода
Юра
деревня
дядя конь
море
угол
зерно честь
печь
вещь
храбрость
А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.
Оцените работу группы в оценочных листах.
Задание2.Определить склонение существительных. Исключить из столбиков лишние слова.
цитата шорох помощь
ванна колено товарищ
газета рояль совесть
билет копыто тетрадь
семья малина кровать
автомобиль лагерь словарь
Давайте проверим работу.
 Оцените работу группы в оценочных листах.
Физкультминутка
Задание3.
Найдите в словосочетаниях существительные, определите их склонение.
приближался к деревне
освещался солнцем
в снежную пыль
утро наступило
наловил в озере
раздавался в тишине
сверкает солнце
тёмной ночью
Расскажите, как вы будете действовать здесь? В чём сложность задания?
Составим алгоритм определения склонения:                             1.
Поставить имя сущ. В начальную форму, определить род и окончание.
Ж.р. и м. р., с окончанием –а, -я (1 скл).
Ср.р. с окончанием –о, -е или м. р. С нулевым окончанием (2 скл).
Ж.р., с Ь на конце (3 скл).
Объясните теперь написание окончаний в предложении.
Выдать в помощь деформированный алгоритм. Задача группы восстановить порядок действий для определения склонения имени существительного. Оцените работу группы в оценочных листах.
Итог урока.
О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ.  бывают трёх склонений)?  По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?
Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах В ПЕЧИ, В ИЗБЕ разные окончания? (сущ . ПЕЧЬ- 3скл., сущ.  СВЕЧА- 1 скл. )
С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)?
Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.
Рефлексия.
конь зерно
честь море
угол вещь
смелость
храбрость
вода Юра деревня
дядя
Задание2.
Определить склонение существительных. Исключить из столбиков лишние слова.
цитата шорох помощь
ванна колено товарищ
газета рояль совесть
билет копыто тетрадь
семья малина кровать
автомобиль лагерь словарь
Оценка работы группы
1балл - тяжело справились с заданием
2 балла - не все участники группы были активны
3 балла - мы успешно справились с заданием
Этапы урока Количество баллов
Блиц по падежам Работа с таблицей Классификация имён существительных Составление алгоритма определения склонения Задание 1. Задание 2. Задание 3. ИТОГО: Задание3.
Найдите в словосочетаниях существительные, определите их склонение.
приближался к деревне
освещался солнцем
в снежную пыль
утро наступило
наловил в озере
раздавался в тишине
сверкает солнце
тёмной ночью