Классный час В поисках будущей профессии



Классный час в 10 классе

"В поисках будущей профессии"

Татьяна Николаевна Балашова

Классный час в 10 классе
"В поисках будущей профессии"

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.
Задачи:
- познакомить с технологией профессионального успеха;
- довести до сведения учащихся результаты диагностики;
- дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.
Оборудование: чистые листочки бумаги, ручки.
План:
1. Что такое профессия?
2. Условия профессиональной трудовой деятельности.
3. Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
4. Технологические характеристики.
5. Классификация профессий по характеру труда.
6. Психологические типы профессий
7. Ответы на вопросы учащихся.
8. Формула выбора профессии.
1.Что такое профессия?
Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.
Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В документе “Единый тарифно-квалификационный справочник”, насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.
Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.
Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
(познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным).
2.Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?
Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:
- профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
- профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
3.Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.
Дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации.
Любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.
Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.
С кем можно поговорить о профессиях?
Обратитесь:
- психологам профконсультантам;
- преподавателям профессиональных учебных заведений;
- специалистам тех профессий, которые Вас интересуют;
- родителям, родственникам и знакомым.
Стоит ли поработать самому?
Собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным.
Вы приобретёте:
- жизненный и трудовой опыт;
- деловые связи и знакомства;
- материальную основу для дальнейшего профессионального роста.
Однако, собственный опыт – это наиболее дорогая и длительная форма знакомства с профессией.
Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
4. Характеристики профессии
Технологические характеристики:
Предмет труда: другие люди, техника, информация, искусство или природа.
Цели труда: материальное производство, создание каких – либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой и природой.
Средства трудовой деятельности: ручные, механизированные, автоматизированные.
Трудовые операции.
Действия: умственные, физические, социальные.
Рабочее место специалиста: помещение, кабинет, открытый воздух.
Климатические условия; на одном месте или разъезжать; в коллективе или индивидуально.
Рабочее время: свободный режим, жесткий режим: посменно, ночное время, вахты.
Как часто специалист вынужден работать в нерабочее время, без перерывов, в вынужденном темпе, неритмично – с паузами и простоями?
Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности?
К каким последствиям они могут приводить?
Какими причинами они могут вызываться?
Экономические характеристики:
В каких отраслях используется данная профессия?
Каков спрос на данную профессию на рынке труда
В каких пределах изменяется оплата труда среди специалистов данной профессии?
Педагогические характеристики:
Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики:
Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? (см. диагностику)
Психологические характеристики:
Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:
- к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
- к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности;
- к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
- к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности.
5. Классификация профессий по характеру труда
Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.
По характеру труда выделяются два класса профессий:
- профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем ( агент, медсестра, продавец, приёмщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
- профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).
6. Психологические типы профессий
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
- к профессиям типа “человек-человек” относятся профессии , связанные с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
-тип “человек-техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
-тип “человек-знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
- к типу “человек-художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
- к типу “человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
7. Примерный перечень вопросов учащихся:
Какие новые профессии появляются в наши дни?
Сегодня быстрыми темпами развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания и максимальное количество новых профессий появляется именно в этих областях. Это разновидности агентов и менеджеров:
- коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджеры: по персоналу, по маркетингу, по продажам, по рекламе, по проектам, офис-менеджер, финансовый менеджер.
В области информационного проектирования и обеспечения:
- менеджер информационных систем, сетевой администратор, специалист по сетям и коммуникациям, инженер – системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну,-веб-дизайнер.
Не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить КАЧЕСТВЕННУЮ подготовку.
Какие самые востребуемые профессии сегодня?
Советуем присмотреться к техническим специальностям, на которые существует настоящий дефицит.
Прогноз специалистов: лидерами по привлечению новых сотрудников окажутся производственные компании, а самым “горячим” рынком будет недвижимость. Сейчас рынок недвижимости на пике и спрос на квалифицированные кадры значительно вырос.
В недвижимости наиболее значительно растут зарплаты специалистов всех квалификаций.
Другая востребованная группа профессий – технические специалисты. Уже сейчас компании готовы платить своим сотрудникам зарплаты, значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда. В особом дефиците сейчас инженеры и главные инженеры, а также простые и главные технологи. Хороший главный технолог может зарабатывать, как директор завода (сегодня в пищевой промышленности, где важны международные стандарты качества).
Как правильно выбрать ВУЗ?
1. Важный критерий выбора учебного заведения – статус выдаваемого ВУЗом диплома (государственного образца и негосударственного).
2. Договор - основной документ, регулирующий взаимоотношения студента с институтом.
Обратите внимание на:
- возможность расторжения договора по инициативе студента;
- условия расторжения по инициативе института;
- санкции за невыполнение или недовыполнение обязательств по договору, налагаемые на каждую из сторон;
- возможность изменения стоимости обучения на последующих курсах;
- полноту регулирования договором отношений между институтом и студентом;
- соответствие подписей и печатей;
- грамотность оформления документа.
Правильнее взять копию и проконсультироваться с юристом. Это относится в равной степени к коммерческим ВУЗам и к государственным.
Что надо выяснить до подписания договора на платное образование?
По учреждению:
- когда введена заинтересовавшая вас специальность и сколько выпусков состоялось;
- ознакомьтесь с лицензией на право осуществления образовательной деятельности.
По учёбе:
- правила предоставления академического отпуска и условия восстановления на курсе;
- возможность экстерната и условия пересдачи экзаменов и зачётов;
- ознакомьтесь со списком дисциплин, подлежащих изучению;
- для заочного обучения: выясните график проведения консультаций в течение года.
Какой ВУЗ предпочесть: государственный или негосударственный?
Зависит от вашего материального положения. В государственном вузе есть возможность поступить на бюджетное отделение. Диплом государственного образца больше ценится работодателями.
Как прорваться в ВУЗ?
Помни о своих правах абитуриент имеет право поступить одновременно в несколько вузов; сделайте копии документов и заверьте у нотариуса; только в МГУ могут попросить принести оригинал документа; главное рассчитать время и силы так, чтобы успеть на все экзамены).
Не спеши лезть за кошельком (в государственных ВУЗах согласно Закону “Об образовании” принимают документы и проводят экзамены совершенно бесплатно.
Всякие сборы на канцелярские расходы – незаконны. В негосударственных ВУЗах плата за экзамены оговаривается в договоре.).
Опасайтесь мошенников, которые предлагают за круглую сумму обеспечить поступление в ВУЗ. Дешевле и надёжнее сразу поступить на платное отделение.
Апеллируй, но в меру (апелляция подаётся сразу после устного экзамена или в день объявления результатов письменной работы; заявление подаётся на имя ответственного секретаря приёмной комиссии; повод – ваш ответ слушал один преподаватель, а другой отсутствовал или принимал другого абитуриента; на письменной работе одна подпись, то есть её проверял один преподаватель, а должны проверять два; преподаватель оказывал на вас моральное давление, был груб, нетерпелив, не дослушал ваш ответ до конца; от вас требовали знаний сверх школьной и довузовской программ; Помните: на апелляции не имеют права задавать дополнительные вопросы!).
Вы не пришли на экзамен по причине болезни, то предоставьте справку, заверенную печатью. Вам назначат дату переэкзаменовки.
При подаче документов справка формы № 286 необходима на факультет, где требуется особо хорошее состояние здоровья (геологоразведочная академия, военные и спортивные учебные заведения)
Не забывай о льготах (льготники – дети-сироты, инвалиды с детства, “чернобыльцы”, солдаты с горячих точек поступают вне конкурса – достаточно получить на экзаменах положительные оценки); победители всероссийских и международных олимпиад поступают вообще без экзаменов, все остальные победители, по усмотрению вуза. Школьники – медалисты, имеющие аттестат с отличием сдают один профильный экзамен (в каждом вузе он свой).
Не гонитесь за престижностью. Лучше быть студентом средненького вуза, чем несколько лет подряд биться лбом о стенку “крутого” университета, потеряв при этом кучу денег и времени!
Будь скромнее, не одевайся на экзамен вызывающе, преподавателей это раздражает. Не скандаль на экзамене, лучше подай апелляцию.
Держись золотой середины. Первых строже спрашивают, а последним достаются хуже оценки.
Забудь про пиво, мобильный телефон, пейджер и шпаргалку! Разрешается брать бутылку воды, шоколадку и калькулятор. Нельзя разговаривать на экзамене. Выгонят и поставят “два”.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?
Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования
Заключение
Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.
Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Приложение 1.

Здоровье и профессии

Наименование заболеваний и отклонений в здоровье
Противопоказанные профессионально –производственные факторы
Перечень допустимых профессий и специальностей

1.Заболевания желудочно – кишечного тракта
Контакт с токсичными веществами, физическое и нервное перенапряжение, работа с нарушением режима питания
Токарь, фрезеровщик, электромонтажник, оператор, слесарь, лаборант, портной, часовщик, фотограф, чертёжник и т.д.

2.Заболевания почек.
См выше + неблагоприятные метеоусловия, вибрация
Учёба, автоматика, инструментальное производство, швейное производство, электроприборостроение, вождение машины.

3.ВСД, ССС заболевания
См 1.+ вынужденный ритм работы
Радиоаппаратура, экономика, здраво – охранение, просвещение, все специальности вузов, кроме геологии, металлургии, химической технологии и транспорта.

4.Нарушение зрения (миопия, астигматизм и др.)
Работа, препятствующая ношению очков, работа с мелкими деталями, требующая особой точности
См 3.

5.Сколиоз
Вынужденная рабочая поза, значительное физическое напряжение, работа на высоте у движущихся механизмов
См 3.

6.Плоскостопие и другие заболевания опорно-двигательного аппарата
Длительное пребывание на ногах, подъём и переноска тяжестей, выраженное статическое напряжение
Везде в здравоохранении и просвещении, кроме физвоспитания и фармакологии

7.Избыток массы тела и другие заболевания обмена веществ
Неблагоприятные метеоусловия, контакт с токсическими веществами, выраженное физическое и нервное напряжение, работа, связанная с нарушением режима питания
Пекарь, фрезеровщик, моторист, фото- и радио- монтёр, садовод, художник

8.Бронхиальная астма
См 7.+ загазованность, запылённость, Вынужденная согнутая поза
См 7.

9.Логоневроз
Значительное нервное напряжение, постоянный контакт с людьми, подача словесных сигналов, воздействие производственного шума и токсических веществ
См 7.+ кроме специальностей просвещения, некоторых специальностей здравоохранения и искусства

10.Дерматит
Контакт с токсическими веществами, неблагоприятные метеоусловия и т.п.
См 9.+ профессии и специальности, что и при заболевании ЖКТ

11.Артрит
Работа, требующая значительного напряжения, постоянное пребывание на полях, подъём на высоту, большой объём работы при пораженном суставе
Кроме физвоспитания, стоматологии, санитарного дела

12.Эписиндром
Подъём на высоту, прыжки, кувырки, бассейн, бег на время, эстафеты, кроме нормативов
Рекомендации врачебной комиссии


Приложение 2.

Методика изучения темперамента

Из четырёх предложенных под каждым номером утверждений выберите наиболее вам свойственные.

А) Вы не усидчивы, часто суетливы
Б) Считаете себя весёлым и жизнерадостным человеком
В) Вы, в основном, спокойны и хладнокровны
Г) Вы стеснительны и застенчивы
2. А) Невыдержанны и вспыльчивы
Б) Энергичны и деловиты
В) Последовательны и обстоятельны
Г) Теряетесь в новой обстановке
3. А) Нетерпеливы
Б) Не доводите начатое дело до конца
В) Осторожны и рассудительны
Г) Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми
4. А) Резки и прямолинейны в отношениях с людьми
Б) Склонны переоценивать себя
В) Умеете ждать
Г) Не верите в свои силы
5. А) Решительны и инициативны
Б) Способны быстро схватывать новое
В) Молчаливы и не любите попусту болтать
Г) Легко переносите одиночество
6. А) Упрямы
Б) Неустойчивы в интересах и склонностях
В) Обладаете спокойной, ровной речью
Г) Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах
7. А) Находчивы в споре
Б) Легко переживаете неудачи и неприятности
В) Сдержанны и терпеливы
Г) Склонны уходить в себя
8. А) Склонны к риску
Б) Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
В) Доводите начатое дело до конца
Г) Быстро утомляетесь
9. А) Работаете рывками
Б) С увлечением берётесь за любое новое дело
В) Не растрачиваете попусту силы
Г) Обладаете слабой, тихой речью
10. А) Незлопамятны и боязливы
Б) Быстро остываете, если что-то перестаёт вас интересовать
В) Строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе
Г) Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
11. А) Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонациями речью
Б) Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую
В) Легко сдерживаете порыв
Г) Впечатлительны до слезливости
12. А) Неуравновешенны и склонны к горячности
Б) Тяготитесь однообразием кропотливой будничной работы
В) Мало восприимчивы к одобрению и порицанию
Г) Предъявляете высокие требования к себе и окружающим
13. А) Бываете агрессивным забиякой
Б) Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности
В) Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
Г) Склонны к подозрительности, мнительности
14. А) Нетерпимы к недостаткам
Б) Выносливы и работоспособны
В) Постоянны в своих интересах
Г) Болезненно чувствительны и легко ранимы
15. А) Обладаете выразительной мимикой
Б) Обладаете громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми
Жестами и выразительной мимикой
В) Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое
Г) Чрезмерно обидчивы
16. А) Способны быстро действовать и решать
Б) Сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке
В) Ровны в отношениях со всеми
Г) Скрытны и необщительны
17. А) Неустанно стремитесь к новому
Б) Обладаете всегда бодрым настроением
В) Любите аккуратность во всём
Г) Малоактивны и робки
18. А) Обладаете резкими порывистыми движениями
Б) Быстро засыпаете и пробуждаетесь
В) С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
Г) Безропотны, покорны
19. А) Несобранны, проявляете поспешность в решениях
Б) Настойчивы в достижении поставленной цели
В) Малоподвижны, вялы
Г) Стремитесь вызвать сочувствие и помощь других
20. А) Склонны к резким сменам настроения
Б) Склонны, иногда, отвлекаться
В) Обладаете выдержкой
Г) Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию









13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 1 Заголовок 315