ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому
учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно. Снижение или отсутствие интереса к учению, к школе может происходить и по причине «внутреннего отхода от школы», как отмечал А.Н.Леонтьев. Объясняется это тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Вследствие чего происходит снижение эффективности и успешности обучения. В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится. Учебная деятельность детей-школьников имеет свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые должен учитывать в своей работе педагог. Положительной стороной является стремление школьника и его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но он сталкивается с определенными трудностями, чтобы эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.
Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным потребностям детей, и послужат стимулом для их активной учебно-познавательной деятельности.
Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям-словесникам использование ИКТ на уроках русского языка. Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь.
Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания русского языка, в которых тоже значительное место отведено различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания русского языка. Грамотное использование на уроках русского языка современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Учитель получает большие возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществлении межпредметных связей, увеличении объёма материала за счет экономии времени. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, а у учащихся формируется интерес к предмету, развивается их личность. Использование средств ИКТ на уроках русского языка дает возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ученика на основе использования тотального интереса подрастающего поколения к компьютерным технологиям. Использование компьютера на всех этапах обучения объясняется несколькими задачами: как средство положительной мотивации учащихся, средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Исходя из уровня компьютерной компетенции учащихся, владения ими навыками пользовательской работы, учитель получает возможность разрабатывать эффективные формы работы по мотивации учащихся с использованием ИКТ. Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы - планирование. Планирование должно включать в себя помимо теоретической части и все занятия, которые планируется провести с использованием ИКТ, с конкретным указанием вида и формы деятельности, ожидаемым результатом. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности, которые можно разделить на несколько блоков, включающих в себя теоретический, практический, поисково-исследовательский элементы с использованием локальной сети, сети Интернет, обучающих программ, учебно-игровых форм, СD-тетрадей:
1) Теоретический блок (изучение правил по темам с использованием электронных
учебников);
2) Поисковая работа (поиск дополнительного теоретического материала через Интернет);
3) Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным
оцениванием (смайлики, шутливые аудиокомментарии);
4) Тренировочно- диагностическое тестирование;
5) Практикумы по разделам русского языка (по локальной сети);
6) Диагностическое тестирование (по локальной сети);
7) Тематическое тестирование;
8) Групповая работа: подготовка тестовых заданий для взаимопроверки;
9) Тестовые домашние задания;
10) Е-mail домашние задания ( в сети Интернет);
11) Работа над ошибками (как форма домашнего задания);
12) Практикум с тренировочными тестами и заданиями;
13) Практикум по составлению тестов и расшифровке вопросной базы тестовых заданий;
14) Получение интерактивной консультации программы;
15) Методика использования справочного материала (с использованием CD-тетрадей);
16) Контрольное тестирование;
17) Оn-line тестирование (в сети Интернет);
18) Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой
результатов и указанием пробелов;
19) Тренинг с комментариями и объяснениями учителя и контрольные работы по анализу
текста;
20) Практическая (работа с текстами);
21) Репетиционное тестирование по всему блоку заданий части. А, В и С ГИА и ЕГЭ;
22) Создание базы данных для создания локального грамматического сервера;
23) Создание простых программ тестирования и подготовка базы данных для них;
24) Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и
качество выполнения заданий различных уровней сложности;
25) Подготовка заданий для дифференцированной работы с учетом уровня
подготовленности контингента учащихся (группа сильных учащихся готовит задания для отстающих);
26) Работа с CD-тетрадями (хранение необходимой информации по предмету, запись в них домашних заданий и.т.д);
27) Подготовка тематических презентаций Power Point;
28) Конкурс на лучшую презентацию Power Point ( работа в группах).
Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении русскому языку учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата, развиваются навыки аналитической работы. При подготовке к ГИА и ЕГЭ можно использовать, в зависимости от вида и цели урока, как программы Microsoft Word, Exel, так Microsoft Power Point. Последняя позволяет создавать презентации любого содержания в виде слайдов,   используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с  монитора проецировать на демонстрационный экран. Использование презентаций и видеодемонстраций в работе с детьми среднего школьного звена, для которых, с учетом их психологических и возрастных особенностей, визуальная и красочная подача материала, имеет большое значение в их положительном мотивировании. Безусловно, в этой связи можно и необходимо использовать компьютер с соответствующей тематической мультимедийной библиотекой.
Дополнительной мотивацией для учащихся на занятиях с использованием ИКТ может послужить заведение СD -тетрадей, CD-DVD(RW) носители, карты памяти как аналогов обычных тетрадей на традиционных уроках. В них учащиеся хранят всю актуальную информацию по предмету, получают записанные на них проверочные, тестовые и домашние задания, электронные версии учебников, различные словари, справочники, энциклопедии и.т.д Электронный аналог тетради ни в коей мере не заменяет обычную, но имеет ряд очевидных преимуществ для учителя и ученика. Преимущества эти заключаются в компактности, в сосредоточенности всего необходимого материала на одном носителе, На эти электронные CD-тетради учащиеся с компьютера учителя получают и записывают общие и индивидуальные задания, часть из которых они будут выполнять дома. А уже на следующем занятии учащиеся сдают готовые работы на проверку учителю, то есть передают по той же локальной сети выполненные задания в свои именные папки на компьютер учителя. А при наличии всего банка ответов ко всем тестовым заданиям на компьютере учителя проверка не отнимает много времени, что немаловажно для реализации других элементов урока, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся и делает процесс обучения ещё более плодотворным и интересным.
Мудунгасанов Магомед Гаджиевич, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудалинская СОШ».