Роль преподавателя при изучении иностранного языка


 Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте, в основном с подростками. Работа преподавателя направлена на формирование личности учащегося, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Стиль педагогического общения – это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с молодежью, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог, т.е. от того, как и каким он видит, хочет видеть себя в общении с детьми, какую роль играет в процессе профессиональной деятельности.
Учебный процесс – это двусторонний процесс – “учитель и ученик”. Есть такая английская пословица “можно привести лошадь к водоему, но заставить ее пить нельзя”. Это об образовании. Если учитель желает научить, а ученик желает научиться, то успех гарантирован.
Основная цель обучения иностранного языка – развитие у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Работая в учебном заведении технического направления очень сложно убедить мальчишек и девчонок, что знания английского им пригодятся в будущей жизни, заинтересовать их своим предметом. Поэтому очень много времени приходится уделять мотивации к изучению своего предмета. Не умаляя сложности предмета, пытаемся вселить в них уверенность, что выучить иностранный язык и общаться на нем под силу каждому, было бы желание и неукоснительное выполнение 3-х требований: а) внимание на занятиях; б) систематическая работа (а не от случая к случаю); в) раскрепощенность при общении – можно говорить все, что ты думаешь, если даже твое мнение не совпадает с мнением коллектива даже с мнением самого преподавателя. Атмосфера на занятии должна быть комфортной, доброжелательной, над ошибками друг друга ни в коем случае не смеемся, а исправляем корректно, не обижая говорящего. В противном случае, студент замкнется и ни о каком общении в дальнейшем не может быть и речи. Педагог на занятии – только партнер по общению, помощник, сотрудник, а не диктатор. Стиль общения с учащимися– демократичный.
Достичь этих целей нам помогают ролевые игры, видеоуроки, создание портфеля студента, использование информационных технологий, постановка сценических миниатюр на английском языке таких как «Алиса в стране чудес» по Л. Кэроллу, «Новогодняя сказка». Красочные декорации, костюмы сказочных персонажей, сделанные самими “артистами”, украшают выступления ребят. А еще – участие в различных конкурсах. Благодаря таким конкурам нам удается привлечь внимание к изучению иностранных языков. Включить учащегося в реальную языковую коммуникацию позволяет также работа над различными проектами; она создает максимальные условия для проявления творческих, интеллектуальных возможностей учащихся. В преддверии Универсиады-2014 в г.Казань мы выполнили проектную работу «Виртуальный музей Универсиад» и победили в номинации. Большое внимание было уделено традициям, обычаям и людям нашей страны и республики в области спорта с целью приобщения молодёжи к системе ценностей, вызывающих национальную гордость. Все с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как эта форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам, даже если это не конкурсная работа, а просто внеаудиторная самостоятельная работа. Во время недель иностранного языка в колледже стараемся большое внимание уделить страноведческой теме, затрагивая все ту информацию, на которую не хватает времени на занятиях. В результате такой работы приобретается вкус к творчеству, активизируется познавательная деятельность учащихся. Увлекательные, креативные формы ненавязчиво способствуют отработке необходимых умений и навыков, расширяют кругозор и раскрывают творческие способности учащихся. Если учащийся видит перед собой творческую личность педагога с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это позволяет ему полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.
Что сделать для того, чтобы на занятиях царила атмосфера эмоционального комфорта? Можно выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать преподаватель:
 “Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, учащийся не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
“Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, учащийся чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
“Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, учащийся чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
“Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.
“Что делать, если я не хочу” Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает учащемуся ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, он чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
“Радость новых открытий” Поддержание постоянного интереса у учащихся к тому, что происходит на занятии, разнообразие в получении ими новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствуют развитию познавательной активности.
“Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Преподаватель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.